Когда я вернусь на станцию Грязи. Глава 5

Нина Роженко Верба
Начало http://www.proza.ru/2015/09/24/1725

Я панически боюсь высоты.  До озноба, до потери сознания. В самолете, если уж приходилось летать,  я просила место  подальше от иллюминатора,  брала с собой что-нибудь захватывающе детективное и читала, не отрываясь.  Однажды на маленьком разболтанном самолетике мне пришлось лететь над Каспийским морем. Свободным оказалось место именно у иллюминатора, сосед всю дорогу глотал алкоголь, набрался изрядно, мне, как сказочной избушке, пришлось, насколько позволяло кресло, поворотиться к ошалевшему от коньяка добру молодцу задом, а к окошку с раскинутым морем — передом. Это был самый ужасный полет в моей жизни.  Все полтора часа я смотрела, как  штормит холодное декабрьское море, ничего не могла с собой поделать — живо  представляла падение нашего воздушного суденышка в кипящую воду. За спиной возился, что-то бурчал, икал и чихал сосед.  Его градус возлияния подошел к пограничному состоянию, когда  все, принятое в желудок, неожиданно возвращается. Я переживала за свое платье, которое могло пострадать, но еще больше я переживала за  Каспийское море, по которому ветер гнал  стаи волн. Мне казалось, я  ощущаю и этот  пронзительный ветер, и  ледяные брызги в лицо.  В финале все получилось совсем не так, как представлялось. Самолетик и мой сосед благополучно пережили болтанку и  приземлились. А стошнило -  меня, причем уже на земле. С тех пор для меня самой страшной страшилкой  всегда была  высота, особенно над водой. Чем больше воды, и чем выше я над ней — тем быстрее я впадаю в панику.  По этой причине мосты и самолеты я не люблю и стараюсь их избегать.

Но  если ты попадаешь  на крылья ветра, пронзающего пространства и время, будь готов к самым невероятным событиям и встречам. Ветры перемен — они такие насмешники и озорники. Оглянуться не успеешь, как окажешься там, где и помыслить не смел. И что останется тебе, заплутавшему в мире фантазий и грез, кроме как молить Бога о спасении. А уж доведется сражаться - не вздумай спасать себя, помни о предназначении Человека. Спасай мир — а мир отзовется. И не бойся! Ничего не бойся!

...Я очнулась от пронизывающего  холода. Легкий сарафанчик великодушной принцессы был хорош в роскошных покоях современного города, но совсем не защищал от стужи.  Первое впечатление — глубокая ночь, ни одного фонаря,  я  сижу на  деревянной грубо сколоченной скамье, прислонившись к стене. Что за стена, где эта скамья — пока непонятно. Куда делась принцесса и ее компания, где Высоцкий и Мишель — тоже неясно.  Может быть, я в парке? Присела на лавочку и задремала? Но как я попала в парк? Я помню, как Высоцкий взял меня за руку и сказал : «Полетели!» дальше — провал. Надо встать и попробовать поискать выход, где-то же должны быть люди, машины.  Но меня окутывает странная, оглушительная тишина. В городе так не бывает, в городе нет тишины.  И в городе нет такого неба. Я запрокидываю голову и  на  мгновение забываю обо всем. 

Черный бархатный небесный свод — совсем рядом. Протяни руку — дотронешься. И звезды такие яркие, такие  лучистые. Я любуюсь небом и с удивлением замечаю, что звезды не только над головой, но и прямо передо мной, на уровне моих закоченевших коленок. Ночное небо действительно похоже  на купол. И любоваться этой ослепительной звездностью  я могу не поднимая головы. Но такого просто не может быть. Так не бывает. Или бывает?  И почему  под ногами нет земли? Слишком много вопросов, на которые у меня нет ответа. Это нервирует, я чувствую себя неуверенно. Хочу встать, но что-то меня останавливает. Какая-то интуитивная осторожность.

Я плотнее прижимаюсь к стене из камня. Ледяной, но надежной в этом странном пугающем мире. Дождусь рассвета. Но мне не хватает терпения сидеть неподвижно. Я осторожно ощупываю  стену и над головой, на расстоянии вытянутой руки, обнаруживаю цепи, с мощными кольцами. Судя по всему, цепь натянута вдоль стены. Но зачем? Вот загадка! Также  осторожно  я исследую  деревянную скамью, на которой сижу. Справа — ничего, но скамья не кончается, она длинная, и при желании я могу на ней улечься. А вот слева,  на расстоянии в полметра, я нащупываю чьи-то  ноги: ботинки, джинсы.  Кто-то лежит на  скамье: спит? Умер? Я осторожно тормошу лежащего и вдруг слышу сердитый, но такой знакомый голос Высоцкого:

- Не вздумай бросаться мне на шею!  Мне  досталось одноместное ложе.  Ты чего трясешься? -  я слышу, как он поднимается, пересаживается поближе ко мне, его теплая рука скользнула по моему плечу.

- Саша, да ты совсем закоченела! Держи куртку! - через минуту мне на колени ложится  джинсовая курточка.

- А как ты догадался, что это я? - я натягиваю куртку и блаженное тепло охватывает меня.

- Пока ты тут  пребывала в забытьи, я выкурил последнюю сигаретку, разглядел, что возможно.

- Володя, может, попробуем куда-нибудь идти. Ну, где-то же должны быть люди.

- Даже не думай! - быстро возражает Высоцкий  и  крепко сжимает мою ладонь. - Боюсь, нас ждет сюрприз  не из приятных. Кстати, хочу спросить, да не знаю, как и подступиться.  Тебя случайно не Маргаритой зовут? Где ты прячешь баночку с кремом Азазелло?

- Эх, Володя! У меня нет волшебного крема, зато у меня есть волшебная пробка от шампанского, - мрачно отшутилась я. - Не время и не место объяснять..

- Нет, голубушка, изволь объясниться, как мы здесь очутились?  Я только взял тебя за руку, и  вот мы торчим черти где, между небом и землей. Я парень простой, со мной такие штуки не случались. Остаешься ты.

- Слушай, Володя, а что бы ты сделал, если бы знал, что через десять дней умрешь?

- Ты  нашла хорошее время и место для такого вопроса.

Я слышу, как он улыбается, но мне совсем не до веселья.

- А все-таки?

- А шут его знает, что бы я сделал. Десять дней, если знаешь, что они последние, это целая жизнь, это невероятно много.  - Он замолчал. - Я бы собрал самых близких друзей и устроил грандиозные поминки. У нескольких человек — я их крепко обидел — попросил бы прощения.  Написал бы  песню.

- О чем?

- Не поверишь - о счастье. О счастье жить.  Когда время сжимается, как пружина,  думаю, начинаешь ценить совсем простые вещи: солнце, небо, звезды.

Мы молчим и смотрим на небо, черный купол заметно полинял, и звезды поблекли. Светает. Ветер ощутимо усилился, куртка уже не спасает. Я обхватываю колени руками, пытаясь сохранить последние крохи тепла и тихо бормочу: «Ветры кровь мою пьют и сквозь щели снуют прямо с бака на ют,- меня ветры добьют: я под ними стою от утра до утра,- гвозди в душу мою забивают ветра...»

Высоцкий смеется:

- Гляди-ка, в тему наваял. Вот ты спросила, что бы я сделал перед смертью? Уехал бы на край света, туда, где никогда не был, и обязательно влюбился.

- Зачем? Если любишь, расставаться больнее.

- Саша! Умирать надо непременно влюбленным!

- Не понимаю!

- А что тут непонятного? Любовь очищает душу от всякой дряни, омывает, как родник. Ты открыт свету, солнцу,  ты обнимаешь весь мир. Вот таким, любящим, с распростертыми объятиями и надо уходить к Богу.

- А как же: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее..»?

- Эх, Саша, нам еще жить и жить! И песни петь! Так ведь?

Я растерялась. Я не знаю, что сказать. Врать не хочу, а сказать правду — не могу. И словно мне в помощь, чтобы  уйти от неудобных ответов,  под сводом небес начинается удивительное действо.

- Смотри! - я вижу, как прямо на  наших глазах,  там где еще мгновение назад густела мгла,  багровеет край неба, словно кто-то гигантским ножом разрезает полотно, оставляя позади себя кровавую прореху.  - Солнце встает! Красота-то какая!

Красная рана на куполе неба  бледнеет, словно исходит кровью, и багрянец переходит в розовый, поначалу  густого винного оттенка, а потом все светлее становится, словно размывает ее изнутри щедро льющийся солнечный свет. И вот уже края ее растянулись,  расплылись, загорелись золотым огнем. Завороженные гигантской мистерией восхода, мы  смотрим, как окружающее нас пространство наполняется, насыщается светом, и священный ужас охватывает нас.

Вокруг, куда хватает глаз  горные вершины: вдали, у края небес -  стремительно взлетающие к небу снежные пики, там в  ущельях еще прячется густая синяя тьма. Ближе к нам -  крутолобые гиганты, заросшие кустарником . Их темная зелень  лишь слегка, по расщелинам и впадинам, припорошена снегом. Но наша гора, пленниками которой мы оказались, выше всех остальных. Могучей скалой  возвышается она над всеми, вот почему ночью мне казалось, что звезды  рядом.  И сидим мы на узкой деревянной в две доски дорожке  каким-то чудом  притороченной к этой скале. Под ногами пропасть такой головокружительной глубины, что  меня мгновенно намертво сковывает смертельный ужас. Прижавшись к каменной стене, я боюсь  не то что шевельнуться — моргнуть. И только тоненько скулю.

- Спокойно, Саша, спокойно, - говорит Высоцкий, -  все под контролем. Сейчас я поднимусь, а потом помогу подняться тебе.

- Неет!  Я не двинусь с места! Я высоты боюсь !

- Не бойся, прорвемся!-  Высоцкий спокоен, как будто лежит на диване, а не на двух хилых досточках над пропастью глубиной в два километра.  Я точно знаю, что  под нами именно два километра, потому что уже  поняла, куда нас занесло.  Эти деревянные дорожки,  эти цепи, прикованные к скале, чтобы можно было  удержаться. Мекка экстремалов всего мира, знаменитая  Тропа смерти на горе Хуашань. Бог мой! Мы в Китае, а эта чертова тропа — одно из самых страшных мест на Земле.

- Володя, ты, кажется, собирался влюбиться перед смертью, - голос у меня предательски дрожит,  хотя я собираюсь пошутить, - тебе придется влюбиться в китаянку.  Я читала про это замечательное местечко. Каждый год на этой тропе погибают сотни людей. Нам не выбраться отсюда. Пока придет помощь, мы просто околеем от холода и свалимся в пропасть.

- Подожди, значит, этой тропой можно  спуститься на землю?

- Да, только я не знаю, в какую сторону  идти.

- Разберемся! - Высоцкий, цепляясь за цепи, поднялся и приник к стене спиной. Я вижу, как он побледнел.

- Давай руку, я подниму тебя, - говорит он, справившись со слабостью. Я   отчаянно трясу головой  и  еще крепче цепляюсь за доски, на которых сижу.

- Дай руку!

- Не могу. Я упаду.

- Не бойся, я удержу тебя.  Но тебе придется снять босоножки, без каблуков легче сохранять равновесие.

Я пытаюсь расстегнуть застежку,  пальцы закоченели и не слушаются, слезы застилают глаза, я слизываю горячую соленую влагу. Глаза закрыла, чтобы не видеть страшного провала подо мной.

- Открой глаза, - мягко говорит Высоцкий, - у тебя может закружиться голова.

- Нет! Нет! Послушай, я должна тебе сказать, все равно мы сейчас свалимся, и я могу не успеть.  А ты должен знать... 

Сейчас я во всем сознаюсь, скажу, что ему осталось жить десять дней, даже девять уже, потому что я это знаю, потому что я из будущего, я расскажу ему, как его любят и поют, он должен это узнать, прежде чем мы погибнем. Я уже готова выпалить все это, но мне не хватает мужества, и я заливаюсь слезами, хлюпаю носом, проклиная себя за трусость. Высоцкий  улыбается:

- Ну, давай, рассказывай свою страшную тайну, Саша! Имей в виду, я очень любопытен и теперь от тебя не отстану.

- Я в седьмом классе услышала твою песню про друга: «Парня в горы тяни — рискни» - и заболела твоими стихами, -  я осторожно подбираю слова, чтобы как-нибудь не проговориться.
 
- Это, конечно, очень страшная тайна, - хохочет Высоцкий, - но все равно спасибо тебе!

Я  несмело улыбаюсь, и мы хохочем вместе. И не можем остановиться, просто захлебываемся смехом.  Наш смех  похож на истерику, но кто обвинит нас в этом? Только тот, кто не стоял на Тропе смерти.
 
Отсмеявшись, я мысленно молю Бога послать нам какого-нибудь туриста, из тех,  что толпами осаждают этот маршрут. Странное дело, смех меня взбодрил, и я даже готова действовать, несмотря на ужас перед пропастью под ногами.

- Хватит киснуть, иначе мы, действительно, вымерзнем, - говорит Высоцкий решительно, - идем в эту сторону.

Он указывает направление, но мы не успеваем сделать и шага, как на тропе появляется китаец. Меньше всего он похож на туриста, скорее — на ряженого. Может, мы угодили на реконструкцию каких-то исторических событий? Иначе почему этот абориген так странно одет? Я пересмотрела множество исторических костюмных фильмов и готова поклясться, что  мужчина, представший перед нами, одет в костюм  средневекового  воина. Короткий, до колен, халат из зеленого полотна. Грудь прикрыта пластинчатыми железными доспехами черного цвета. На плечах — наплечники, в руках странное копье с тремя зубцами. Черные волосы заплетены в косички, уложенные на макушке в узел. Выглядит этот местный житель достаточно воинственно. Мне стало не по себе от жесткого взгляда его раскосых глаз. Но я улыбаюсь, демонстрируя  свое дружелюбие. Высоцкий молча разглядывает воина. Тот попятился и что-то гортанно крикнул. Зовет или предупреждает об опасности?  Что за ерунда!  Но солдат настроен серьезно, он отступил до поворота и ощетинился копьем.

- Может, ему спеть? - шепотом спрашиваю я Высоцкого.

- Боюсь, не поможет, он того и гляди наденет нас на этот вертел.

- Но надо ему как-то объяснить, что мы — мирные туристы, нуждаемся в помощи.  Давай я...

Договорить я не успеваю, потому что из-за скалы выходит... Мишель!  Надо же, и он переместился? Я расплываюсь в радостной улыбке и даже перестаю бояться высоты, но цепь не отпускаю, только нетерпеливо  приплясываю на месте.

- Это же Мишель! -  шепчу я Высоцкому. - Только ряженый! И когда успел?

- Почему тогда  он нас не узнает? - возражает Высоцкий. - Очень похож, но посмотри на его прическу, у него длинные волосы, они никак не могли отрасти за ночь.

- Может, это парик? - предполагаю я.
Меж тем Мишель или его  близнец  что-то резко говорит воину, тот  склоняет голову в поклоне, из чего становится ясно, что Мишель или кто-то на него похожий — важная персона. Только теперь я замечаю роскошный шелковый халат,  дорогой панцирь украшен инкрустациями,  пальцы унизаны золотыми перстнями. Конечно, это не Мишель, но кто? И почему так суров его взгляд?  Вот опять он что-то говорит то ли солдату, то ли стражнику. Тот, с почтением выслушав сказанное, поворачивается к нам и  произносит непонятную речь, тыча копьем в пропасть. Вельможа, похожий на Мишеля, холодно наблюдает за нами.

- Володя, как думаешь, что он хочет?

- А пес его знает!  Только не нравится мне все это. И холуй этот недаром копьем в пропасть  тычет.

Я  судорожно стискиваю цепь, мне не нравится сердитый стражник, мне не нравится высокомерный вельможа, мне не нравится эта  козья тропа из гнилых досок. Я опускаю глаза и впервые отваживаюсь посмотреть в бездну под ногами. Тошнота мгновенно подкатила к горлу, в ушах зазвенело. Я утыкаюсь лицом в плечо Высоцкого, меня трясет не столько от холода, сколько от страха. Этот мой проклятый страх перед высотой... Но тут любой испугается. Высоцкий искоса поглядел на меня и понял мое состояние.

- Не смотри вниз, Саша. Держись крепче!

Стражник неожиданно делает выпад, копье упирается в грудь Высоцкому, теперь уже рукой стражник показывает на пропасть.

- Он что? Хочет, чтобы мы туда прыгнули? -  я в ужасе. Здесь на этой тропе против вооруженных воинов у нас нет никаких шансов.

- Похоже ты права.

Высоцкий, медленно отводит копье в сторону, делает успокаивающий жест рукой и внятно и громко говорит:

- Мы не понимаем. Объясните, что вы хотите. Мы не понимаем!
Вельможа что-то сердито выговаривает стражнику, тот  часто и мелко кланяется и с помощью копья и цепей ловко перебирается за спину вельможи. Тот, сложив руки на груди, стоит теперь перед нами и с брезгливым любопытством рассматривает нас.

- Один должен уйти к духам гор, - вдруг произносит он по-русски. Говорит с сильным акцентом, но довольно правильно. А до этого молчал. Через холуя общался. Белая кость!

- Что значит уйти к духам? - не  выдерживаю я.

Глаза вельможи вспыхивают гневом,  но размеренным голосом он повторяет:

- Один должен уйти к духам гор, умереть. Решайте, кто.

- Ничего  себе заявочка!  Володь, он что? Сбрендил?

- Подожди, Саша, - и обращаясь к вельможе , так похожему на Мишеля, - Но почему? Вы не имеете права. Мы граждане СССР. Дайте нам уйти. Мы  совершенно случайно оказались здесь. Имейте в виду, нас будут искать. Если мы  что-то нарушили, простите наше невежество.  Мы не хотели вас оскорбить,  мы...

Вельможа  нетерпеливо машет рукой,  на лице выражение высокомерия и брезгливого недоумения от того, что он, такой важный, вынужден объяснять плебеям свой великий замысел:

- Я пришел принести жертву благодарения духам гор. Уйти к духам должен был мой слуга. Но  духи оказались милостивы к моему слуге, они сохранили ему жизнь и послали вас, иноземцы. Решайте, кто.

- Сам прыгай,  урод! - не выдерживаю я.

Высоцкий дергает меня за руку и шепчет:

- Дипломатичнее надо!

- Какая  дипломатия, когда этот гад собирается нас убить!

Вельможа  холодно смотрит на меня и предлагает Высоцкому:

- Женщина — низшее существо, отдай духам женщину. Тебя я отпущу. Или прыгай сам. Тогда я отпущу ее.

Высоцкий долго молчит, потом кивает и обращается к вельможе:


- Дайте нам время попрощаться.

После продолжительной паузы вельможа кивает и отворачивается.

- Володя,  мы можем уйти в другую сторону. Давай, рискнем!

- Саша, у него колчан за спиной, поверь,  он  носит его не для красоты, он умеет с ним обращаться. Они не дадут нам уйти. Мы только разозлим их и погибнем оба. А я не хочу, чтобы ты умирала. Я все решил.

- Подожди, Володя!

- Не возражай, прошу тебя, - он берет меня за руку, - помнишь, ты спросила, что бы я сделал, если бы знал, что скоро умру?

- Помню.

- Я не сказал главного. Вот сейчас, когда жизни осталось на две затяжки, я понял — только не перебивай меня! Прошу тебя! - я не так жил, не то я делал, понимаешь?

- Как же! А твои песни! Твои стихи!

- Это не то! Ну, кого я согрел? Кого спас? С чем я сейчас уйду? С песнями? Этого мало! Не с песнями к Богу идти надо. С душою спасенной. Жаль, что так поздно... Ничего не исправишь... Но тебя я этому упырю не отдам.

- Подожди! Подожди! Подожди! Я сейчас  вспомню! Подожди!

Что-то очень важное вертится в моей голове. И меня вдруг осеняет сумасшедшая мысль: если я в той своей жизни дожила до 2017 года, значит, здесь, в этой жизни, со мной ничего не может случиться. Или может?   Проверить можно только одним способом — прыгнуть в пропасть. Или мы оба выживем, хотя я совершенно не представляю, как можно выжить, сиганув в двухкилометровую пропасть, или мы оба погибнем. Эти мысли вихрем проносятся в  голове. И  теперь уже я шепчу ему:

- Я тебя не оставлю.  Не спорь, пожалуйста!  Что же я? Зря что ли  выучила в седьмом классе песню о друге? «Если шел за тобой, как в бой, на вершине стоял хмельной, значит, как на себя самого, положись на него».  Видишь, я помню. Мне страшно, мне очень страшно, но я  с тобой. До конца. Как в песне.

Высоцкий печально  качает головой и наконец произносит:

- Хороший ты парень,  Сашка! И очень красивая девушка.

Все сказано. Мы беремся за руки. Я отпускаю спасительную цепь и стараюсь не глядеть вниз,  смотрю на сверкающий под солнцем снег на вершинах.

- Ну что? Полетели! - кричит Высоцкий

- Полетели! - кричу я.

И мы делаем шаг вперед...

Продолжение http://www.proza.ru/2017/05/13/1212