Когда я вернусь на станцию Грязи. Глава 6

Нина Роженко Верба
Начало http://www.proza.ru/2015/09/24/1725

Я давно подозревала, что сосна в центре нашего двора только притворяется деревом. А на самом деле у колонки притаился  трехголовый Змей Горыныч из сказки. В свои шесть лет я уже начиталась русских народных сказок, и эта моя начитанность не могла не сказаться на моем восприятии мира.  Ночью, набравшись смелости, тайком от бабули, я пробралась на кухню, чтобы своими глазами увидеть, как три  надменно изогнутых ствола превращаются в мощные змеиные  шеи чудища. Холодный лунный свет обливал сосну, холодное стекло окна студило лоб, громкое тиканье  ходиков на стене пугало, казалось, кто-то назойливо скребет деревянную стену, и вот-вот из-за кошачьей морды с вытаращенными глазами  высунется когтистая лапа. Пустынный двор, наполненный лунным светом, утратил привычные четкие очертание, все плыло и мерцало. Стволы-шеи извивались. Мощное основание дерева цеплялось за землю корявыми лапами корней.  Змей Горыныч тянул к окну свои мрачные ветви. В колючих иголках таились желтые звериные глаза.

Скорчившись на табуретке, я спрятала лицо в ладонях. Стало еще страшнее. Не выдержав испытания ужасом, я заорала. Дедушка Тиша, теряя тапки и чертыхаясь, вбежал в кухню, подхватил меня на руки. За ним прибежала взволнованная бабуля  в фланелевой ночной рубашке. Бигуди торчат из-под  белого платочка, как маленькие антенны.

- Что, чадушко?! Что случилось? - дедушка Тиша  снимает меня с табуретки, садится сам, усаживает меня на колени и гладит большой теплой ладонью. Бабуля хлопотливой наседкой  мечется по кухне,  ставит чайник,  гремит чашками, хлопает дверцами буфета.  Горячий чай с медом, по мнению бабули, лучшее лекарство от всех болячек и жизненных потрясений.

- Там змей Горыныч,  - я тычу рукой в сторону окна,  хватаю дедушкину ладонь, прижимаюсь к ней щекой, устраиваясь поудобней, вдыхаю такой знакомый запах  древесных стружек и совсем чуть-чуть машинного масла, которое бабушка закапывает пипеткой в свою швейную машину. Привычные запахи и вещи успокаивают меня,  Дедушка Тиша смеется и чуть покачивает ладонь, я покачиваюсь вместе с ней, как на качелях. Страх растворился в этом уютном теплом покачивании. И я уплываю все дальше  в сон,  я знаю, что теперь все будет хорошо, потому что  есть теплая ладонь, которая не даст в обиду, утешит, поддержит, развеет злые сны и страхи
 
Дедушка  Тиша жил в деревне, но раз в месяц непременно наезжал к нам с бабулей в гости.  И  все в нашей жизни сразу менялось к лучшему: переставали надоедливо скрипеть двери, смазанные машинным маслом, ключи легко входили и выходили из замка, сломанные кофемолка и утюги снова исправно мололи и гладили, как  положено,  краны  текли водой только тогда, когда их открывали, словом, -  наша с бабулей жизнь  из бесконечной борьбы с мелкими и крупными  бытовыми неприятностями  превращалась почти в непрерывный праздник. Все вертелось, крутилось, горело, светило, стучало и молчало строго по нашей с бабулей воле, а не само по себе.

Дедушка Тиша называл бабулю  дочей и донюшкой, и я неизменно удивлялась этому обстоятельству: в моей голове никак не укладывалось, как можно быть одновременно дочерью и бабушкой. В сложные для меня хитросплетения родственных отношений я по малолетству не очень вникала. Так уж сложилось, что  дедушка  Тиша заменил мне и деда, сгоревшего за три месяца от рака задолго до моего рождения, и отца, разбившего семейную лодку где-то через год после моего рождения.  Лодка утонула в ревнивых скандалах и разборках: мама слишком любила джаз и даже одно время подвизалась в ресторане в качестве исполнительницы джазовых композиций. Не выдержав соперничества с джазом,  отец отправился покорять  дальние страны, да так и затерялся где-то  в мировых просторах. Мама  немедленно вышла замуж за барабанщика гастролировавшей в нашем городе джаз-банды и укатила с ним  на край земли — в город Владивосток.

Первое время оттуда изредка приходили коротенькие письма, полные  радужных надежд, приветов, поцелуев и просьб выслать денег. А потом письма прекратились,  но бабуля сохраняла спокойствие, из чего я сделала вывод, что жизнь у мамы наладилась. Ну, а то, что мы стали ей не нужны -  в мою  систему координат так и не вписалось. Может, поэтому мои представления о любви были несколько перекошены, словно отражались в кривом зеркале. Нет, я не чувствовала себя обделенной любовью. Напротив и бабуля и дедушка  Тиша  любили меня без памяти в полном смысле этого слова: баловали, прощали  мои детские шалости, подростковые взбрыки, не хранили обид. Но с тех пор я убеждена: в каждом из нас заложена любовь к родившим тебя.Но иногда программа сбоит, или жизнь вносит свои коррективы. И этот кластер в моей программе остался невостребованным. Невостребованность отдавала легкой горчинкой, словно я не оправдала чьих-то надежд, или не так себя повела, не выполнила возложенной на меня миссии. Обмен любовью должен был состояться, но не состоялся. Я не получила материнской любви, и мои чувства к матери так и остались нерастраченными. Чем старше становилась я, тем больше ощущала эту свою неполноценность что ли. Словно, обещали научить летать, а крыльев не дали. Мне, как я потом поняла, не хватало оберегающих материнских рук. Материнские руки-крылья всю жизнь незримо несут своего детеныша  через преграды, смягчают удары, снимают боль. В тот вечер, когда дедушка Тиша прикрыл меня кольцом своих рук от Змея Горыныча,  я почувствовала, как это важно, чтобы тебя любили.  Наверное, детям открывается многое из того, что взрослые потом то ли забывают, то ли теряют способность чувствовать и понимать. Может, во спасение, может, в наказание. Я не знала тогда, что есть такое слово -"мироустройство". Но и дедушка Тиша, и бабуля помогли мне понять, что есть любовь. А осознание того, что именно любовь не дает этому миру скатиться в тартарары, пришло позже. Мир держится на любви. Так просто. И так сложно.
 
Когда дедушка Тиша умер, я снова осиротела, и чувство сиротства уже не отпускало меня. Дедушка умер ясным майским днем. Сидел под  злополучной змейгорынычевой сосной, читал газету, надвинув на нос круглые очки, похожие на маленький велосипед. Да так с газетой и отошел в иной мир. Когда бабуля  вернулась домой с работы, он уже закоченел, и  обрывки газеты пришлось осторожно вынимать  из  закостеневших пальцев.

Тогда, по малолетству, я не задумывалась,  куда девается любовь, когда люди умирают?  Отлетает вместе с душой? Или растворяется в окружающем нас эфире? А может, благоухание цветов — это и есть  эманация любви людей, покинувших землю?  Ну, не станет же Творец, так щедро наделивший нас любовью,  забирать ее обратно,  набивать ею небесные сундуки, подобно алчному скряге. Неет! Я много  размышляла, работа в библиотеке тому немало способствовала. Сотворить такое чудо, как окружающий нас мир, под силу только гению. А у него, как у любого творца,  есть множество проектов, но  проект  под названием «Человек» - это  нечто особенное, ослепительная вспышка счастья, улыбка  влюбленного гения,  именно влюбленного в свое творение.  Да чего там! Если уж крохотную  невзрачную рыбешку Создатель наделил любовью! Только подумать - ничтожное безмолвное существо, сто миллионов пятнадцатое звенышко в бесконечной  цепочке живой мелочевки, что летает, ползает, плавает — и даже  она, эта рыбка, сотворена с любовью,  в счастливом вдохновении. Что уж тогда говорить о человеке! Да, именно эта рыбешка, убедительнее всяких остроумных аргументов  утвердила меня в абсолютной уверенности, что любовь - наше естественное состояние, так было задумано, и замысел был хорош.

Морская кроха  из семейства иглобрюхов — ярчайшее тому доказательство. Влюбленный поэт пишет стихи, влюбленный композитор — сочиняет музыку,  влюбленный токарь нарезает  трапецеидальную  внутреннюю резьбу такой совершенной красоты и точности, что  понимающие люди  цепенеют от восхищения. Влюбленный пятнистый иглобрюх создает потрясающей красоты и точности  барельеф. Из песка!  Крохотными плавничками и хвостом, работая без перерыва на  отдых и еду  целых две недели, он  рисует на морском дне то ли солнце, то ли колесо сансары. Подводное течение так и норовит  разрушить  хрупкое  творение маленького  архитектора, но он с упорством и вдохновением создает эту поразительную картину. Ну откуда эта рыбья малявка может знать  про солнце, тем более — про колесо сансары, олицетворяющее основополагающие принципы буддийской мысли! Но эта рыбья кроха — творец, и его творчество — так же прекрасно, как прекрасна Сикстинская мадонна и Тадж Махал, как прекрасен мир и человек, созданные для любви. То,  что в современном мире любви катастрофически мало и с каждым днем становится все меньше - не программный сбой, не вина Создателя, а скорей всего, вина человека. Представьте себе, что именно человеку по изначальному замыслу доверили генерировать любовь. Такая вот у него миссия. Все равно, что поддерживать огонь в очаге.

Мне нравится так думать, тогда многое становится понятным, по крайней мере, для меня. И даже то, что я, не задумываясь, шагнула за Высоцким в пропасть с тропы Смерти. Да, конечно, не было за моей спиной материнских оберегающих крыльев,  а они мне очень бы пригодились в тот миг. На что я надеялась? На что вообще можно было надеяться в этой отчаянно страшной ситуации? Только на чудо!  И это последнее, что я успела подумать. Дальше -  темнота.

...Я открываю глаза и пытаюсь понять, где я и что со мной.  Меня слегка покачивает, словно я плыву на лодке, чего совершенно не может быть.  Какие лодки на дне ущелья? Прямо надо мной, на расстоянии вытянутой руки клубится то ли туман, то ли облако.  Я пытаюсь осторожно пошевелить руками, ногами. Вроде бы все работает и нигде не болит. Уже хорошо, значит, не разбилась. А Высоцкий?! Приподнимаюсь и вижу в нескольких метрах от себя Высоцкого. Он тоже пытается сесть, трясет головой. Уф! Мы живы! Но где же мы?  Явно не на дне ущелья. Мы лежим на чем-то мягком.  На чем-то, что похоже — да ни на что это вообще не похоже. Потому что оно не только мягкое, но и теплое!  И покачивается. Теперь я ясно ощущаю это легкое покачивание. Что это за ущелье такое?  Я  поднимаюсь и  делаю несколько шагов по  странно мягкой неровной поверхности. Неглубокие канавки пересекают ее, создавая какой-то очень знакомый узор. Я задумчиво разглядываю этот узор, Высоцкий присоединяется ко мне.

- Что скажешь? - осторожно спрашиваю я, чувствуя, как во мне нарастает тревога..

- Ну, что я могу сказать, -  Высоцкий с силой трет подбородок, - я могу сказать только одно: это не ущелье. Знаешь, если бы я не думал, что схожу с ума, я бы сказал, что эти линии очень напоминают линии на ладони. Смотри!

- О, черт! Значит, и ты об этом подумал! Но ведь  свихнуться на пару невозможно, коллективных глюков не бывает.

Я потрясенно оглядываюсь,  однако  облако, парившее над нами,  опустилось еще ниже, оно буквально на глазах наливается густой грозовой темью, нас обволакивает влажная прохлада и разглядеть что-либо уже невозможно.  А то, на чем мы стоим, раскачивается все сильнее, подчиняясь какому-то  неведомому  ритму.  Все труднее держать равновесие, и мы опускаемся на колени.  Я подвигаюсь к Высоцкому и шепчу:

- Но если это чья-то  ладонь, - я с трудом выговариваю это слово и даже начинаю заикаться,   - то где-то рядом должен быть... ну... хозяин. В смысле, остальное тело.

- В логике тебе не откажешь, - мрачно шутит Высоцкий. Какое-то время мы молчим.

- Знать бы еще, что я-то здесь делаю. А у меня сегодня в десять запись на радио., -  задумчиво произносит он.

Чувство вины буквально парализует меня. Я готова разреветься не столько от страха  неизвестности,  сколько от стыда, что  так подставила хорошего человека.  И я  неловко неубедительно извиняюсь:

- Понимаешь, я не хотела. Я вообще ни о чем таком не думала... нет.. ну... иногда думала, конечно, вот бы увидеть... Так кто не думает! А я себе сидела в халате, фотки рассматривала, шампусик пила. У меня и в мыслях ничего такого не было! Честное слово! Да если б я знала, что эта пробка натворит, я бы себе руку оторвала.

- Какая пробка? - удивился Высоцкий.

- От шампанского, - мрачно  отвечаю я.

- И что натворила пробка? - Высоцкий явно заинтригован.

Я пересказываю ему предысторию событий. Высоцкий недоверчиво крутит головой.

- Да уж... Пробка в роли машины времени. Это ты загнула.

- Да? - свирепею я. -  А где мы сейчас по-твоему?

А и в самом деле, где?  Нас по-прежнему качает в непонятном ритме, облака проносятся мимо. Мы явно движемся. Куда? И самое главное — кто несет нас?

- О Боже мой! -  я даже подскакиваю от внезапного озарения.

- Что? Что случилось? -  Высоцкий, нахмурившись, хватает меня за руку.

- Стихи! Я вспомнила! Сейчас, я сосредоточусь!

Я тру лоб, словно помогая моей измученной событиями голове сосредоточиться. И быстро, без выражения читаю:

На земле всё сгорит и расплавится,
Всё сожрёт ненасытный огонь,
Только мой островок и останется,
Потому что он – Божья ладонь.

- А чьи это стихи? - Высоцкий с недоумением смотрит на меня.

- Это Зиновьев, но не тот, другой. Ты его еще не знаешь.

- Ну, ладно, стихи. И что?

- Ты же сам сказал, что, ну, это похоже на ладонь.  Ну, ладонь! Божья!  - я почти кричу.

Высоцкий задумчиво оглядывается. На лице его расплывается скептическая улыбка. 
- Ну, тебя и занесло! Где мы - и где Бог.

- Да? - разозлилась я. - Ну, тогда  предлагай свою версию.

Ответить Высоцкий не успевает,  гигантская ладонь сжимается, накрывая нас с головой.  Мой отчаянный визг глохнет в  теплой душной темноте сжатой ладони. Сердце  в ужасе  колотится где-то уже в глотке.  Очень неприятно ощущать себя беспомощной букашкой, и я барахтаюсь, извиваюсь, как извивался бы червяк, схваченный птицей.  Так же неожиданно ладонь разжалась и нас, как червяков  стряхивают на землю. Мы лежим на траве  у какого-то покосившегося забора в тени  деревянного  дома с резными кружевными  наличниками. И я вдруг понимаю, что этот забор, и этот дом мне хорошо знакомы. А уж сосну в центре двора с тремя изгибающимися стволами, словно шеи сказочного Змея Горыныча,  я знаю наизусть. Сколько  альбомов я извела, пытаясь перенести на бумагу эти коварные извивы, эту таинственную сущность странного дерева. Но  ни дома, ни двора, ни моей загадочной сосны давным-давно уже нет.  Их снесли в девяностые годы, и новый русский соорудил на этом месте трехэтажную хижинку.

Но сейчас мы  с Высоцким валяемся, как хлам, у забора давно сгинувшего дома. И я с  трепетом смотрю на сосну, под которой сидит  старичок, надвинув на нос очки-велосипед и читает газету. Дедушка Тиша? Дедушка, который умер пятнадцать лет назад! Дедушка Тиша живой и невредимый читает газету?!  Что же это? Значит, мы тоже... Значит, нас уже нет?...

Продолжение http://www.proza.ru/2017/06/12/1077