Таджики в Поднебесной

Давудшах Сулейманшах
Китай – единое многонациональное государство, на территории которого проживают представители 56 национальностей. Среди них таджики занимают особое место. Об их жизни и быте – в нашем материале.
Занятная история
В 2013 году я познакомился с уважаемым ученым, известным в России и Таджикистане, кандидатом филологических наук Богшо Лашкарбековым. Долгое время он изучал фольклор ташкурганских таджиков. Из бесед с ученым я узнал, что в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китайской Народной Республики проживает около пятидесяти тысяч таджиков, из которых 27 тысяч - на территории Ташкурган-Таджикского автономного уезда (ТТАУ). Административным центром является город Ташкурган (Каменная крепость), носивший ранее название Варчидев (в переводе с сарыкольского – «дом на высоте»). В 1995 году в составе населения ТТАУ преобладали таджики, составлявшие там 84%. Согласно директивам государства народам некитайского происхождения, проживающим в отдаленной сельской местности, разрешалось иметь трех детей, а в поселках городского типа - двух. Кроме того, до 1937 года в местных школах таджики учились на фарси. В настоящее время обучение в школах и дошкольных учреждениях проводится на уйгурском и китайском языках.
Таджики Китая представлены двумя припамирскими народностями - сарыкольцами и ваханцами, каждый из которых имеет свой особый язык, относящийся к восточноиранской группе. Сарыкольцы живут только в Китае, в то время как основная масса ваханцев живет в Таджикистане, Пакистане и Афганистане.
Богшо Лашкарбеков уверяет, что среди памирских языков сарыкольский ближе всего к шугнанскому. Это обстоятельство дает основание говорить о близости сарыкольцев к шугнанцам и даже о переселении сарыкольцев из Шугнана. В качестве примера Богшо Лашкарбеков приводит вынужденное переселение жителей кишлака Вриз Шугнанского вулусволи Афганистана. Почему так произошло?
Вынужденные переселенцы
Согласно рассказам жителя шугнанского кишлака Дешор Низомшо Давлатшо, в конце XVIII века во Вризе было всего шесть домов. Как-то летом все мужчины были на сенокосе высоко в горах. В кишлаке оставались одни женщины, старики и дети. Недалеко от Вриза находился кишлак Шедудж, где на маленькой заставе служили пограничники. Солдаты в основном были пуштунами и хазарейцами, которые сносно говорили по-таджикски. Одна овдовевшая женщина собирала тутовник в саду далеко от домов. Двое солдат, проходивших мимо сада, увидев одинокую женщину, приказали поскорее накормить их. Женщина была немолодая, и ее сын тоже где-то служил. Вспоминая своего сына, который, может быть, тоже где-то голоден, гостеприимная женщина пожалела солдат. Она угостила их обедом. Пообедав, нелюди надругались над ней. К вечеру о беде узнали все жители Шугнана. Под покровом ночи при помощи охранника-шугнанца сельчане пришли на заставу и убили насильников. А утром следующего дня от жителей Вриза не осталось и следа. Оставив послание родным из кишлака Шедудж, жители Вриза переехали в Хотан, что находится на западе Китая.
Сарыкольцы
Еще в средние века сарыкольцы пришли из Шугнана и заняли долину Сарыкол. Однако некоторые историки полагают, что миграция шла в обратном направлении и что большинство припамирских таджиков перешли Памир с востока на запад.
Основным занятием сарыкольцев являются земледелие и скотоводство. В отличие от других уездов Кашгарии, где усадьбы разбросаны среди полей, сарыкольские кишлаки очень компактны. В старину путешественники отмечали довольно независимое положение сарыкольских женщин, которые работали на полях и были полноправными хозяйками в своем доме. В обществе они держали себя свободно и не закрывали лица. Только жены и дочери старшин носили покрывало и проводили жизнь в затворничестве. Женщины носили высокие, с красивыми узорами тюбетейки. Замужние женщины никогда не расставались с ними. В целом, женщина без тюбетейки или без платка на голове пользовалась дурной славой в обществе. Среди населения господствовала моногамия, только старшины имели по две жены, близкородственные браки отсутствовали, а разводы были крайне редки. По обычаю жених выплачивал отцу невесты выкуп, в основном поголовьем скота.
Ваханцы же живут восточнее сарыкольцев - в долине Азгансала, Тизнафа и Кальяна. Ваханцы занимаются скотоводством, преимущественно овцеводством. Подспорьем им служит орошаемое земледелие.
Таджики Китая
В ходе своих исследований о жизни таджиков Китая и Северного Пакистана Богшо Богшоевич отмечает, что наши земляки гордятся своим происхождением. Быть таджиком для них честь, а говорить на фарси – языке Фирдоуси и Камоли Худжанди – особая гордость. Практически все обряды и свадебные песнопения исполняются на таджикском языке, а ритуальные молитвы во время похорон звучат либо на арабском, либо на персидском языке. Сарыкольские таджики известны во всем мире как народ долгожителей. Как и зебакцы, мунджанцы и ваханцы из Афганистана, они исповедуют исмаилизм. В ТТАУ действуют двадцать шесть молельных домов (джамоатхона). Религия запрещает им многоженство, употреблять в пищу свинину, конину, крольчатину и пить кумыс. Выходить замуж за иноверца сарыкольским таджичкам запрещено, впрочем, как и местным парням жениться на представительницах других религий.
В настоящее время китайские таджики в различных городах СУАР Китая занимают ответственные посты. Министром сельского хозяйства в правительстве СУАР является Дустмухаммад Мирзои, а одним из китайских лидеров среди женщин стала Гулждахони Хушдил, работающая заведующей отделом при комитете по делам национальностей и религии в городе Урумчи. Еще одной выдающейся личностью считается Офияти Давлат, занимающая должность заместителя заведующего отделом по национальным делам и религии Ташкурганского уезда.
Таджики Китая внесли огромный вклад в развитие науки и культуры родной страны. В настоящее время свою лепту в этих сферах вносят историки Ширин Курбан, Некзамон Иброхим, искусствовед Хоник Хушдил и поэтесса Отика Замир. Профессор Синьцзянского университета Замир Сайдулло является известным ученым КНР, который опубликовал на уйгурском языке множество трудов по истории таджикской литературы. При Педагогическом институте в Урумчи функционирует Общество социального развития таджиков Китая. В кишлаке Тагарма, расположенном на расстоянии трех километров от Ташкургана, проживает знаток истории таджиков Ташкургана, один из соавторов книги «Таджики Китая», изданной в 1994 году на уйгурском языке, Мадалихони Болун.
Китайские таджики – истинные патриоты. Большинство из них хорошо знают историю своего народа. Молодёжь учится в лучших учебных заведениях Пекина, Гонконга, Шанхая, но по завершении учебы обязательно возвращается в родные края.
Элита общества
Хореограф хорогской музыкальной школы София Гулаёзова некоторое время жила в городе Ташкургане. По ее словам, китайские таджики считаются самыми образованными людьми среди остальных малых народов КНР. Особое внимание в семье они придают образованию девочек. К примеру, если в семье растут мальчик и девочка, а у родителей хватает денег только на поддержание учебы одного ребенка, то эти средства безоговорочно идут на образование дочери, а не сына.
- В Китае творческие люди – это элита общества. Если у нас на постановку и создание одного танца выделяется мизерное по своим меркам финансирование, у них все наоборот. Лучшие балетмейстеры в течение года работают только над одним танцем, оттачивая каждое движение, каждый жест танцоров. Опыт и умение хореографов передаются из поколения в поколение. В китайской культуре нет случайных людей. По моим наблюдениям, виртуозность китайских хореографов заключается еще и в том, что балетмейстеры заняты только своим делом. Бесспорно, они потомки скотоводов и земледельцев, но в то же время и умелые хореографы, - говорит София Гулаёзова.
Певец, музыкант и организатор ежегодного фестиваля «Крыша мира» Самандар Пулодов много лет плодотворно сотрудничает с творческими коллективами из КНР.
- Искусство не знает границ, а фестивали только объединяют разные народы. Когда выступали гости из Самарканда, Худжанда и пакистанского Гилгита, сердце у меня замирало. Хорогчане блаженствовали, слушая выступление латвийской группы «Барака» на стадионе. А когда выступали артисты из Афганистана и КНР, где пел Давлатбеки Охуник - заслуженный артист КНР, публика просто взорвалась аплодисментами. Стать популярным артистом в такой огромной стране, как Китай с его миллиардным населением, – дело нелегкое. Давлатбек пел душевные таджикские, китайские, уйгурские песни, и мы были свидетелями, что, несмотря на известность, он очень скромный человек, - рассказывает Самандар, вспоминая прошлогодний фестиваль горцев Центральной Азии в Хороге.
Рекордный калым «Таджикской невесты»
Многие китайские художники проявляют интерес к нашим сородичам. Так, в ноябре 2013 года на пекинском аукционе China Guardian картина с живописным названием «Таджикская невеста», написанная китайским живописцем Цзинь Шанъи, ушла с молотка приблизительно за 14 млн долларов, что стало новым рекордом для китайской аукционной компании «Цзядэ» за 20 лет ее торгов живописью и скульптурой.
Стартовая цена картины составляла 9 млн юаней, но в итоге она была продана за 85,1 млн юаней. «Таджикская невеста» стала самой дорогой работой Цзинь Шанъи - выдающегося мастера живописного портрета, а картина признана полотном, положившим начало направлению «неоклассицизм» в китайской масляной живописи.
Магия таджикской красоты
Еще одним китайским художником, восхищающимся красотой таджикского народа, стала Янь Яя. В детстве будущая художница из китайского города Сиань провинции Шэньси была неразговорчивым ребенком и выражала свои эмоции при помощи красок на бумаге. Став профессиональной художницей, она часто ездила из Пекина в Европу, где полюбила живопись импрессионистов. Однажды Янь из любопытства приехала на Памир и встретилась с таджиками, которые живут в Сарыкольской долине. Эти люди изменили ее жизнь. С тех пор она стала часто ездить на Памир и писать таджиков.
- Я люблю писать картины с таджиков. Мне хочется всему миру рассказать о том, что есть такие красивые, простые и уникальные люди. Я хочу, чтобы и в других странах узнали об этой нации и увидели их красоту, - говорит художница Янь, работы которой находятся в коллекции галерей и музеев по всему миру: в США, Великобритании, Германии, Канаде, Сингапуре, Индии, Турции, Японии, Гонконге, Тайване и Новой Зеландии.
Необыкновенная красота китайских таджиков восхищает и пленит не только художников. Иностранцы, впервые посетившие «Крышу мира», изумлялись красоте статных, светлокожих, белокурых, голубоглазых таджиков, что засвидетельствовано в мемуарах и трудах философа и поэта Машнари Сабзали Хунзаи, востоковеда Алексея Бобринского, выдающегося советского ученого-растениевода Николая Вавилова и основателя Памирского ботанического сада, ученого-ботаника Анатолия Гурского