Евдокия-плющиха

Жанна Цареградская
Евдокеи, Евдошки, Авдотья — подмочи порог, Авдотья — замочи подол, Авдотья свистунья, Авдотья Весновка, Весновка, Весенница.

Повсеместно в России праздник 14 марта был известен под названием «Евдокия Плющиха», потому что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника, как «Евдокия Каплюжница», «Подмочи порог/замочи подол». Подмечая эти явления, крестьяне говорили: «Евдокия весну снаряжает».
 

ДРЕВНЯЯ ОСНОВА
Евдокия-Плющиха – это остатки весеннего новогодья, когда призывали силы плодородия вернуться на землю. 14 марта связано с Масленичным циклом и, возможно, в дохристианские времена завершал Масленичный цикл празднований, или открывал следующий цикл весенних праздников, связанных с заклинанием птиц и весны, подготовкой к сельскохозяйственному сезону.

Также в старину этот день в народе называли «Весенницей», «Весновкой», так как считали, что Весна имеет образ молодой женщины и является символом плодородия земли и женской детородной силы. Весна находилась в небесном царстве и властью данной от Бога хранила ключи от весенних вод. Благодаря этому она обладала властью по своему желанию выпускать на землю весенние воды раньше или позже. Поэтому ее уважали, боялись, и в день ее памяти не работали. Вообще в древности этот день был большим праздником, который сопровождался народными гуляниями.

Земным олицетворением и проводником сил плодородия являлись беременные и родившие женщины. Этой силой они могли наделить и землю, чтобы и земля «родила» подобно им. Поскольку 1 марта по старому стилю (или 14 по новому стилю) начинали кликать весну и птиц, в этот день приносили жертвы беременным и родившим женщинам в виде пирогов, сладостей, платков, украшений или ткани, чтобы умиротворить их, задобрить и тем самым обеспечить хороший новый урожай. Именно этот день впоследствии преобразился в весенний женский праздник и стал традиционно считаться «бабьим», «женским» днем.

«14 марта праздновали день святой Евдокии или «евдошки». Этот весенний день был посвящен чествованию беременных и родивших женщин. К ним в этот праздник обращались как к проводницам неких высших сил, способных обеспечить продолжение рода и плодородие земли. Поднося подарки будущим и молодым матерям, люди одновременно пытались задобрить силы природы и обеспечить богатый урожай в наступившем году». (По материалам Ж. Цареградской из книги Алишани Акин и Дарьи Стрельцовой «Девять месяцев и вся жизнь»).


ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
Сотворение мира
До XV в. 1 марта (т.е. 14 марта по новому стилю) церковь отмечала начало нового года. Этот обычай пришел на Русь из Византии и восходит к древнеримской традиции, но церковь дала ему свое объяснение. Эта дата стала началом года, во-первых, потому, что в этот день Бог сотворил мир, а во-вторых, — вследствие «округления чисел» Пасхи. Так же, как Рождество — 25 декабря, являясь точкой отсчета новой христианской эры, было «округлено» церковью до 1 января как даты нового года при исчислении лет от Рождества Христова, принятого в дореволюционной России, так и переходящие числа Пасхи были «округлены» до 1 марта.

Святая Евдокия
Кроме этого 14 марта стал днем памяти святой преподобной мученицы Евдокии, отмечаемый православной церковью. Евдокия родилась во II в. в г. Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Она долгое время вела греховную жизнь, но под влиянием встречи со старцем Германом и бесед с ним о Боге и святых местах Евдокия приняла крещение, раздала свое имущество бедным и ушла в монастырь. Благодаря подвижнической жизни, она получила от Бога дар воскрешения. Ее молитвы воскресили некого Филострата и сына императора Аврелиана. Во время жестокого гонения на христиан, доставленная на мучения к правителю Диогену, св. Евдокия воскресила внезапно умершую жену военачальника Диодора. Все бывшие свидетелями этого чуда, в том числе Диоген и Диодор, уверовали в Иисуса. Святая вернулась в свой монастырь, но позже, через много лет по приказу нового правителя 1 марта была обезглавлена.

К XIX в. день Евдокии утерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмеченным ни торжественной службой, ни запретом на работу.


ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 14 МАРТА
И все же, несмотря на нивелирование церковью значения этого дня, в крестьянском хозяйстве сохранялось порубежное значение праздника. С одной стороны учитывалось его современное церковное название, а с другой соблюдались более древние традиции, связанные с приходом весны и призывом сил плодородия.

Согласно церковной легенде в этот день отдавали почести Святой Евдокии, которую в народе представляли вдовой. Считалось, что девочка, рожденная в этот день хлебнет горюшка сполна, но все-таки и счастье выпадет ей. Этот день особо почитался замужними женщинами. Привечали они 14 марта, чтобы не остаться вдовами, чтобы не оставить детей сиротами. Во многих местах его считали «бабьим праздником», в который женщины-хозяйки, имеющие овец, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством этой святой.

В то же время, соблюдая более древние обряды, женщины и дети, чтобы приблизить наступление весны, начинали кликать весну. Например, в Смоленской губернии они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички. В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи, «чтобы весна была теплой». А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку.

В этот день пекли обрядовое печенье – жаворонушки, пели веснянки. И печенье и закликанье весны песенками – остатки весеннего новогодья. Особенно почитали на Евдокию снежицу – талую воду. Умывали снежицей лицо, поили кур, обмывали больных. Считалось, что лицо после нее станет чище, куры будут лучше нестись, а больной скорее выздоровеет. Снежицей поливали цветы, обмывали стены дома, чтобы и дом стал чище, чтоб легче в нем дышалось.

Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили: «Пришли Евдокеи, мужику затеи: соху точить, борону чинить». В этот день также заканчивались сроки зимних наймов на работу и начинались наймы весенние, договаривались «с Евдокии до Егория», «с Евдокии до Петрова дня». Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты, объясняя это тем, что в этот день «все подземные ключи закипают» и способствуют работе.

Чествование женщин на Евдокию
14 марта (1 марта по старому стилю) – первый день весны – сохранил свое древнее значение как «бабий праздник» или русский женский день. В некоторых местностях в этот день бабы вставали ранешенько, становились на колени перед иконами и начинали выть, выкрикивать свою горькую судьбинушку. Если даже женщина была счастлива в семейной жизни, все равно она кричала и плакала в этот день перед иконами, чтобы выкрикнуть все злое, что может быть и ходило рядом, но она его пока заметить не смогла.

Мужики, зная, какой сценарий в этот день разыграется в доме, тихомолком вставали по утру и уходили из дома, чтобы не мешать бабам бабьи дела делать. А когда хозяйка выкричавшись приступала к обыденным домашним делам, тогда они возвращались в избу и дарили женщинам подарки. В этом действе заключался сакральный смысл, сохранившийся с древнейших времен. Подарок женщине, находящейся в состоянии материнства, это жертва силам плодородия, нарождающимся в природе, олицетворением которых и являлись замужние женщины, рожающие детей.

Приметы о погоде
День 1 марта предвещал, какой будет приближающаяся весна: «Евдокия красна — и весна красна». Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше. И наоборот, если «у Евдокии вода», то «у Егория теплого трава». «Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся». О времени наступления и о характере весны судили также по направлению ветра: «Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль прейдет и весна». По погоде этого дня предсказывали и погоду на лето: «Если Евдокия с дождем, то быть лету мокрому», «На Плющиху погоже — все лето погоже». Вообще ясная, хорошая погода в этот день предвещала хороший урожай.

Некоторые хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде.  В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.

Жанна Владимировна Цареградская
2006 год