Такое красивое имя... 21. Рискованный бизнес

Женские Истории
Провинциальная история

Начало: http://www.proza.ru/2017/01/09/1323


21. РИСКОВАННЫЙ  БИЗНЕС

     Через два года Антонину всё-таки отправили на пенсию – на этот раз окончательно. Вручили премию, грамоту – и уволили. Надо же и другим дать поработать! Промтоварные магазины по-прежнему считались в городе престижным местом для девушек и очень удобным – для замужних женщин. Это ведь лучше, чем на заводе стоять у станка, причём в две смены. Зарплата у продавцов, конечно, меньше, зато жизнь интереснее.

     Магазины тогда работали с десяти до семи. Утром можно спокойно проводить детей в школу, в обед сбегать в соседний гастроном к знакомым – может, что привезли хорошего, – а вечером хватает времени проверить уроки. Ужин готовить уже поздно, но если дома есть кто-то взрослый, он и приготовит.

     Антонина, не зная больше никакого способа добывания денег, кроме торговли, продолжала заниматься всё теми же дефицитными товарами, но теперь их уже приходилось привозить самой из Москвы. Так крутились и другие женщины в их городе.

     С одной стороны – это посредничество, какое сейчас уже не наказуемо, а с другой – типичная спекуляция, которая тогда преследовалась по закону. Но что делать, если денег не хватает! Ведь она не для себя – для детей старается!

     Сын Вова с грехом пополам – с пересдачами и подарками преподавателям – наконец окончил мединститут и устроился участковым врачом в поликлинику. Как-никак себя обеспечивает, хоть и транжирит деньги не глядя: знает, что мать всегда его накормит. А эта «тройня» – Любаша со своими мужичками – полностью зависит от неё. И Антонина старалась, как могла, заработать «копеечку» для семьи.



     Помотавшись два года в поездах с чемоданами и сумками, она устала и решила посоветоваться со своей приятельницей, бывшей продавщицей гастронома, с которой прежде обменивалась дефицитом.

     Антонина купила торт и поехала в гости. На знакомой улице стояли старые одноэтажные деревянные дома – это была окраина, где всегда жили небогатые люди. Дом её подруги раньше не отличался от других, но сейчас Антонина его не узнала. Обложенный красным кирпичом, с новыми рамами, под крышей из нержавейки (и где только её берут?), он казался только что построенным, если бы не его скромные размеры. Теперь такие не строят – у кого есть большие деньги, у того и запросы другие.

     На столе стояла бутылка шампанского и аппетитная закуска – хозяйка жила на широкую ногу.

     – Я, конечно, извиняюсь, Тоня, но чего ради ты крутишься, как заводная обезьяна, когда товар можно и здесь найти? Вот, смотри, как я поднялась – на одной только водке! – поучала её подруга.

     Она обвела рукой роскошно, по её понятиям, убранный зал: ковры на стене и на полу, на диванах и креслах; два телевизора – новый цветной и старый чёрно-белый; хрустальная люстра, свисавшая прямо на голову с низенького потолка.

     – Да я ведь знаю, что за это бывает, и ты отлично знаешь! – возразила ей Антонина. – Ещё хуже, чем торговать на базаре! Там хоть отнимут, да прогонят, а здесь – протокол с понятыми, и кто знает, чем это кончится! Ладно, если только ценности конфискуют, а если посадят?

     – Уметь нужно с людьми договариваться! Я тебя познакомлю с кем надо. Ну и, само собой, делиться будешь по-честному, а как же! – просвещала её подруга.

     Она не боялась конкуренции, потому что торговала водкой на другом конце города и могла поделиться только своим опытом, но отнюдь не своими клиентами.



     И Антонина решилась. У них на окраине, где все хорошо знают друг друга, без особой необходимости доносить милиции не станут. Кто же в здравом уме будет закладывать соседей? Всё равно придётся жить рядом с ними.

     Главное – соблюдать правила и осторожность: цену держать постоянную, не давать водку в долг и не приваживать воров, даже скромных домашних воришек, которые готовы за стакан водки отдать обручальное кольцо жены – своё-то уже давно пропито.

     А ещё – никогда не разговаривать с соседями на эту тему. Знать-то они по-любому будут, но пусть не лезут с расспросами и советами! Она одна детей растила, что, по их понятиям, тоже грех. Да какое им вообще до неё дело!

     Поначалу, конечно, страшновато было: ночью стучат в окно, а кто его знает, милиция это или безобидный алкаш? Антонина научилась просыпаться от тихого стука и потом дремать дальше. Так мать чутко спит возле маленького ребёнка, успокаивает его и тут же засыпает снова.



     Внук Витя подрастал и радовал бабушку, а зять, наоборот, огорчал. Близость водки его поначалу не очень волновала, хотя он рано узнал вкус спиртного: кто из детей в семьях алкоголиков не пробовал, что это такое в бутылке и почему так нравится отцу?

     Но со временем, взрослея, Паша стал иногда выпивать после работы, на троих – всегда ведь найдутся двое тех, кому не хватает рубля до бутылки, и уж они-то будут так уговаривать третьего, что легче дать им рубль и выпить, чем уйти от них. А Пашу и не нужно долго уговаривать. Бывало, что и на вторую бутылку сбросятся, но это уже в получку или перед праздником.

     Если утром Паша чувствовал себя не вполне здоровым, он доставал из тайника припрятанную на крайний случай четвертинку и опохмелялся – и всё было в ажуре. Конечно, он мог бы и не привыкать опохмеляться, в таком случае никогда не будешь трезвым, лучше уж перетерпеть. Но ему казалось, что так положено делать взрослому мужику, да и у станка надо как-то продержаться целую смену. А вечером будет видно, что делать.

     К новому семейному бизнесу Пашу приобщать не стали – себе дороже.

     – Пускай сам денежку зарабатывает! – сказала Антонина.

     Она запрещала зятю трогать дефицитный товар и даже запирала водку в старом сундуке, стоявшем в сарае. Но не пить совсем, когда водка стоит рядом, было бы странным, и такая идиллия вечно продолжаться не могла. На правах взрослого члена семьи Паша стал выпивать по субботам в компании с шурином Вовой.

     Как-то веселее казалась ему после этого семейная жизнь, хотя, наверное, и правда рано ему было жениться. Вон сколько девчонок нецелованных! Любаша у него, конечно, тоже ничего, только вот стала пилить его за то, что он ей деньги не все отдаёт и выпивает часто. А он ещё и курить начал, и ей это, видите ли, тоже не нравится. Мало ли что ей не нравится! Он работает, устаёт, а она дома с ребёнком играет!


Продолжение:

http://www.proza.ru/2017/02/01/2012

_____________________________________

Фото из интернета