Антропологические аксиомы шахмат. Пешка

Алексей Ратушный
Размеры столов, стульев, досок и фигур задаются человеческим телом и являются следствием его – тела – пропорций.
Сами абстракции шахмат предопределяются внутренним устройством человеческого мышления.
Способность оперировать полями и фигурами на них зашита в мозг задолго до возникновения первых игральных досок.
Эволюция монеты в «кость» – то есть игральный кубик пролегает через множество перестановочных игр с фишками и возникновением таблиц выпадающих сочетаний.
Можно бросить два кубика, а можно взять наугад одну из костей домино.
В чём принципиальная разница?
А в том, что выпавшее сочетание более уже не повторится!
В дальнейшем операция выбора сочетания трансформировалась в набор самостоятельных игр.
Затем кости сочетаний трансформировались в карточные колоды.
Эволюция категорий «поле», «ход» и «фигура» рассмотрена нами в общей теории игр.
Сегодня мы присмотримся к некоторым деталям сложно устроенного комплекса «игра в шахматы», определяемого именно человеческими ограничениями.
Первый принцип – локальность.
Локальность во времени и в пространстве.
Игра должна быть достаточно динамичной и достаточно ограниченной в пространстве, чтобы многие могли в неё часто играть.
Любая игра требует время на своё освоение.
Игры, для освоения которых требуется время, заметно превышающее разумные пределы, в обществе на низких стадиях развития не выживают.
Чем примитивнее общество, тем примитивнее и функционирующая в нем совокупность игр.
Чем сложнее общество, тем сложнее и функционирующие в нём игры.
Рост производительности труда освобождает время для игр.
С другой стороны развитие игр ведёт ко всё большему их воздействию на основы самоорганизации сообщества.
Игры начинают оказывать влияние на формирование ценностных ориентаций, на формы художественного творчества, на образовательные и воспитательные технологии.
При этом осознание обществом роли и значения игр отстаёт от их внутреннего развития.
Теперь, после этих общих эскизных, почти абрисных замечаний перейдём к конкретике, ибо всеобщее, как заметил ещё Георг Вильгельм Фридрих Гегель, проявляется в единичном через особенное.

Пешка.

Пешка есть развитая форма фишки.
Поначалу фишкой служили камушки, гальки, выбитые зубы, выточки из кости и т.п. Могли на месте фишек оказаться и орешки, и их скорлупки, и монеты, и бусинки.
Со временем фишки выросли до самостоятельных символов игры, и превратились в шашки в шашках и нардах.
В играх, где возникает «неравенство» фигур, возникает необходимость отличать игровые фишки друг от друга.
Генезис неравенства чётко просматривается в играх типа нард, где фишка может ставиться на другую фишку с самыми разнообразными последствиями, регламентируемыми изменяющимися правилами игры.
Кольцевые игры рано или поздно переводятся в матричные формы и возникает категория «фигуры», то есть фишки с собственными правилами перемещений.
Итогом этого сложнейшего миллионнолетнего развития становятся развитые группы фигур в группе игр, которые мы условно именуем «шахматными».
Форма пешки определя я в первую очередь строением руки человека.
Её пропорции определяются строением кисти человека.

Не претендуя на полноту и надеясь на продолжение.
А вот и оное!http://www.proza.ru/2016/12/01/206