Спортивная страсть. Глава 23. Место под солнцем

Марина Клименченко
      Розыгрыш медалей в женской пневматике назначили на предпоследний день чемпионата. На тот момент большая часть наград уже распределилась, в российской команде «золота» вообще не было. На всякий случай я нашла заблаговременное оправдание: "Если асы не пробились к вершине пьедестала, то какой с меня спрос? Будь что будет! В финал бы войти, сохранив честь и хорошую репутацию".
      Тем временем ошалевшее солнце позиций не сдавало и мне очень повезло выступать в первую смену. Ранним утром в приземистом тире ещё сохранится ночная свежесть, а потом духоту развеют кондиционеры - не употею. К тому же пистолетчикам не нужны плотные специальные костюмы. Я в сотый раз оценила это преимущество, нагладила самую тонкую футболку и прицепила сзади табличку со своим именем и номером.

      По жеребьевке я получила комфортное место в тупике. Здесь, в отдалении от входа, исключались многие внешние помехи. Глаза легко адаптировались к цветовому контрасту тёмного напольного покрытия, светлых стен и чёрных мишеней. Однако прямо над головой чрезмерно ярко светила огромная лампа, окутанная тонким металлическим абажуром. Его серебристый блеск бил прямо в глаза! Соседки по рубежу быстро надели кепки с широкими козырьками, исключив тем самым ослепляющий эффект. По неопытности я не имела такой простецкой защиты, потому неудобно наклоняла голову и беспрестанно щурилась. На удивление, половину упражнения отстреляла ровно. Потом непрошеной громадой накатило волнение. Оно вылезло откуда-то изнутри, перемешало мысли, сбило дыхание и ритм сердца. Ладони завлажнели, пистолет неблагородно задрожал, на табло невеликой суммой очков высветилась моя слабость.
      В полудетском стыду я отложила оружие, осушила руки махровой салфеткой, прикрыла глаза, успокоилась, оценила текущие результаты. Кореянка великолепно завершила две серии! Однако моё отставание было вполне преодолимым - впереди ещё половина боя. То есть шансы на успех равны. Сей факт тут же пробудил азарт, отвагу и придремавшие амбиции. Я умела классно работать на рубеже и желала, чтобы все это видели. Прочь липкие страхи!

      Борьба с соперницей была непростой. Я справилась с тревогой, а она - нет. Моё превосходство нарастало с каждым выстрелом. Набрав триста семьдесят девять очков, я уверенно и красиво вошла в финал. Выше головы не прыгнула, но показала почти всё, на что способна. Прямо как тренер учил!
      Остальные участницы турнира в наш с кореянкой спор не вмешивались, только после сорока выстрелов определились другие претендентки на медали - украинка, азербайджанка, турчанка, македонка. Я была лидером восьми финалисток, однако за двадцать минут позиции могли измениться непредсказуемо.
      Короткий перерыв мы с Владимиром Ивановичем провели в маленьком кафе близ тира - пили кислый апельсиновый сок из высоких запотевших стаканов с брякающими кубиками льда на дне, ели печеньки, густо посыпанные сахаром. Свежий напиток великолепно утолял жажду, тренер тихо говорил о чём-то постороннем, защищая меня от спортивной нервозности. Оставалось всего ничего – завершить стрельбу без паники и без оглядки на конкурентов. Спокойствие – отнюдь не внешний показатель, это сдержанность чувств, концентрация внимания на единственной цели, отсутствие лишних мыслей. Всё это я прекрасно понимала...

      На самом сложном этапе совладать с эмоциями удалось, я выступила ровно, не шокируя публику. Крутые "десятки" чередовались с такими же "девятками", и даже вымученные выстрелы превзошли ожидания. А кореянка, как ни старалась, со второй позиции не сдвинулась. С внушительным отрывом в двенадцать(!) очков я стала чемпионкой мира! Не подвела Родину, пополнив копилку сборной сразу двумя золотыми медалями - в личном и командном первенствах. Вдобавок установила два рекорда. Большой спорт меня принял. Всё это было волнительно до дрожи в ногах - хоть бы не упасть! На высоком пьедестале Владимир Иванович предусмотрительно встал рядом. Под звуки российского гимна мы гордо вскинули головы.
      Кроме положенных наград, я получила именную лицензию на поездку в Лондон, ту заветную, о которой мечтал каждый участник чемпионата. Пока меня поздравляли, обнимали, фотографировали, за спинами чужаков мелькнула унылая улыбка Дидье. На этот раз французу не повезло - предолимпийский сезон стартовал без него. Мы оба понимали, что больше не встретимся. Нечто важное опять не состоялось, ускользнуло. Мимолётное увлечение проросло ниоткуда, заворожило меня и вдруг растворилось. В утомлённой душе не нашлось места для любви. Раньше я избегала однозначного выбора между мужчинами и спортом, но оружие не прощает неверности. Ради этих Игр следовало идти на жертвы и менять весь жизненный уклад.

      Моё участие в Паралимпиаде никто не оспаривал, но легче от этого что-то не становилось. Переутомлённая и внутренне опустошённая, я силилась понять, как оказалась на пике стрелковой карьеры. Мой ДЦП не располагал к точным попаданиям, я вечно шаталась, оступалась, спотыкалась, из рук всё падало. А тут получилось вопреки диагнозу. Невероятно! К мировому пьедесталу идут долго, а мне хватило полутора лет. Впрочем, первичной была тяжёлая атлетика, подарившая крепость духа, тела и умение работать на результат. В тире эта подготовка очень пригодилась. Я даже заняла почётное место под солнцем Хорватии! Но своё ли? Мне катастрофически не доставало опыта и убеждённости в собственных силах. Казалось, череда удач вот-вот прервётся и не возьму последнюю высоту.
      Роль чемпионки мира снаружи была завидно-блестящей, а изнутри - обременительной. В пределах спортивного круга я стала узнаваемой, умницей и фавориткой, меня полушутливо приглашали в заграничные команды. Такой шанс действительно представился, только я чувствовала себя русской до мозга костей, потому серьёзные разговоры на щекотливую тему не заводила. Из милого хобби спорт превратился в дело первой важности, но порой хотелось сложить оружие и вернуться в спокойную колею, чтобы просыпаться и засыпать без суровых «надо». Мне с перебором хватало долгов. Врачебный и дочерний отдавала сполна, не роптала. Спортивный представлялся лишним, да отрешиться от него не получалось. Всё, ловушка захлопнулась, мир сузился чуть ли не до размеров мишени.
      С этого чёрного пятнышка начался прямой путь к Паралимпиаде. Для людей, следящих за международными соревнованиями, я в одночасье стала не просто хабаровчанкой Мариной Клименченко, а представительницей России, которая должна выступать не за себя, а за Родину. Предскажи кто-нибудь такой расклад, ни за что бы не поверила. Но случилось, случилось!

      Немногие дальневосточники пробились к Олимпу, здесь каждый потенциальный победитель был на счету и на виду. На таком фоне моих тренировочных неприятностей как ни бывало, решилась даже застарелая транспортная проблема - теперь я "каталась" в тир на служебной машине. Усилия возрастали изо дня в день,  порой чувствовался их предел и все наработки летели коту под хвост. Тогда я убеждала себя, что промах – ещё не поражение, поражение – это боязнь промаха. Как ни странно, заниматься тяжёлой атлетикой было легче. Там фонтанировал адреналин, минутное перенапряжение сменялось полным расслаблением и опьяняющим наслаждением. Три соревновательных попытки позволяли шагнуть вперёд, не рискуя предыдущим результатом. Штанга требовала огромной отдачи, но ювелирной точности этот спорт не подразумевал.
      Стрельба же выматывала меня невероятно! Мышечная усталость проходила довольно быстро, а неудачные попадания портили настроение надолго. Я делала шикарные выстрелы только тогда, когда сливалась с пистолетом в единое целое. Наша близость зависела от исправности оружия, моего здоровья и внутреннего покоя. Подчас она рассыпалась от бесконечных переездов. Или ненужные мысли закручивали внимание в мёртвую петлю, то отрывая его от мишени, то излишне приковывая. Думать на рубеже нельзя ни о плохом, ни о хорошем. Надо трудиться монотонно, как робот. Только с пустой головой я блистала совершенством.

      
      Фото из архива автора. Хорватия. Год 2010.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/02/15/290