Когнитивная модель устойчивой цивилизации

   Для обсуждения предлагается "Когнитивная модель устойчивого развития (УР) России как цивилизации".
   Когнитивные науки относятся к сфере познания Человека. Теория познания развивалась по-этапно:
1  - вначале это была общая теория познания (гносеология), изучавшая путь от незнания к знанию: по мере перехода к обществу Знания основное внимание уделялось изучению методов познания (Как изучать);
 2 – затем с расширением познания и включением его в производственную деятельность появились когнитивные науки, изучающие содержание обучения – Что и для чего изучать? – здесь основное внимание уделяется изучению и различению смыслов человеческой деятельности, что потребовало применения новых методов обучения: квантовый подход (квантовая физика, метафизика, эзотерика); семантическая топология на основе «священной» геометрии тел Платона; теория знаковых систем (русская  нумерология на основе Софийской азбуки – Древо Мысли); развитие системных наук (теория систем, организмика, милогия и др.);
3 – на современном этапе необходим переход от системного - к интегральному мышлению, для чего в системе образования необходимо соединение естественно-научных и гуманитарных наук с появлением Универсальной истории, позволяющей применить эволюционно-системный подход к формированию мировоззрения с целостным мышлением, с переходом к созданию когнитивного общества – новой социально-экономической формации с единым образовательно-производственным процессом формирования человеческого капитала, когда Человек становится Сотворцом, целью и средством развития человеческой цивилизации, целостной и осознанной Личностью, участвующей в формировании развивающейся Вселенной (Антропоцена или Ойкумены – по Ведам).Здесь Этика(а это чувство долга, обычаи, правила и нормы поведения) - выше любых идеологий и религиозных вероучений. На этике можно строить семью народов как первый этап ЕДИНОЙ устойчивой ноосферной цивилизации.Но её принципы до сиз пор не сформулированы! Постараемся восполнить этот пробел.

   Когнитивные науки позволяют изучать сложные процессы, происходящие в триаде взаимодействия "Природа - Общество - Человек". Предлагаемая здесь
Модель концепции УР построена на основе семантической топологии (геометрии тетраэдров, организующей пространство смыслов), что упрощает когнитивную сложность смыслового пространства человеческой деятельности в её основных сферах: Политике, Экономике, Культуре и Управлении (ПЭКУ, или PEST- в стратегическом менеджменте) с целью определения основных принципов УР. В Центре модели - тетраэдр Управление с гранями Планирование (обращена к Экономике), Организация - обращена к сфере Политика, Мотивация - обращена к сфере Культура и основанием тетраэдра является функция Контроля. Полное описание модели приведено на сайте http://www.proza.ru/2009/05/30/258.В её основе заложено соответствие сфер деятельности социума четырём жизненным потребностям Человека:1- в сфере Культуры - устремление к Божественному Началу, творчеству; 2 - в сфере Экономики - стремление к накоплению как основе безопасности и развития Личности на основе совместного труда; 3- в сфере Политике - стремление к Свободе и Власти; 4- в сфере Управления - обеспечение воспроизодства Рода и продуктов для него.
   В соответствии с Ведами удовлетворение перечисленных потребностей  сопряжено с выполнением Закона предустановленной гармонии Человек-Космос, что д.б. целью и предметом управления социумом в условиях Антропоцена. 
   Модель является графо-аналитическим отображением триединой связи базового тетраэдра системы Природа-Общество-Человек (внизу под функцией Контроля), основанной на самоорганизации, с основными сферами (ПЭКУ) и позволяет решать проблемы УР на концептуальном уровне. Так, использование принципов отражения Вейля наглядно показывает главные противоречия в СЭС: «труд-капитал», «власть-ресурсы», «менталитет народа-текущая система ценностей (СЦ)», «централизация-децентрализация управления». Модель показывает пути снятия этих противоречий с учётом национально-культурных особенностей России. Так, ось 2 – 2, проведенная между вершинами «Капитал» и «Человек (труд)» пересекает грань функции собственности «владение», на основе чего можно сделать вывод о необходимости введения коллективно-трудовой собственности, когда Человек труда является совладельцем по Капиталу, что есть основа будущего азиатского способа производства и накопления в ЕАЭС. Вместе с этим через связь 2 – 2 в понятие Капитал (промышленный и финансовый) включается и составляющая человеческого капитала (Человек – Труд - Личность).
   Одним из актуальных вопросов является вопрос о соотношении роли государства и бизнеса: государство должно проводить активную мотивацию к поиску нового (творческого) во всех сферах деятельности общества, а также отслеживать и устранять основные его противоречия (функция Мотивация обращена к сфере Культуры и граничит по ребру с функцией собственности Пользование).    Функции управления размещены на гранях тетраэдра Управление, при этом функция планирования сопряжена со сферой Экономики по грани Государственная собственность (две других грани Экономики – Общественная (коллективная) и Частная).
   Отсюда вывод: необходимо введение государственного планирования по Госсобственности! Грань Частная собственность сопряжена с гранью Искусство в сфере Культуры (две других её грани – Наука и Религия); отсюда вывод: индивидуальные предприниматели должны мотивироваться государством на развитие творческой инициативы как источник прогресса во всех сферах деятельности! Поэтому в центре модели – тетраэдры Управления – Самоорганизации (верх – низ), совмещённые основаниями с функцией взаимного контроля в процессе осуществления обменных операций в сферах ПЭКУ.
   Анализ Модели позволяет сформулировать следующие ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ, соответствующие национально-культурному коду Русской цивилизации (РЦ)и являющиеся основой для формирования её национальной идеи (идеологии):
1 – Система Ценностей Общества должна соответствовать менталитету народа, при этом Духовные ценности выше материальных, а общее благо выше индивидуального; понятие Духовности Человека должно включать признание им Божественного Начала как условия предустановленной гармонии в Мире и Космосе с устроением Человека и Общества "по Образу и Подобию" Творца!;
2 - Живой труд Человека выше овеществлённого, производственный Капитал важнее торгово-финансового; Капитал должен использоваться не для эксплуатации труда, а для развития Личности Человека – основы понятия Человеческого Капитала, становящегося главной целью развития, когда Труд и Совесть есть необходимые условия такого развития (www.pravedy.ru);
3 - Законы Общества должны быть природо-сообразными на основе соблюдения Законов Природы, ноосферно-экологических и этических требований, а понятие Свободы человека должно быть сопряжено с понятием его ответственности за все совершаемые им действия как в Природе, так и в Обществе с включением понятия «социальная зкология»; при этом Справедливость стоит выше Закона.
4 – Устойчивое воспроизводство требует, чтобы внешнее Управление (в том числе государственное) способствовало развитию самоорганизации (самоуправления) трудовых коллективов, связанной с законом предустановленной гармонии в триаде ПОЧ и основанной на коллективно-трудовой собственности (КТС), при этом служение общему благу стоит выше собственности (по функции владения), что обеспечивает формирование высших руководителей по принципу Антахкараны: при самоорганизации и КТС закрываются двери, ведущие ко злу и открываются двери Добра и Любви (см.на стр. автора "Криптокоды Русскго Проекта").
   Эти Принципы как условия устойчивости выработаны на основе длительной эволюции РЦ (её историологии – Родоведения) с учётом национально-культурных особенностей и ценностных ориентаций, в целом совпадающих с обще-христианскими духовно-нравственными ценностями, сохранение которых особенно важно в настоящее время, когда провозглашаются идеи транс-гуманизма как основы реализации идеи глобализации с уничтожением национально-культурных особенностей различных стран (цивилизаций). Принципы позволяют установить основные приоритеты в различных сферах жизнедеятельности (ПЭКУ)и, что особенно важно - В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ:
    Особенностью Культуры РЦ является то, что она формировалась на основе ценностного единства различных этносов при сохранении их национальной идентичности. При этом в основе такого единства был единый язык (русский - он определяет природо-сообразный способ мышления) и единое государство Тартария, основанное на принятии всеми единых духовно-нравственных ценностей, выраженных в выше приведенных принципах Этики (приоритет духовных ценностей над материальными, созидания над потреблением, познание Истины как Божественного начала (промысла) Бытия, а Свободы – как условия реализации Воли Творца) – они и являлись основой государственной идеологии РЦ, ныне запрещённой в Конституции РФ.
   Приведенная когнитивная модель и её принципы Этики могут рассматриваться как вариант семантической (смысловой) модели СЭС, обеспечивающий не только устойчивое развитие России, но и других стран, стремящихся к устойчивости и развитию, т.е. может рассматриваться как основа для разработки Глобального проекта УР всей человеческой цивилизации, ориентированной на космологические уровни развития (Антропоцен). При этом России м.б. отведена роль ведущей цивилизации, устроенной "по Образу и Подобию" Творца (в концепции Православия - Царства Правды на Земле)!
   Модель была рассмотрена в Государственной Думе РФ и получила одобрение (отзыв № БС-7971 от 21. 11.2005). Она может быть основой концепции "Образование для устойчивого развития" (ОУР), провозглашённой ЮНЕСКО, т.к. в настоящее время нужны руководители, способные оценить и понять ЦЕЛИ и СМЫСЛЫ управления организациями в СЭС - развитие ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА - и применить это  на практике!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.