Западный форпост. Ч. 2. Из цикла Российская глубин

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - на высокой горе Снятная на правом берегу реки Великой купола собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря;  позади катера - вид на Псковский Кремль в месте впадения рек Псковы в Великую; слева - вид с Псковского озера на Талабские острова и купола храма св. Николая Чудотворца на острове им. Залита. Река Великая при впадении в Псковское озеро, Талабский архипелаг, Псковская область.




В один из приездов во Псков решили отправиться в водное путешествие: по реке Великой через Псковское озеро к Талабскому архипелагу. В советские времена с островами существовало регулярное сообщение, а рыболовецкий колхоз на островах считался миллионером. По вылову снетка и другой озёрной рыбы ему не было равных.

Небольшой речной катер отходил от речного вокзала Пскова, что возле Мирожского монастыря. Который расположен на полуострове в дельте реки Мирожки, при впадении её в Великую.

По пути к причалу оглянулись на Мирожский монастырь. Порадовало, что в 21-м веке монастырь выглядит опрятно, что его отреставрировали, территорию привели в порядок. Даже небольшое озерцо перед воротами ухожено, берега укреплены порослью трав. А многочисленное семейство уток купалось и крякало, вычищая крылья после купания и отряхиваясь на берегу. Была середина сентября.

Помнится, в советское время монастырь, хоть и работал, но был закрыт от глаз посетителей. Так нас пытались оградить от влияния церкви. И хотя мы частенько проходили мимо него с желанием хоть одним глазком заглянуть внутрь (школа военного городка, в которой работала свекровь, находилась рядом), попасть внутрь не удавалось. Экскурсии туда были редки.

Пассажиров на катере оказалось мало: вечерело, и туристический поток иссяк. На остров возвращались местные жители, да мы, редкие туристы-одиночки. Путь туда и обратно со стоянкой занимает около 1,5 часов. До вечера мы должны были вернуться.

Пара пожилых людей грузила мешки картошки. Их обветренные загорелые лица говорили о том, что они островитяне. Распрощавшись с городскими родственниками, которые провожали их до катера, уселись на скамейку на нижней палубе, где сидели и мы, и открыли рюкзак с провизией. Варёная картошка, яйца, запечённая рыба - таков был их обед.

На наш немой вопрос заулыбались во весь рот и, с аппетитом дожёвывая еду, сказали, что на острове картошка плохо растёт. Потому они сажают её на большой земле вместе с родственниками.

Крепкого телосложения высокий мужчина, с широким, почти квадратным лицом и массивным носом, про который говорят "с картошку", улыбался. Янтарные глаза его лучились теплом и добротой. "Истинный кривич" - мелькнуло в голове.

Именно такими я и представляла себе жителей отдалённых островов. Непростая жизнь которых связана с большой водой и рыбной ловлей.

Наше путешествие к устью реки началось. Вот уже позади и Псковский Кремль, с катера очень хорошо видно место слияния реки Псковы и Великой. Две башни, по ту и эту сторону Псковы, являются символом древнего города и присутствуют на всех изображениях Пскова.

Километрах в трёх от города, на излучине реки Великой, на высоком правом берегу, показались купола собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, утопавшие в зелени. Гора Снятная названа так в честь  рыбного промысла - добычи снети, снетка. Эта маленькая рыбка, типа морского анчоуса, водится только в Псковском и Ильменьском озёрах.

История возникновения этого православного монастыря уходит корнями вглубь веков. По одной из версий скит был основан прибывшими сюда монахами со святой горы Афон. Учитывая, что первые поселения христиан в окрестностях Пскова были обнаружены в археологических слоях 1Х-Х веков, можно с уверенностью сказать, что именно в 1Х веке здесь и был основан первый христианский храм.

Но был сожжён ливонскими рыцарями при нападении на Псков. Восстановлен игуменом Иоасафом, и уже в летописях 1299 года монастырь упоминается как мужской Снетогорский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы.

Его известные насельники - Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Последний был выходцем из Сербии, или со св. горы Афон.

Безусловно, монастырь не раз разорялся то ливонцами, то шведами. Но к Х1У-ХУ векам Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. В это же время (1311 год) строится каменный храм - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, купол с колокольней которого хорошо видны с воды.

В монастыре принимали постриг уходившие на покой псковские князья и бояре. Известно, что в 1472 году здесь останавливалась византийская царевна София Палеолог, когда совершала поездку из Италии в Москву через Западную Европу и Прибалтику.

После длительных и разорительных осад шведами и ливонцами в ХУ1-ХУ11 веках, монастырь возрождался, как Феникс, из пепла. Этому способствовало и усиление пограничной роли Пскова, его важного торгового значения для всей России в ХУ11 веке. Как уже сообщалось в прошлой части, его пошлины вдвое превышали Новгородские и равнялись Московским.

Монастырь всегда имел большое подворье, снабжал армию провиантом и крестьянами, жившими на территории земель монастыря. Но во время Северной войны сгорел, а в период секуляризации церковных земель при Екатерине 11 пришёл в упадок. А в 1804 году упразднён.

В 1816-1822 годах в обители жил епископ Псковский Евгений Болховитинов, который помимо церковной службы занимался изучением архивов, и известен ещё как выдающийся историк.

В 1825 году монастырь посещал и А.С.Пушкин.

В советский период на территории монастыря был дом отдыха и санаторий. Во время немецкой оккупации в сохранившихся зданиях находился штаб группы войск "Север".

И только в 1993 году был передан Псковской епархии и открыт, как женский монастырь.

На примере этого небольшого монастыря можно изучать историю здешних мест - ведь во все времена он был востребован, не раз был разрушен, но каждый раз восстанавливался с Божьей помощью. Как обитель православия.

А мы продолжали путь и входили в дельту реки Великой. Кое-где на мелководье торчали стебли тростника, на поверхности воды плавали водоросли. В дельте реки множество островов и островков.

Возле одного из них, на западной стороне озера, острова Вороний, и состоялась знаменитое Ледовое побоище. Псковичам было известно, что там сильное подлёдное течение, и потому лёд слабый. Это и сослужило хорошую службу войскам князя Александра Невского в неравной битве с ливонцами.

Кстати, конная статуя Александра Невского, установленная на Соколиной горе возле Пскова, устремила взор именно на Вороний остров. В хорошую погоду можно увидеть Вороний остров, находясь возле монумента. Оттуда по прямой всего около 10 км до него.

Поднявшись на верхнюю палубу, хотели вдохнуть чистого воздуха. Но встречный ветер, образующийся на стыке двух стихий, реки и озера, срывал головные уборы и плащи, в которые мы были одеты, трепал волосы и забивал рот. Кроме того, рокот двигателя катера перебивал все прочие звуки. И мы вновь спустились на нижнюю палубу.

Теперь самое время рассказать о водном бассейне, в который входит река. Река Великая пересекает всю Псковскую область с юга на север, её протяжённость 430 км, исток её находится на Бежаницкой возвышенности. Постепенно спадая вниз, вбирает в себя воды мелких речек, таких, как Исса, Утроя, Сороть, Синяяя, Черёха, Мирошка, Пскова.

В верхнем течении река мелководная, с частыми порогами и поворотами, а потому не пригодна к судоходству. Имеются несколько плотин и ГЭС. И только после Острова течение её становится плавным, ширина достигает 100-120 метров, а глубина позволяет ходить речным судам.

Недалеко от впадения в Великую реки Сороть, в пяти километрах, расположился город Пушкинские Горы и раскинулся Пушкинский заповедник.

В верхнем течении берега в поросли деревьев.  Ниже Пскова на правом безлесном берегу расположен Снетогорско-Муровицкий памятник природы.

В первое посещение Пскова меня удивила река своим тихим и плавным течением. Она совсем не похожа на реки средней полосы, глубокие и быстрые.

Как и сами псковичи, спокойные и немного заторможенные. Как будто этот город вместе с рекой застрял во времени, и сегодня там такой же размеренный уклад жизни, как был и в средние века.

В предыдущей части я касалась происхождения народности. Псковичи - потомки ильменских кривичей, что подтверждается и группой говоров, совпадающей с территорией новгородских славян.

Неспешность в разговоре, построение предложений с большой паузой, говор, интонация, использование местных наречий и оборотов речи - всё в местном исполнении.

А мы входили в Псковское озеро. Границы водного пространства расширились, и наш маленький катер нешуточно закачало. Осенью здесь часто неспокойно. Буквально через 10 минут на горизонте показался Талабский архипелаг, опора линии электропередач и купол Святоникольской церкви.


2006 год.




Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/03/27/1007

Начало:  http://www.proza.ru/2017/03/19/1670