Как Чуваш богател

Алпатов Валерий Лешничий
Пришёл к нам на работу в начале девяностых Сергей, получивший прозвище Чуваш в соответствии со своей национальностью. Приехал он в наши края, скрываясь от неприятностей, которые его настигли на родине. Как Сергей рассказал позднее, из родных мест его заставила уехать фатальная случайность, когда однажды пересеклись его пути с влиятельным человеком. И человек тот стал для Сергея очень опасен.

Маленького роста, скуластый, плохо одетый, невзрачного вида, Чуваш производил убогое впечатление. Лицо его чаще всего принимало маску глуповатого существа, когда он в общении с другими резко наклонял голову то в одну. То в другую сторону, притворно вскинув брови. Когда Фёдор, с которым мы восстанавливали сгоревший цех, рекомендуя Чуваша в качестве тракториста подвёл его ко мне, ничего кроме жалости Сергей не вызвал.

– Федя, ты кого привёл? У нас же брёвна ворочать нужно, а его соплёй перешибёшь!

Однако оказалось, что Чуваш буквально семижильный. Он готов был работать день и ночь. А когда не работал, то халтурил на тракторе с моего разрешения, успевая удовлетворить запросы жителей нашего села и окрестных деревень. В результате, появившись с одной котомкой, он уехал от нас на своей автомашине ГАЗ-53, оставив обжитый вагончик с земельным участком и баней своей жене, которую он привёз с собой и которая к тому времени родила двух детей. Позднее она этот вагончик продала и перебралась к своей матери, трудившейся в соседний области.

Наблюдая, как он наизнос работает и калымит день и ночь, я посоветовал ему поберечь здоровье.

– Палыч! Ты за моё здоровье не переживай! Я свою судьбу наперёд знаю. Всё у меня получится! — и он мне рассказал о своей нечаянной встрече с шаманом во время службы в армии.

Служил Сергей срочную службу где-то в тундре, колесили по ней на вездеходах. Однажды хотели подвезти одиноко идущего старика. Спросили его, куда он идёт, оказалось, что в тот же населённый пункт, куда и они направлялись. Но на предложение его довезти, старик сесть к ним в бронетранспортёр категорически отказался.

– Пока вы туда ребята доедете, я уже там буду! — заявил старик.

Так и получилось. Они прибыли туда через два дня, а старик опередил их почти на сутки. Оказалось, что старик — это шаман, с которым Сергею позднее удалось познакомиться и пообщаться. Тогда шаман и рассказал Сергею всю его будущую жизнь.

– Я сначала ему не очень поверил, — поделился со мной Сергей, — просто как сказку запомнил. А когда дома со мной беда случилась, вспомнил, что шаман мне эту беду предсказал. Он тогда посоветовал тут же бросать всё и уехать не меньше, чем за тысячу километров от дома. Он мне тогда многое из моей будущей жизни рассказал, но делиться ни с кем подробностями не велел. Так что за меня не переживай, у меня всё, что я задумал, получится обязательно! Его предсказания уже сбываются.

Задумал Сергей, как было потом заметно многое, в том числе разбогатеть. Он расчётливо двигался от одной покупки к другой.

– Палыч! Хочу вагончик купить, мне землю с краю села дают. Разреши сухостойной сосны выписать! Я её распилю и на утеплённый вагончик обменяю.

Сгоревший до нас цех мы к тому времени восстановили, заработки были небольшие, хотя их стремились выплачивать вовремя. Потому тем, кто работал хорошо, я в качестве поощрения негласно разрешал калымить по выходным на закреплённой технике, на которой они работали. Условие у меня было при этом простое: всё взятое из леса обязательно оформлять, горючее и ремонт в часы калыма за свой счёт.

Вагончик Сергей привёз и установил. Вскоре возле вагончика срубил баню из берёзы, чем немало удивил окружающих.

– Серёжа, она же сгниёт!
– Нет, у нас из берёзы рубят!

И ведь не сгнила за те несколько лет, пока он у нас работал. Баня топилась по-чёрному.

– Палыч! Можно мне сухостоя выписать? Хочу мотоцикл «Сова» купить, половину деньгами отдам, а половину досками!

Я разрешил. Вскоре Чуваш колесил по окрестностям на своём мотоцикле. Через некоторое время он опять подошёл ко мне с тем же вопросом. Теперь он уже задумал купить ИЖ-Юпитер с коляской. Денег у него опять было только на половину покупки, с учётом того, что он искал покупателя на свой вездеходный мотоцикл. Мы заключили полузаконный договор бартера его мотоцикла на хлысты и вскоре Чуваш уже катался на почти новом Иже, а наш помощник на его вездеходном мотоцикле.

Однажды довелось с Чувашом на его мотоцикле съездить в соседний райцентр. Поехали без коляски, Серёжа, как оказалось, хотел опробовать мотоцикл на больших скоростях.

– Очень мечтал на максимальной скорости проехаться, а у меня вес маленький, мотоцикл меня на скорости больше ста километров в час не слушается. А с тобой, наконец-то, на максимальной скорости проехались! Ты как его сзади придавил, он такой послушный стал! — радовался Серёжа.

Через некоторое время Сергей отпросился на несколько дней, чтобы съездить на родину. Потом он рассказывал о своей поездке:

– Туда я с пустой коляской ехал, проще было. Назад коляску нагрузил, тюки с материей, солод и хмель, гостинцы всякие. Пока до московской кольцевой добрался, устал очень. На кольцевой меня гаишник тормозит. Спросил куда еду, удивился, далеко ведь. Но когда узнал, откуда еду, удивился ещё больше. А самое интересное, что он тоже чуваш оказался, земляк.

Из привезённого солода и хмеля Чуваш варил пиво. Правда оно больше на нашу брагу походило. и хмельное было такое же.

В разгар девяностых Чуваш загорелся идеей купить машину. Кто-то из московских дачников обещал ему помочь приобрести ГАЗ-52, хлебовозку.

– Зачем она тебе, Серёжа? Двигатель слабый, будка непрактичная.
– Я её в ГАЗ-53 переделаю, с кузовом, - напористо заявил Чуваш.

Переделать, это одно, а оформить, это уже совсем другое дело. Со стороны представлялось это совершенно не реальным.

Вскоре Сергей приобрёл новый двигатель, а кузов сделал сам, напилив досок на нашей пилораме и собрав на уголках. Смотрелось это изделие немного странно, но машину он оформил. Мне довелось узнать, как Чуваш это проделал.

– Я поехал в МРЭО, пришёл прямо к самому главному, рассказал что мне нужно. Он говорит:
– Слушай, зачем мне с тобой связываться? Вот если ко мне обратится председатель колхоза, то он привезёт пару быков, я всё отделение накормлю. А с тебя какой толк?

– Я тоже могу привезти, — сказал я ему, — Досок могу привезти, овец на мясо!

Во время рассказа я представил, как Чуваш, стоя перед всесильным гаишником, маленький, в своей скромной одежде, наклоняет голову то в одну, то в другую сторону, с неизменно глуповатым видом.

И что же вы думаете? Оформил Чуваш установку двигателя и самодельный кузов, взяв справку в доживающем свои последние  дни колхозе. В справке было написано, что сложные технические работы произведены в условиях мастерской. Видели бы гаишники, подписывающие документы, эту мастерскую...

Не только машину тогда Чуваш оформил, но после нескольких поездок ему открыли права на все категории! И это в нашем МРЭО, где люди, чтобы получить права только на одну категорию, тратили немалые деньги и много времени.

Днями Чуваш работал в лесничестве на тракторе МТЗ, а по выходным искал заказы теперь уже для своего грузовика. Иногда ему приходилось выполнять разовые работы на трелёвочном тракторе ТДТ-55, оборудованном лесным плугом. И вот, в самый разгар подготовки почвы для лесных культур, Чуваш обращается ко мне:

– Палыч, я заказ нашёл, отвезти груз за Москву. Мне три дня нужно, начиная с этой пятницы. А в понедельник я выйду на работу и всё вспашу!
– Серёжа! Мне же голову снимут! Сейчас самый разгар вспашки. Каждый день отчитываемся, сколько гектар вспахали. А у тебя ещё и трактор сломался. Что мне директору докладывать.

Сергей привычно повертел головой, подумал, потом заверил меня, что он всё успеет. С тяжёлым сердцем отпустил на эти три дня. По телефону каждый день докладывал цифры подготовки почвы с нарастающим итогом. И с тревогой ждал возвращения Сергея.

В понедельник рано утром Чуваш наконец-то появился в конторе. Я искренне обрадовался его возвращению:

– Ну как, скалымил, всё нормально? Теперь нужно пахать начинать.
– Всё, уже всё вспахал, — весело заявил вымотанный за эти дни Сергей.

– Как это, когда?  только и смог отреагировать в ответ.
– Я в воскресенье к вечеру приехал. Запчасти на трактор уже были, быстро сделал, и всю ночь пахал, с фарами.

Вот так успевал работать и богатеть наш Чуваш. Вскоре он надумал уехать.

– Дальнобойщиком хочу работать. Начну пока на этом грузовике, потом ещё что-нибудь придумаю, — поделился со мной своими планами.

Удерживать я его не мог. Нечем мне было заинтересовать такого семижильного работника. Напоследок он ещё раз продемонстрировал свою работоспособность.

К тому времени он уже уволился, рассчитался, сдал всю закреплённую за ним технику. Но возникли проблемы с оформлением документов и ему предстояло какое-то время задержаться у нас в селе.

– Палыч, можно мне какую-нибудь работу, только чтобы я один работал? А то деньги заканчиваются.

Его с большим удовольствием всегда брали в любую бригаду, но там деньги делились на всех. Готовя сортименты в штабеля и дрова с укладкой в поленницы, бригады с трудом делали по три кубометра на человека готовой продукции с отгрузкой.

Выдал бензопилу «Урал» и отправил на отдалённую делянку, заготавливать дрова из тонкомера. Через десять дней он доложил о готовности ста кубометров дров! То есть он готовил в день по десять кубометров! Если бы все так работали, то получали бы очень приличные деньги для нашей местности.

Вскоре наши пути разошлись. Сергей уехал искать счастья в дальнобойном бизнесе, а через несколько лет и я расстался с лесничеством, которому отдал двенадцать лет жизни. Мне пришлось уйти в неизвестность, а Чувашу было проще, он знал, что делать, к чему стремиться, ему всё его будущее описал случайно встреченный шаман.


Продолжение рассказов:
http://www.proza.ru/2016/12/25/368

Читать о Троицком лесничестве сначала:
http://www.proza.ru/2015/11/01/774