Перестройка. Песни и фильмы 90-х

Лев Ольшанский
Окончание. Начало см.:
http://www.proza.ru/2016/10/18/945

На фото: Марина Журавлёва, Сергей Селин, Елена Сафонова, Александр Збруев, Татьяна Буланова, Сергей Бодров-младший.




Трудное, суровое время 90-х годов нам всем помогала пережить песня. Прежде всего, назову Татьяну Буланову, которую слушали мои дети в магнитофонных записях. В составе группы "Летний сад" Татьяна исполняла такие песни, ставшие хитами, как "Не плачь", "Только ты", "Колыбельная", "Как жаль", "Синее море", "Атаман" и многие другие.

В начале и в середине 90-х песни Татьяны Булановой раздавались из каждого киоска по продаже магнтофонных кассет, мои дети приобрели штук 5 или 6 таких кассет с её записями. За грустное, "жалостливое" исполнение песен Буланову стали называть "Наша Таня громко плачет". Многим и многим людям она очень нравилась!

Другим ярким песенным исполнителем являлась Марина Журавлёва. В 90-е годы я раз-два в год ездил на поезде из Свердловской обл. в Челябинскую и обратно, и обязательно в поездах звучали песни в исполнении Журавлёвой. Бодрый мужской голос торжественно объявлял: "Поёт Марина Журавлёва!", после чего звучали хиты певицы "Белая черёмуха", "Счастливый случай", "Снежинка", "Третий лишний", "Разбито сердце пополам" и другие.

И это при том, что на телевидение Марину Журавлёву не пускали, не было у неё такого могущественного покровителя, как, например, у Кристины Орбакайте. Однако же, народ слушал не усиленно раскручиваемую безголосую Орбакайте, а Марину Журавлёву. В конце концов, К. Орбакайте прекратила попытки заявлять о себе, как о певице (и правильно сделала).

В те годы никто и не вспоминал об авторских правах, и многочисленные дельцы переписывали концертные записи известных исполнителей, тиражировали эти записи многими миллионами, после чего продавали магнитофонные кассеты в киосках. Прибыли коммерсантов были бешеные, артисты же от продажи кассет не имели ни копейки.

Зарабатывали они концертами для зрителей, причём пели под фонограмму (под "фанеру"), не утруждая себя живым пением. Очень мало кто из исполнителей поёт вживую, и вот уже четверть века подряд мы слышим неизменное звучание одних и тех же песен известных исполнителей (канон, так сказать); при живом исполнении звучание песни всегда будет немного разным.

Из других исполнителей 90-х годов можно назвать Сергея Минаева, Наталью Королёву, Наталью Сенчукову, Рому Жукова, Юрия Шатунова, Алёну Свиридову, Кая Метова, Ирину Салтыкову, а также музыкальные группы "На-На", "Ласковый май", "Нэнси", "Руки вверх", "Иванушки" и другие.
Укропника-Укупника чуть не позабыл - как же без него! И Босоного Мальчика - Леонида Агутина с Анжеликой Варум.


Яркой приметой 90-х годов стал вышедший в 1995 г. фильм Дмитрия Астрахана "Всё будет хорошо", в котором судьба щедро вознаградила геров. Бывший рабочий паренёк в исполнении А. Збруева, уехав в США, через 20 лет становится миллионером. Золушка, проживающая с матерью в нищем рабочем общежитии, находит своего Принца, нобелевского лауреата. Бард из подворотни превращается в суперзвезду поп-музыки и приезжает к своей любимой, алкоголик излечивается от пагубной привычки, к великой радости его жены и сынишки.

Фильм - тот же латиноамериканский сериал в постсоветской реальности, откровенно сказочный. Главная его идея: мечты имеют свойство исполняться, надо просто верить, не опускать руки, и счастье непременно тебя найдёт!
В откликах на фильм благодарные зрители пишут, что смотрели его сто и даже тысячу раз!

Ещё одним значимым фильмом 90-х можно назвать фильм 1997 г. В. Новака "Принцесса на бобах" с Еленой Сафоновой и Сергеем Жигуновым в главных ролях. Успешный «новый русский» бизнесмен Дмитрий Пупков, «внук лавочника», имеет всё, включая самолёт, у него нет лишь престижной фамилии. 

Случайным образом он знакомится с Ниной из знаменитого рода Шереметевых, которая с трудом перебивается на нескольких работах: ночью она посудомойка в ресторане, утром торгует в переходе газетами, а днём моет в домах лестницы и «дворничает».

Нина — оптимальный вариант для бизнесмена, так как бедная женщина должна, по идее, согласиться за деньги на всё. Однако «купить» её оказалось невозможно. Со временем Дмитрий влюбляется в Нину, найдя в ней «ту самую единственную и неповторимую», и пытается завоевать её сердце по-настоящему.

Приведу один любопытный отзыв на фильм:

"Тема о "бедняжке" и миллионере бессмертна и всегда будет делать большие кассовые сборы. Потому как даёт надежду реальным зрительницам-бедняжкам. Таких у нас немало. Простые, скромные, миловидные девушки-женщины. Тянут лямку из последних сил, валятся с ног от усталости… А вокруг - или нищеброды, или алкоголики-наркоманы-тунеядцы. Или прекрасные, но женатые. А жизнь – прекрасная и блестящая, –проходит мимо.
И вот в один прекрасный день Принц замечает Её. Неважно, как: то ли из окна авто, то ли из иллюминатора самолета. Важно то, что он увидел её: замученную бытом и тяжелой 12-14-часовой работой, одетую в старенькое платье, с погасшим взглядом, растрепанную и унылую…

Но он своим глазом-рентгеном прожёг насквозь, и увидел вмиг всю её внутреннюю красоту. И влюбился! Внешность девы – это тьфу, главное – то, что у неё внутри. Душа – главное!
И вот он приезжает в своём шикарном авто на их окраину. Красив, как бог, не обременён ни жёнами, ни любовницами, ни детьми от прошлых браков, и, понятное дело, – умён, добр, щедр и обаятелен (принцы другими не бывают!). Поднимается по ступеням заплёванного грязного подъезда, заходит в её «хрущёвку», падает на колени, и говорит, что любит - не может, и просит срочно «взамуж».

"Бедняжка", понятное дело, должна его помучить, потому как поклонников-миллионеров – у неё, что гуталину (по крайней мере, он так должен думать). Он, разумеется, страдает, караулит её ночами возле подъезда, забрасывает букетами тропических цветов, которые ему личным самолетом доставляют аж из Мальдив, кидает к её ногам бриллианты, которые она кончиком поношенной туфельки брезгливо отодвигает в сторону, но "бедняжка" неприступна и холодна… Может быть, месяца через два она, наконец, снизойдёт к нему, и Принц, обезумеет от счастья… Может быть…

Кто из зрительниц отказался хоть раз в жизни побыть такой «бедняжкой»? А фильмы такого рода говорят: а почему бы нет? А вдруг завтра – твоя очередь?"

Идея фильма В Новака та же, что и в картине Д. Астрахана: не нужно протествовать против ужасающего социального расслоения в новой, капиталистической России, нужно терпеть, не опускать руки, и счастье к тебе обязательно придёт!
На оба упомянутых мною фильма явно был социальный заказ.


Нельзя не упомянуть и "Кавказский пленник" Сергея Бодрова-старшего, снятый в 1996 г., при участии Олега Меньшикова и Сергея Бодрова-младшего.

Действие происходит в 1990-е годы во время Первой чеченской войны. Двое российских военнослужащих, прапорщик Саня и рядовой Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула.

К данному фильму очень подходят слова М. Ю. Лермонтова (стихотворение "Валерик"):

- Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

В фильме нет ненависти. Идея фильма: нет плохих народов, в каждом народе встречаются хорошие люди. Нужно понимать и уважать друг друга.

Невозможно вспомнить и назвать многочисленные фильмы 90-х, главными героями которых были "менты", бандиты и проститутки.

Пожалуй, единственное исключение - полюбившийся миллионам телезрителей сериал "Улицы разбитых фонарей", герои которого  Настя Абдулова (Анастасия Мельникова), Юрий Петренко (Юрий Кузнецов), Владимир Казанцев (Александр Лыков), Андрей Ларин (Алексей Нилов), Анатолий Дукалис (Сергей Селин), Олег Соловец (Александр Половцев) и Вячеслав Волков (Михаил Трухин) стали узнаваемы телезрителями и воспринимались как реальные лица.


Окончание цикла рассказов "Перестройка".