Глава 7. Печоры

Эль Ка 3
начало здесь http://www.proza.ru/2017/05/08/1131

ГЛАВА 7. ПЕЧОРЫ


      После зимней сессии Петрова бросила клич. Кто поедет с ней в Печоры на этюды, у неё там родственники живут, есть, где остановиться. Вызвались я и Щербак. Этюдники в руки, рюкзаки за спиной, сели на поезд, через пять часов уже на вокзале Петсери. Три часа ночи. До самих Печор надо ещё на автобусе ехать. Ждать до утра не стали. Там всего-то километров пять. Отправились в минус 25 пешком. Только молодость способна на такие подвиги. Идём по наезженной снежной трассе. Мороз, темнотища, никаких фонарей. Ля-ля-ля. Обсуждаем что-то. Дошли  до городка. К родственникам рано. Ещё и пяти часов нет. А пойдёмте в монастырь! Там открыто.
 
      Вошли в первую церковь. Тишина. Никого. Полумрак. Только перед иконами свечи теплятся. Пустая совсем церковь. Рассматриваем росписи, приблизились к алтарю, стоим у аналоя. Тонкий, не выветриваемый запах ладана. Не замечаем, что монастырская братия к заутрене собирается. Молитвы начали петь. Мы замерли, от икон глаз оторвать не можем. И вдруг слышим непривычные такие шорохи и движения. Оборачиваемся, а сзади нас монахи на колени опустились. Все. И их оказалось так много. А мы втроём стоим истуканами, рюкзаками и этюдниками увешаны. Потихоньку ретировались сначала вбок к стеночке, потом вышли.

      Как передать чувства коммуниста Щербака и комсорга Захаровой, перед спинами которых, монахи на колени встали? Да понятно, что на нас глупых никто внимания не обращал. Это мы, мы затрепетали... Души наши смутились, это правда. Мы приехали картинки писать, и на службу-то попали случайно.

     Псково-Печерский монастырь внутри похож на игрушечный.  Всё там такое нереальное, сказочное, не от мира сего точно. Так там всё обустроено, необычно расположено, в овраге, по берегам высоким. Стены оборонительные, как во Пскове, белёные. Толстенные башни. Ворота, надвратная церковь, крутой спуск, тут  лестница, тут церковь 16 века, тут 17, тут 18 и 19. А главная площадь внутри, на дне этой чаши. Колокола, купола, все в рядочек над жёлтой фасадной стеной храма, что над пещерами воздвигнут. Синие купола в звёздочках перекликаются с золотыми главками. Красная штукатурка в белых орнаментальных поясках. На белой стеночке звонницы ангел огромный бирюзовый расписан. И ели, ели, огромные зелёные ели. Открыточка Рождественская... Разноцветная и сияющая, как ёлочная игрушка, среди серой, одноэтажной, забитой непомерным трудом, проблемами выживания, глубинки.  Стоит-лежит царство русского искусства и святости.

     Монастырская жизнь вообще обособлена, а во времена атеистические это было маленькое государство внутри государства, анклав своеобразный.  Когда писали этюды, мы стали свидетелями забавного (а забавного?) случая. К дому настоятеля пришел чудак. Выкликал батюшку на балкон. Настоятель вышел. А снизу, видом горького пропойцы, мужичок просил у батюшки денег на поезд  домой. Каялся, что пропил всё. Батюшка-настоятель выслушал, поговорил с ним и потом сбросил кошелёк с денюшкой. Ушёл болезный с обещанием вернуться к жене в тот же день и не пить больше..
 Всё не просто. Юля рассказала про настоятеля* то, что знала от родственников. Художник по образованию, реставратор, иконописец, человек, прошедший рядовым всю Великую Отечественную войну, дошедший до Берлина. Он так много сделал для монастыря. Сколько он сам реставрировал и лично написал икон, сколько реставрационных работ при нём было сделано, а сколько понадобилось собственных усилий, чтобы найти и вернуть в монастырь награбленное фашистами.  А этот случай, только маленькое подтверждение, насколько большой души был человек. Что кроме уважения может вызвать такой поступок батюшки? Шёл 1971год.

       Днём мороз немного ослабевал, но писать акварелью-- вода застывала прямо на кисти. Пришлось делать быстрые-быстрые наброски, потом на прищепках в холодных сенях развесили, чтобы лёд растаял, но не поплыло от тепла. На следующий день темперой стала работать. До сих пор у мамочки висит картинка, написанная тогда. Зима. Печерский монастырь. Колокольня. И монах в клобуке идёт, руки на груди сложены.

       Через пятнадцать лет мы купили хутор в 18 км от монастыря. Но сколько бы я не ездила в Печоры, а летом пару раз в неделю на рынок обязательно приходилось, всегда заходила в монастырь, и никогда не могла попасть в пещеры. Знаменитые Печерские Святые пещеры с мощами праведников. Уже дети выросли. Уже старшему внуку было три годика, когда он заболел. Не просто заболел, а отнялись ножки. Я в тот же день, как только внука увезли в больницу, рванула в монастырь. Как? Не знаю, но именно в этот день вход в пещеры был открыт, и я попала во внутрь. Как я молила всех святых о выздоровлении внука. С какой силой. Что это, как не чудо, не провидение? Всё в этот день сложилось, чтобы я попала туда.  Внук медленно, но пошёл на поправку.

       Память выхватывает подробности, которые не были важны, пока не потянула за ниточку этой паутины.
И закачались, заблестели на ней слёзы росы или  капельки-линзы памяти.



продолжение http://www.proza.ru/2017/05/22/1047




*  Алипий (Воронов), архимандрит

Под руководством архимандрита Алипия:

В 1959 году началась подготовка реставрации стен Псково-Печерской обители.

В 1960 году восстановлены Тюремная башня и стены от Тюремной башни до Михайловского собора.

В 1961 году — восстановлены крепостная стена от Михайловского собора до Тайловской башни и Тайловская башня.

В 1962 году — восстановлены стена от Тайловской башни до башни Верхних решёток и башня Верхних решёток.

Вместе с реставрацией крепостных стен и башен в 1960—1962 годах был произведён ремонт Успенского, Сретенского, Покровского храмов, Настоятельского дома, Братского корпуса, отреставрирована внешняя живопись Успенского собора.

В 1963—1965 годах были отреставрированы Тарарыгина, Изборская, Благовещенская, Петровская башни.

В 1966 году были перестланы каменные мостовые в монастыре, переконструирован мостик через ручей от Настоятельского дома на Успенскую площадку.

В 1967 году отреставрированы Никольская башня, закончена реставрация башни Нижних решёток, в башне над Святыми воротами в верхнем этаже была восстановлена комната, в которой был устроен иконописный класс; произведены ремонт и покраска Настоятельского дома, переложена печь. Произведён внутренний ремонт и покраска Лазаревского храма, отреставрирована ограда. Отремонтированы русла и тоннель ручья Каменец.

А так же в монастыре был отреставрирован:

тёмный иконостас Успенского храма,
внутренняя роспись Михайловского собора,
Никольский храм.
В 1968—1969 годах в монастыре было отремонтировано гульбище перед Петровской башней, очищен и отремонтирован внутри Корнилиевский колодец, переложены печи и перестлан пол в Трапезной, отделаны известью внутри и снаружи Никольский храм и Никольская башня, перекрыта оцинкованным железом часть крыши Успенского собора, перекрашен фасад Успенского собора, Покровской церкви и Богом данных пещер, изготовлен дюралюминиевый футляр для гроба святого преподобномученика Корнилия.

В 1974 году произведён капитальный ремонт и позолочен купол Михайловского собора, капитальный ремонт Никольской церкви, утеплён коридор братского корпуса, была срублена часовенка на Святой горе во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и самим архимандритом произведена роспись внутри часовни. После реставрационных работ был освящён собор Михаила Архангела.

  Ещё добавлю
 В 1960—1970-е к о. Алипию за духовной поддержкой приезжали и получали её многие представители ленинградской интеллигенции, особенно художники, обращавшиеся к христианским темам, возрождавшие традиции иконописи (Михаил Шемякин, Юрий Люкшин, Владимир Овчинников, Валентин Афанасьев, Анатолий Васильев, Вик (Забелин), Александр Исачев, Евгений Орлов и др.), а также искусствоведы (Савелий Ямщиков и др.).