Казнь в Золотом яру. Часть 4

Владимир Пузиков
На фото: Командир 248-й стрелковой дивизии, полковник Галай Николай Захарович водружает Красное Знамя на здании оперного театра в городе Одессе.
Фото из интернета.


4.

С 1 января 1943 года, боясь окружения, с Северного Кавказа стали уходить немецкие войска. Из Благодарного последние оккупанты ушли 13 января, а с ними, в составе большого конного обоза, - местные полицаи.

В начале февраля в районе города Мариуполя Донецкой области немцы благодарненских полицаев разоружили, отобрали лошадей, повозки, имущество. При этом произошла драка со стрельбой. Двое немцев оказались убитыми. Полицаев, в том числе и Хмелева, отправили в город Мариуполь в лагерь для военнопленных.

Группа военнопленных, человек двадцать, пользуясь плохой погодой, прорвав сеточное ограждение лагеря, совершила побег. В группе был и Хмелев. Несколько дней шли на восток, в основном, ночью. Перешли линию фронта и были задержаны красноармейцами. Как оказалось, беглецы попали в расположение 905-го стрелкового полка, 248 стрелковой дивизии третьего формирования, 28-й Армии.

19 февраля 1943 года полки 248-й стрелковой дивизии в Матвеево-Курганском районе Ростовской области получили приказ овладеть высотой 83,0 и северной окраиной села Покровского. Противник в районе высот 83,0; 108; и 97 укрепился основательно. Дзоты, минные поля и проволочные заграждения не позволяли нашим частям с ходу прорвать вражескую оборону. К тому же немцы прикрывали свой участок 16-ю станковыми пулеметами, большим количеством ручных пулеметов и кочующими минометами. Немецкая авиация, группами до 18 самолетов, бомбила боевые порядки советских полков.

Наши бойцы несколько раз поднимались в атаку, но не были поддержаны своей артиллерией по причине пересеченной местности. Минометы молчали из-за отсутствия мин.

Потеряв 30 бойцов убитыми и 85 ранеными, 899-й и 902-й стрелковые полки отошли и сосредоточились на рубеже: два кургана северо-восточнее село Рясное – Балка Турково. В 905-м стрелковом полку осталось всего 120 активных штыков, пришлось отойти и окопаться 1 километр восточнее села Рясное. А в целом 248-я стрелковая дивизия на 20 февраля 1943 года имела всего 302 активных штыка.

21-23 февраля обстановка существенных изменений не претерпела. Полки находились в обороне, несли потери от авиационных налетов, артиллерийских и минометных обстрелов.

Как раз в это время, задержанных на линии фронта беглецов из фашистского плена, в том числе и Хмелева, доставили в штаб 905-го стрелкового полка. Командир полка обратился к ним с вопросом:
- Кто служил в артиллерии? Кто может подготовить орудие к бою? Выйти из строя!

У Хмелева в голове мелькнула мысль: «Он не полицай! Кто об этом знает? Сегодня он – красноармеец, бежавший из плена!» С этой мыслью он первым сделал три шага вперед.

Командир дал ему команду:
- Приступайте!
Бывший артиллерист Хмелев показал свои навыки, быстро подготовил орудие к стрельбе, и был оставлен в полку.

23 февраля 248-я стрелковая дивизия получила пополнение призывниками 1925-1926 года рождения, которые не прошли военной подготовки, были в гражданской одежде. А уже в ночь на 24 февраля части 28-й Армии сдали участок обороны подразделениям 44-й Армии. Полки 248-й стрелковой дивизии вышли в район Бирючий, Вореновка на доукомплектование.

Довелось Хмелеву испытать тяжести воинской службы по полной программе. Из журнала боевых действий 248-й стрелковой дивизии за 24 февраля 1943 года: «…Части дивизии и штаб дивизии находятся под открытым небом, ввиду скопления других частей в указанном районе. Авиация противника производит разведывательные полеты над расположением наших частей.

Замаскировать части, произвести санитарную обработку, просушку обуви и обогревание, не предоставляется возможным ввиду отсутствия свободных помещений. Получено пополнение 829 человек, не обмундировано, не обучено».

В марте 1943 года Федор Хмелев был официально зачислен в штат 905-го стрелкового полка. А вскоре, в первом же бою, при уничтожении вражеской группы, выходившей из окружения, их расчет подбил два танка. Со временем Федора назначили командиром орудия батареи 45 мм пушек.

248-я стрелковая дивизия отличилась в боях за освобождение города Одессы. 9 апреля 1944 года полки дивизии подошли к городу в районе Лузановки, прорвали вражескую оборону, закрепились на железнодорожной станции «Одесса-Сортировочная». И, подавляя огневые точки противника, к утру 10 апреля прорвались к центру города.

Командир 248-й дивизии, полковник Галай Николай Захарович лично водрузил Красное знамя на балконе оперного театра. Дивизии было присвоено почетное наименование «Одесская». Свыше 700 воинов дивизии удостоены боевых наград.

В дальнейшем, 248-я стрелковая Одесская дивизия принимала участие в Ясско-Кишиневской операции в августе 1944 года, в освобождении Польши, в Висло-Одерской операции в начале 1945 года.

1 февраля 1945 года командир орудия батареи 45 мм пушек, старший сержант Хмелев, в составе передовой группы 905-го стрелкового полка, форсировал реку Одер. Группа закрепилась на небольшом плацдарме, на западном берегу реки. Почти две недели противник пытался уничтожить наших воинов. Но они отразили все яростные атаки врага.

Орудийный расчет Хмелева, прямой наводкой, уничтожил три пулемета, один бронетранспортер с крупнокалиберным пулеметом, 15 немецких солдат. В этих боях Федор был контужен. За боевые заслуги командир 905-го стрелкового полка, подполковник Филатов представил старшего сержанта Хмелева к награждению орденом «Красная Звезда».

18 апреля 1945 года в бою за высоту 65,6 у села Мюнкехофе боевой расчет под командой старшего сержанта Хмелева уничтожил вражеское 75 мм орудие, бронетранспортер с крупнокалиберным пулеметом, рассеял до взвода пехоты.

20 апреля, в бою за село Альт-Розенталь, Хмелев выкатил орудие на прямую наводку, поразил три пулеметные точки, уничтожил десять немецких солдат и двух офицеров.

28 апреля в сражениях с фашистами в городе Берлине на улице Хохштрассе старший сержант Хмелев получил легкое ранение. После перевязки раны, вновь вступил в бой. Командование высоко оценило его боевые подвиги. В мае 1945 года Ф. А. Хмелеву был вручен орден Отечественной войны второй степени.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...