Спортивная страсть. Глава 24. Россия за спиной

Марина Клименченко
      Моих соотечественников, желающих самоотверженно стрелять за Россию, было слишком много. Чтобы прочно держаться среди лучших, я при каждом удобном случае доказывала свою состоятельность. Настала пора жить исключительно спортом, отодвинув подальше посторонние заботы. Привычная жизнь манила весёлыми праздниками, компаниями друзей, любимой музыкой, стихами, недальними пешими прогулками или временным бездельем, но на такие удовольствия сил уже не хватало. Стрельба не располагала к лирике и праздности, пистолет и Родина жаждали любви и  верности. Я прекратила критически размышлять о своих возможностях и осталась один на один с оружием. Всё-таки замахнулась на высоту, которую раньше считала совершенно недостижимой.
      Выезды на тренировочные сборы в Германию начинались в марте, перемещение из конца дальневосточной зимы в начало европейской весны, как правило, растягивалось на сутки. Неудобства долгого пути скоро стали обыденно-сносными, а к разительным отличиям русской и немецкой жизни я так и не привыкла.
      Чужие нравы изумляли чрезмерной педантичностью, дома и земли - невероятной ухоженностью. По многим позициям Россия явно проигрывала, однако её беды и достоинства я принимала близко к сердцу и собственное счастье без Родины не представляла. Борьба за нашу общую честь предстояла бескомпромиссная, мне пришлось отдалиться от любимых людей, отрешиться от медицины и заграничных соблазнов. Утомлённое тело приспособилось к стабильным нагрузкам и сбоев не давало. Только душа, туго скованная спортивным долгом, страдала от несвободы. Я чувствовала её смятение, но в первую очередь разгребала будничные проблемы. 

      Большое беспокойство вызывало оружие. Видавший виды пистолет периодически выходил из строя: то редуктор барахлил, то скорость вылета пули не соответствовала нужной. Обычно эти неисправности легко устранялись и выступать не мешали, вот только в Польше оружейный зацеп сломался прямо перед самыми соревнованиями. Пули вылетали из ствола при слабом-слабом касании спуска и увиливали от цели. У меня волосы встали дыбом от такого кошмара! Времени на починку не было, выполняя зачётное упражнение, я с невероятной осторожностью поднимала и опускала пистолет, словно хрупкий хрусталь. Выстрелив, отводила в сторону указательный палец и от греха подальше дёргала предохранитель.
      Удивительно, что технический контроль прошёл без эксцессов. Заметив нелады, судьи отстранили бы меня от состязаний, лишив возможности получить очередную медаль и сместив с первого места предолимпийского рейтинга, что было крайне нежелательно.
      Мы с Владимиром Ивановичем пошептались и решили лучше рискнуть, чем подарить преимущество конкуренткам. Одну беду утаили, а тут и другая вылезла, подтвердив неписаный закон подлости: буквально за полчаса до выступления я разболелась. Простыла, наверное. Температура поднялась мгновенно, вместе с ней накатили мышечная боль, одышка и сердцебиения. Мой выход на рубеж был под угрозой.

      Я чуть не расписалась в бессилии, но вспомнила о Родине, направившей меня на передовую. Нельзя сдаваться! Работать, работать, работать! Таблетка аспирина застряла в горле и наполнила рот кислятиной, тут же подступила тошнота. Мозг раскалился от напряжения, казалось, череп сейчас треснет; пистолет неимоверно отяжелел, я, насквозь потная, изрядно дрожащая, еле удерживала его навесу. Ей-богу, как на поле боя: одна неточность и бесславно погибну. 
      Под токсичным натиском заразы тело просило покоя, а я заставляла его стрелять и фанатично боролась с форс-мажором. Туман застилал глаза, думала, не дотяну до финиша, вот-вот развалюсь на бесформенные кусочки. Удача и неудача, в любой момент готовые поменяться местами, зацепились за мушку. То одна приближалась, то другая. Каждый выстрел начинался правильно, но остро интриговал меня и тренера неизвестным исходом. Исключительно на силе духа я победила не столько соперниц, сколько затруднительные обстоятельства. Получается, иногда можно быть выше отягчающих факторов. Не зря соратники назвали меня Железной Леди.
 
      Едва закончилось выступление, воинственный настрой иссяк, ломота скрутила натруженные мышцы, жар повторно ударил в голову, всякие "плохо" отравили мозг. Всё, нокаут! В гостиничном номере я рухнула на койку, как подкошенная. Несколько дней почти не поднималась, мало ела, много спала. Пилюли принесли несомненную пользу, мне удалось быстро окрепнуть и наконец-то отдохнуть от суеты.
      Праздничный банкет по поводу закрытия чемпионата проскочил мимо, только я совсем не расстроилась. Почётный приз «Лучшему стрелку» Владимир Иванович получил из рук главного судьи и аккуратно поставил на угол моей прикроватной тумбочки. Оригинальный плоский сувенир из голубого чешского стекла сиял боковыми гранями и контурным рисунком винтовки, имел памятную надпись и был весьма увесистым. Как всемогущий талисман, он тянул меня к выздоровлению и звал на рубеж. Нечего расслабляться!

      Следующий визит в Польшу состоялся через год. Многочасовой автобусный вояж из Германии в приграничный городок Штетин я перенесла легче, чем ожидала. Дневник развеял скуку и пополнился «причёсанными» и «непричёсанными» мыслями и мечтами о личном счастье. Правда, я не знала, где его искать. Манящая неизвестность таилась где-то за Паралимпийским барьером. А пока меня ожидали новые старты, значимость их неуклонно возрастала, противостояние с соперницами ужесточилось. 
      На сей раз оружие было в исправности, телесной слабостью я не страдала, но гладкое выступление снова сорвалось. После техосмотра выяснилось, что рукоятка пистолета не соответствует стандартам, перестарались мы с Татьяной Сергеевной, подклеивая её опилками. Вот же досада! Объёмные излишки пришлось срочно спилить, при этом изменился хват и потерялся кистевой автоматизм. Приспосабливаться к новым ощущениям было некогда, и я позорно провалила все тренировочные серии - такого ещё не случалось! Повод расстроиться выдался походящий. Не успела я проанализировать ситуацию и отречься от старой привычки, как пистолетчицы потянулись к стрельбищу.

      По плану мы выступали в пятницу, тринадцатого числа, и щит мне выпал тринадцатый. Нарочно не придумаешь! Но игра есть игра. Смутило вовсе не суеверное совпадение. Первая смена отстрелялась на мировом уровне, надо было ему соответствовать. Во что бы то ни стало! Неусыпная совесть громко напомнила о принятых обязательствах.
      Слегка успокоив нервы, я излишне сконцентрировала внимание на мишени и упустила важные детали: правильную посадку, разворот плеч, положение головы. По два-три раза поднимала руку и ловила наилучший момент прицеливания. Чуть торопилась – получала «восьмерку», если задерживалась – попадала в «девятку». Мушка снова и снова двоилась перед глазами, пистолет «уплывал» из влажной кисти, ствол вибрировал, рабочий палец клинило на полпути. Заключительный выстрел состоялся лишь с пятой попытки!
      Когда минуты обрели вес медального золота, раздосадованный непростительной волынкой мозг выкинул отчаянные сигналы «SOS!». Секундная стрелка настенных часов уже накручивала оборот до финиша, а я всё наводила резкость и вязла в ошибках. В последний момент волевым усилием прожала спуск – есть, «десять»! Будто гора с плеч упала. Преимущество всего в одно очко позволило мне обновить мировой рекорд и взять очередной приз. А в финале я не справилась с волнением и растеряла слабенькое преимущество. Не хватило осмотрительности, уверенности и желания быть первой, вот и осталась с «серебром». Высокая ступень спортивного мастерства оказалась узкой и шаткой - того и гляди свалишься!

      На следующих сборах я жила одним и тем же: ровная мушка, спокойное дыхание, плавный спуск. Постепенно привыкала к обновлённой рукоятке и наращивала результаты. С одной стороны, неудачи огорчали, с другой – превращались в стимул для борьбы. Без полноценного отдыха спину клинило, мышцы правой руки непреодолимо стопорились, однако тренерам я не перечила, стреляла через "не могу" и всё меньше хотела быть лучшей. Без пьедесталов жилось проще, но шаг назад был невозможен - за спиной Россия!
      Хабаровск ненадолго разряжал удручающую обстановку. В любимом городе я появлялась редкой гостьей и две-три недели вела насыщенные приёмы в поликлинике. Неотложные «надо» даже во снах не давали покоя. Завершив текущие дела, я опять собиралась в дальний путь, к своей главной спортивной высоте. Казалось, Родина не сводит с меня глаз – видит успехи и проигрыши, ждёт скорой победы на Паралимпийских Играх. Непозволительно складывать оружие без попытки оправдать великую надежду! 


      Фото из архива автора. Год 2012.
      Продолжение - http://www.proza.ru/2017/02/16/373