Моя переписка - с Ильёй Долгих 1

Эдуард Ратников
На этом фото слайде семидесятых годов, мой школьный друг ВИКТОР, он пока ещё не дослужился до большой должности зама АРБАТОВА в институте США и КАНАДЫ.
Но, его уже иногда посылают в штаты по различным заданиям родины, причём выпускают его к ним, на удивление тамошних сотрудников из их администрации, как человека, НЕ состоящего в ПАРТИИ КПСС.
 
А он действительно не состоял, и даже я удивлялся этому: – «ВИТЬКА, ну я беспартийный, это понятно, а как же ты умудрился таким оставаться, аж до 1991-го года?"
На что он отвечал - что его действительно в начале водили по кабинетам, и представляли, как некую невидаль, говоря при этом - смотрите они нам беспартийного прислали сотрудничать.
А это были СЕМИДЕСЯТЫЕ, до краха СССР ещё лет пятнадцать.

На этом кадре, дорога на его дачу, ВИКТОР стоит уделаный глиной из-под колёс машины, которую я взял со своей работы для перевозки небывалого урожая ЯБЛОК с их дачного участка. Вот мы и пытаемся сдвинуть грузовик с места, после не большого дождя.

27.03.2017
На этот раз - это моя переписка с ИЛЬЁЙ-читателем, который категорически отказывается быть писателем, а вот переписываться он согласился.
Как говориться «не лиха беда начало», а там, глядишь, и станет писателем, и не чета  НЕКОТОРЫМ.

Так вот, пока он ещё читатель, то мне очень повезло, первый кто ему попался для чтения на «ПРОЗЕ.РУ» - это я. Вот он и решил, а смогу ли я прочесть всё, что написали на этой «ПРОЗЕ.РУ».
Конечно, если бы ИЛЬЯ предполагал, сколько здесь таких писателей как я, то не ставил бы перед собой такую НЕПОСИЛЬНУЮ задачу, но так как я попался первым, то он и смог достаточно много осилить всякой моей писанины, не подозревая о существовании КОРИФЕЕВ. Я же с эгоистических позиций не раскрываю перед ним секрет, что помимо меня есть ещё ну так миллиона два, а то и более ещё таких писателей. И я как бы догадываюсь, - большая половина которых гораздо писательней, чем я.

В общем, если по-честному, то я благодарен ИЛЬЕ за то, что теперь я знаю, что есть такой читатель, который на самом деле читал, а не просто открывал и закрыл, как многие.

Вот такая история с ИЛЬЁЙ, и вот его рецензия на мой рассказ - воспоминание о моей службе в армии в шестидесятые годы прошлого столетия.
Вот сноска на рассказ.
http://www.proza.ru/2010/10/11/1373
Желательно прочесть кабы знать о чём речь.

Рецензия ИЛЬИ на «Когда не было войны 3 - Карантин»)

Здравствуйте, Эдуард!
Начал читать ваш очерк о службе в армии.
Про ЗИС-151 и "Студебеккер" хочу уточнить. "Студебеккеры" были с колёсной формулой 6*4 и 6*6. В этом плане ЗИС-151 (как и его преемник ЗИЛ-157) копировали Студебеккер US6 6*6.

Илья Долгих   23.03.2017 18:54   

Мой ответ ИЛЬЕ.

Если честно, то мои познания в Студебеккерах совершенно бытовые, из воспоминаний детства, я даже скажу более, меня совершенно нельзя причислять к фанатам автомобильной истории. И ваши поправки, ИЛЬЯ, для меня очень ценные. Всё, что вы заметили неправильное, обязательно пишите, а я буду думать, как это исправлять.

Моё детство протекало у бабушки и дедушки, которые жили в Лаврских переулках, а это хотя почти центр МОСКВЫ, но в то время весь этот район состоял из таких же переулков, был деревянным с двухэтажными домами, и занимал большое место на карте МОСКВЫ. У всех домов были дворы и дровяные сараи, для каждого жильца свой, отопление печное дровами, а углём и торфом почему-то не топили. Может, это даже было запрещено, я не знаю.

У многих были палисаднички с заборчиками, цветами с морковкой или ещё чем-то полезным в хозяйстве. У одного соседа по нашему дому № 9, кажется, дяди ВАСИ, в дровяном сарайчике рос даже поросенок.
Так вот, однажды, я думаю, именно к нему в наш двор заехала большая машина, тогда она мне казалась очень большой, и это был ещё военный Студебеккер, полный яблок, накрытых брезентом. Он стоял во дворе дня два или три, и мы все, дети, объелись этих яблок надолго.
Так вот, он был именно 6х4, а я уже тогда мальчишкой понимал, чем ведущие колёса от не ведущих отличаются.

Дело в том, что я и сестра НАТАШКА с той же бабушкой МАТРЁНОЙ ФЁДОРОВНОЙ ездили летом в деревню, в которой жил и работал на ЗиС-5 дядя ВАНЯ Бодунов, а я с ним на целый день уезжал кататься на машине и не один раз. Он естественно посвящал меня в технические особенности машин, и когда мы застревали в огромных лужах деревенского бездорожья, каждый раз вспоминал о передних колёсах, которые не крутились, а стояли как вкопанные.  В меру матюгаясь при мне, он всегда всё валил на эти передние колёса и на чёрных кошек. И действительно, стоило такой чёрной пробежать, то обязательно что-то происходило. Однажды он стоял минут пятнадцать и ждал, чтобы кто-нибудь проехал раньше нас, но так и не дождался, так через некоторое время спустило колесо. Хорошо, была запаска, и мы стали менять, а вернее он, от меня толку было мало.

Так вот я и узнал от него, как различать ведущие колёса от ведомых.
Впоследствии, в колхозе, дяде ВАНЕ выдали новый ЗиС-150, а я продолжал просить бабушку разбудить меня часов в шесть утра, чтобы я мог поехать на целый день работать вместе с ним. Кстати, его машина всегда стояла перед их домом, а это метров 50 до нашего дома, на месте которого ещё в старом доме родился мой дедушка ИВАН МАКСИМОВИЧ. Но он там только родился, а когда подрос немного, его как ВАНЬКУ Жукова отдали в учение на портного, в МОСКВУ, благо недалеко от дома, теперь до этого места от МОСКВЫ всего километров тридцать, на реке ИСТРЕ.
Вот так, вся остальная моя родословная уже в МОСКВЕ, считай, начало положено даже не в прошлом, а в позапрошлом 19-ом столетии будет.

ИЛЬЯ, переписываясь с вами, я этак навспоминаю на целую книгу. На рассказ уже, наверное, навспоминал. Кстати, у меня есть раздел «Переписка», вот надо подумать, и объединить наши разговоры в один.

С уважением, ЭДУАРД.
Моё дополнение ИЛЬЕ.

ИЛЬЯ, я как смог, так и исправил про Студебеккеры.

А вот в моём ответе тоже есть поправка, читать надо так.
"У всех домов были дворы и дровяные сараи, для каждого жильца свой, отопление печное дровами, а углём и торфом почему-то не топили."
Просто именно дровами, а не углём и торфом.

С уважением, ЭДУАРД.
Эдуард Ратников   24.03.2017 12:16   

Ответ ИЛЬИ.

Всю переписку между нами, Эдуард, обязательно надо как-то классифицировать и обработать. Что-то интересное - опубликовать. Менее важное - в архив.
Для ваших детей и внуков это будет.

Илья Долгих   25.03.2017 17:01   

Мой ответ ИЛЬЕ.

ИЛЬЯ, хорошо, что вы одобрили создать подборку из нашей переписки.
Вы прочли моё исправление насчёт Студебеккеров?
Я, конечно, изворачивался как мог, надо было сохранить суть, что наши 151-вые практически ничем не отличаются от Студебеккеров, но ваше замечание - оно ещё больше усиливало это обстоятельство и полностью соответствовало моей мысли.
Небольшое отличие всё же было, только не в конструкции, а в модификациях. Мы не стали дублировать формулу 6х4 только с задними ведущими для трёхосок, но зато мы сделали двухоску 4х2 ЗиС-150, а это как раз та машина, которую получил дядя ВАНЯ для своей работы в колхозе, и на которой я с ним ездил как бы тоже работать, а вернее, покататься вдоволь для себя. Но, к сожалению, именно она и застревала в грязи без передней ведущей оси.

И вот через много лет, чуть ли не в возрасте дяди ВАНИ,
работая в экспериментальном цехе ЗиЛа, я уже получил некий навык вождения. Частые авралы на главном конвейере завода вынуждали всех зиловцев спасать производство, вот я, как и все, спасал завод в качестве отгонщика новых автомобилей на место временной стоянки, пока их не отгрузят заказчикам.
Продажи машин тогда не существовало, их только распределяли, и завод сам не мог продать машину НИКОМУ.

Как-то  в семидесятые годы прошлого века в Подмосковье выдался очень урожайный год яблок, и как тогда со Студебеккером во дворе дома моей бабушки, вывезти яблоки с дачных участков было невозможно.
У нас в семье дачи ещё не было, а вот у моего лучшего школьного друга ВИКТОРА был участок родителей, и вот этот небывалый урожай случился и на его даче. Он обратился ко мне за помощью, а я, понимая, сколько это яблок, говорю: - «Это нам раз десять ездить и не вывезти на Жигулях. Давай, я попробую договориться на работе и взять ЗиЛ-130».

В принципе, при хорошем отношении с руководством, можно было оформить за оплату грузовик для перевозки личных вещей на целый день.
Но это действующим водителям, а я так, инженер без особого навыка, да и                легковушка жигулёвская совсем недавно выделена тестю за доблестный труд и куплена НАМ всеми родственниками в складчину.
Вот я и предложил ВИКТОРУ: - «Давай попробую взять на себя, а вдруг дадут».
Одним словом, я договорился, и мне дали бортовой Зил-130 для поездки.
Так по дорогам на грузовике я особо не катался, кроме как с дядей ВАНЕЙ.
Нет - вру, я учился ездить на ЗИЛе в автошколе, и именно по городу, но больше, как получил права, не ездил, вот только на пойму с конвейера гонял машины, но это по заводу и по одному и тому же маршруту.

Но рассказ не об этом.
Я заправил машину на цеховой АЗС, выехал с завода через проходную, и сначала - за ВИКТОРОМ к ним домой, а потом мы уже вместе благополучно доехали до его участка. Яблоки были уже собраны в мешки, и нам надо было их только погрузить.
Погрузка прошла гладко, да и наш возраст ещё располагал к таким непривычным нагрузкам.
Оставалось полдела - добраться домой.

И вот тут случилось то, о чём мы не подумали, прошёл дождичек, короткий, но очень неплохой. Делать нечего, до темна хотя и далеко, но всё же может и  настигнуть, лучше не мешкать.
Двинулись в путь, а дорога мгновенно превратилась в мыло. Резина на моём ЗиЛе чисто дорожная, для асфальта, протектор минимальный, да ещё подъизношенный прилично.

Пересказать, что я сделал с бедным ВИКТОРМ, невозможно, он весь в грязи, с куском цепи, который мы нашли в кузове. У меня есть слайды этой дороги и ВИКТОРА с цепью. Ему досталось гораздо больше, чем мне, сидевшему за рулём, подложить цепь под колесо не проблема, а вот найти её в глине, потом и вытащить, вот это самое ТО.

Вот тут я и вспомнил дядю ВАНЮ, как ему было вылезать из грязи со мной, а не мне с ВИКТОРОМ.
С цепью в руках, весь с ног до головы в глине, но ВИКТОР всё же не ребёнок, который хоть и хотел бы помочь, но вряд ли бы помог.
Постепенно перекидывая и подкладывая цепь при помощи ВИКТОРА, я относительно чистым выехал на щебёнку, а нам ещё разгружать, а мне машину отгонять в цех и сдавать диспетчерам.
Хорошо – решил я, мыть машину можно и завтра, грязь не убежит, но зато точно знаю - пристынет.
Ладно, отмочу завтра из брандспойта, но пока её не потрёшь щёткой, смыть даже пыль невозможно, и это знают все, кто мыл любую машину, хоть самую маленькую. Помыть ЗиЛ несколько сложней, чем ЖИГУЛИ.
Зато выдался незабываемый случай на всю жизнь, и одно это «стоило СВЕЧ».
Вот такое воспоминание, ИЛЬЯ.

С уважением, ЭДУАРД.


На этом моменте, я думаю, получился неплохой рассказ, за что ИЛЬЕ спасибо. Не напиши он своей рецензии с правильными замечаниями, вот ничего и не было бы.