Тараканы в бороде

Елена Шувалова
    
   А.Н.Толстой варьировал своё знание об авторстве "Конька-Горбунка", - насколько мы понимаем, - по-разному, в нескольких произведениях.

   Начал он варьировать эту тему - вероятно, - с "Детства Никиты". "Детство Никиты" стало и основой для сказки о Буратино, или "Золотом ключике", - в котором эта тема достигла своего апогея.

   Кроме этих масштабных и известных произведений, связанной с темой "Конька-Горбунка" мы бы назвали маленькую и мало известную повесть для детей "Как ни в чём не бывало".

  В этой повести выведен очень колоритный и - почти что сказочный персонаж - Панкрат Иванович Ершов-Карасёв.

  О том, что этот Ершов связан с нашим Ершовым (автором "Конька-Горбунка") , говорит его вторая фамилия - Карасёв. В "Коньке-Горбунке" именно с карасём дерётся Ёрш.

Глядь: в пруде, под камышом,
Ёрш дерётся с карасём.

  Панкрат Иванович Ершов-Карасёв - начальник лодочной станции на речке Ждановке в Ленинграде, по которой два маленьких мальчика (прототипы их - сыновья Толстого Никита и Митя) отправились в путешествие.

  Панкрат Иванович даёт мальчикам лодку под названием "Воробей". Название это - так же - говорящее. Когда-то Пушкин предлагал принять его за молодого воробья, - скрывшись за подставным автором (анонимом):

Покамест можете принять меня
За старого, обстрелянного волка,
Или за молодого воробья,
За новичка, в котором мало толка. /"Домик в Коломне".

   Панкрат Иванович даёт лодку не просто так, а - за деньги, - шестьдесят пять копеек.  Число "65" состоит из цифр "6" и "5", которые складываются между собой в  "11" - число инициации. *

  А эти самые "6" иль "5" снова - "из единицы ведомой лучатся" (Данте).
 
   

                *  *  *

   Панкрат Иванович Ершов-Карасёв - "старый водяной человек с густой бородой". Говорит он - басом. Это, - по-видимому, - и прототип Карабаса-Барабаса!

  "Водяной человек" - в котором много воды? Между прочим, Пётр Павлович Ершов умер от водянки.

   Кроме того, этот Ершов-Карасёв замечательно чихает (Карабас-Барабас тоже будет чихать...):


"Панкрат Иваныч щурился, щурился и вдруг...
Чихнул:
Ап-ап-ап-апчьхииии!!!
Да как чихнул-то!
Закачались мостки, заскрипели лодки, ворона, присевшая почистить нос на крышу домика на мостках, взъерошилась, сорвалась и полетела, каркая и долго ещё оборачиваясь на Ершова-Карасёва:
-Дуррррак!... Дурррррак!!"


   По разрушительному действию от чиха этот герой сопоставим только с Головой брата Черномора, от чиха которого степь дрогнУла, и т.д...

   Под Головой хранился заветный меч, предназначенный для Руслана.

   Имя (голова) Ершова так же хранит сказку "Конёк-Горбунок"... для Пушкина, - "до востребования"...

               

                *  *  *

   А ещё - в большой бороде Панкрата Ивановича - говорят, - живут тараканы!

   Странно, что в бороде; обычно эти насекомые поселяются в голове... И автором этого выражения - "тараканы в голове", - литературный анекдот называет так же  Александра нашего Сергеевича.

   Приводим этот анекдот в пересказе автора "Прозы. ру" Александра Шустова.

    "С интересом и удивлением узнал, что к этому выражению приложил, образно говоря, руку великий русский поэт А.С.Пушкин.

    Как-то раз ему рассказали об одном поверии, что тараканы якобы могут заползать в ухо спящему человеку и выедать его мозг.

"Какая прелесть - воскликнул поэт - теперь я не буду говорить, что человек глуп, а буду говорить, что у него тараканы в голове."

 Это трансформировалось ныне в выражение "у каждого свои тараканы в голове", то есть каждый может ошибаться." / http://www.proza.ru/2011/03/22/520

  С тараканов началась биография юного П.П. Ершова. В книге А.К.Ярославцова (сокурсника Ершова по Университету и друга по переписке), - которую вполне мог читать в детстве А.Н. Толстой, есть такой эпизод:

   "Дома, в свободные минуты, одною из любимых им забав было - впрягать в каретку, сделанную им самим из бумаги, четвёрку или шестёрку тараканов."**...


                *  *  *

   Мы пока не очень понимаем, почему Толстой в этой повести так монструизирует подставного автора "Конька-Горбунка" - до того, что явно делает его прообразом Карабаса-Барабаса, - но что Алексей Николаевич знает, что никакой он не автор - это очевидно, - с такими-то тараканами!

  Да, не лишне заметить, что повесть "Как ни в чём не бывало" это конец предложения "Пропущенной главы" "Капитанской дочки" - "Мужики поклонились и пошли на барщину как ни в чем не бывало".



   



* Эту дату - 11 мая - А.Н.Толстой взял как День Рождения своего Никиты.

 
** А.К.Ярославцев. Петр Павлович Ершов - автор сказки "Конёк-Горбунок". Биографические воспоминания.(СПб., 1872).

   

  Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/28/2143