История одной дружбы 2

Михаил Бортников
 Окончание. Начало - http://www.proza.ru/2016/11/10/2271

Месяца три моего отпуска прошло, и я уже искал работу, когда мне домой  позвонил мистер Курелос, младший партнёр компании, в которой мы работали с капитаном  Сапунасом на теплоходе "Sea Mother". Он сказал, что компания купила, наконец,  судно, назвала его "Sea Mana", и капитаном на нём, конечно, Афанасий.

После ремонта в Китае начались разные технические проблемы, и компания хочет поменять греческих специалистов на украинских. Курелос предложил  мне должность стармеха,  и спросил, смогу ли я найти подходящих второго механика и электромеханика.  Я ответил утвердительно и сразу подумал об Остапчуке.

- Саша, я собираюсь в рейс. Сейчас ищу второго механика. Если хочешь, могу предложить твою кандидатуру. Зарплата, кажется, тысяча восемьсот долларов.
-  Тысяча восемьсот?!  Конечно, я согласен. Только английский я в "Диаманте" так и не сдал.
- Это ничего, с экзаменом уладим. Меня больше волнует, как ты на судне будешь общаться с филиппинцами.
- Там я справлюсь, моего английского для общения хватит. Мне, главное, на пароход попасть.

Электромехаником я хотел взять Толю Дробилко, но тот отказался, сказав, что пока он и в "Антарктике" всем доволен.  Пришлось обратиться за помощью к друзьям.

Нашли мне молодого, но толкового Игоря Беспаленко.  При знакомстве он мне понравился. В "Диаманте" препятствий не чинили и оформили всех троих быстро.  Желание судовладельца - закон. И по-английски Остапчуку тройку поставили, не выходя из кабинета Эрлена Михайловича.

Вылетали на Стамбул, где пришлось ночевать в здании аэровокзала, оттуда утром - на Афины. Судно наше стояло в пригороде Пирея, Драпетсоне, среди двух десятков других, пришвартованных кормой к ремонтному причалу.

Так мы и зашли впервые - по заводским сходням на корму, через кормовую дверь - в надстройку.  Поднялись  наверх,  сдали документы третьему помощнику.

Познакомились с экипажем, приняли дела, заняли свои каюты. Время осмотреться у нас было, ещё несколько дней предстояло провести в Пирее. Встреча с Афанасием, конечно, была радостной. Столько мы с ним вместе пережили. Здорово, когда со стороны капитана ощущаешь мощную поддержку.

- А, Горбачёв! С приездом!  Как Людмила? Опять коммуниста с собой привёз?
- То калитеро сапуни гинете апо комуни,  - без запинки выпалил я лозунг греческих фашистов, служивший для нас паролем. - Этот коммунист - не тот коммунист. Это мой друг. Нормальный парень. Училище с красным дипломом закончил.

Остапчук был в восторге от доброжелательности капитана, от парохода. Ему понравилась и каюта, и кают-компания с изобилием всевозможных кетчупов на столах, и еда, и машина. И я его хорошо понимал. У меня и у самого бывал такой щенячий восторг после полугодичного отпуска. А Сашка последний раз на судне был десять лет назад. А тут сразу - греческий пароход, мальтийский флаг, иностранный экипаж, и зарплата в долларах. Есть от чего голове закружиться.

- Миша, главный двигатель, Мицубиси,  - докладывал он мне, - почти такой, на котором я работал. Совсем, как Бурмейстер, только три клапана выхлопных вместо одного. И станок токарный нормальный, я попробовал. А системы до отхода все пролезу, зарисую. Всё нормально будет!

Я Сашкиного оптимизма не разделял, но и разубеждать его не стал. Самому мне очень не понравилось, что вспомогательных двигателей только два. Это означало, что при швартовках и при грузовых операциях резерва нет. И танков для нефтеостатков и льяльных вод не было. Что-то греко-китайцы перемудрили на ремонте.

Гораздо больше, чем механизмы, мне понравились филиппинские механики и мотористы. Дело своё они знали. Значит, спешки большой нет, к отходу двигатели готовы.

В море мы вышли через несколько дней без приключений. Сначала по Средиземному морю ходили. Интересные рейсы были, в Европе порты, как правило, близко от центра, да и стояли мы не мало - хоть и маленький, а сухогруз, со стрелами и лебёдками.

Через три месяца в Варну зашли, куда мы с Сашкой жён вызвали, а с ними и Фиттер на судно приехал, Саша Вакульчук. Из Болгарии  в Италию  пошли. Два раза мы с Людой сумели в Венецию съездить из Мергеры, это пригород так назывался, где мы стояли.

Зашли однажды  и в Украину, в Мариуполь. Жёны, конечно, приехали на пару дней. Нонна привезла для капитана две бутылки коньяка. Мастер в коньяках разбирался. "Белый аист" он одобрил для питья, а "Квинт" забрал к себе в каюту, сказав, что это не коньяк, а лекарство, и его нужно пить столовыми ложками.

Потом кондиционер вышел из строя, пришлось компрессор перебирать, там мы уже с Остапчуком в четыре руки работали.  С приездом Фиттера, работать, конечно, стало полегче. Но Сашка с ним жил почему-то, как кошка с собакой.

- Почему он меня не слушается? Кто здесь второй механик? Я ему говорю, как сделать нужно, и эскиз нарисовал, а он по-своему.
- Саня, ты это о чём, я не врубился?
- О приспособлении для выемки форсунок. Я зскиз три дня чертил, а он  всё по-своему сделал. Ты ему скажи, что он неправ. Мы же с тобой друзья.
- Мы с Фиттером - тоже друзья. Год назад чуть не утонули вместе. Какие у тебя к нему претензии? Приспособление  работает? Форсунки вытаскивает?
- Вытаскивает, - неохотно признал Остапчук, - но он меня должен слушаться. Я его непосредственный начальник.
- Саня, уйми свои амбиции. Фиттер - сварщик от Бога, и в твоём руководстве не нуждается.

С третьим механиком у него тоже отношения не сложились, причём, с самого начала. Тот, мне кажется,  метил на должность второго сам, но её не получил. Отличный специалист, он содержал вспомогачи в порядке, а второго механика в упор не видел. Ехидный парень был, и с характером.

- You go up, - поднимает указательный палец Остапчук, - and bring... мартышку клапана крутить (показывает руками).
- Speak English! - Справедливо требует третий. Английский у нас - официальный язык общения.

Сашка взрывается! - Я тебе дам, бл**ь, спик инглиш! Я тебе дам, бл**ь, спик инглиш! А ну гоу ап, кому говорю!

Третий доволен. Вывел второго из себя. А мне - проблемы. Месяцев пять так прошло, обстановка в коллективе всё больше накалялась. Начало всё это мне надоедать. Желудок стал каждый день прихватывать, и как раз во время споров с Остапчуком и его рассказов о Дальнем Востоке.

По вечерам мы часто в шахматы играли в кают-компании. Но с Сашкой играть я не любил, потому, что он долго думал над своими ходами, как будто корову проигрывал, и безбожно при этом курил, а я как раз, полгода всего, как бросил.

Обычно с Игорем, электромехаником, мы  играли, а в восемь вечера Сашка с вахты приходил, ужинал и подсаживался к нам с кружкой кофе и сигаретой в зубах. Однажды мы с Игорьком решили над ним подшутить. Расставили шахматы прямо на клеёнке, без доски. И сидим, играем. Ходим, фигурами обмениваемся. Остапчук смотрел, смотрел и спрашивает:

- А как это вы без доски играете?
- А зачем нам доска? - говорю. - И так всё понятно. - Прикалываемся, конечно.

Выходили мы и в Индийский океан, во Вьетнаме побывали, пять месяцев уже прошло, я и  говорю Афанасию:
- Слушай, Кэп, давай напишем Остапчуку представление на стармеха.
 - А он потянет?
- Конечно, потянет. Стармеху что? Будет кофе пить и курить одну за другой.  Справится!
- Ну, ладно. Я поговорю с мистером Курелосом.

Поговорил. Вернулись в Средиземное, Сашка себе в Измире костюм купил, куртку кожаную. И денег заработал. Уехал довольный, как слон.

Вместо него Лёня Берзик приехал, ну, этот - трудяга, и механик с большой буквы. С ним работа стала больше похожа на удовольствие.

А Остапчук вернулся на судно через пару месяцев старшим механиком. Так часто бывает в жизни: рекомендацию давали? Вот и получите. Времени поговорить у нас было много при пересдаче. Я постарался рассказать ему как можно больше, как  документацию вести, где какая папка лежит, что и когда в контору посылать, а Саша делился воспоминаниями об отпуске. Рассказывал , как отпуск провёл, и о своём старом, ещё по курсам, друге Николае, и о совместных их планах на будущее.  Особенно хвалил жену Николая:
 
-  Деловая баба!  Мы с ней два дня на машине ездили, источники питьевой воды искали. Собираемся вместе родниковую воду заливать в бутылки. Идея крутая, скоро все будут воду только из бутылок пить. Откроем производство, я ведь недаром коммерческим директором работал. И связи есть, и хватка. Проект будет - зашибись.

Простились мы с ним тогда нормально, а вот когда мне пришлось его поменять через два месяца - вызвали меня на судно - обиделся он здорово. Получилось, будто я его подсидел, раньше времени вернулся.

Но в Диаманте ему работу нашли быстро. Компания называлась Голденпорт. Там ему на ногу бочка упала каким-то образом, и тоже пришлось списываться. А дальше я его след потерял, сам же он не звонил, и не заходил. Виделись мы с ним однажды только, случайно, на поминках однокурсника.  А лет через пять от кого-то из однокурсников я услышал, как сложилась его дальнейшая жизнь.

Не знаю точно, о каком бизнес-проекте речь шла, о производстве воды, или уже о чём-то другом, только развела его "бизневумен" со своим мужем, как лоха.
 
Одолжил он своему высокопоставленному другу очень много зелёного цвета денег, а тот впоследствии этого  не подтвердил.

- Какие деньги, Саша? Приснилось тебе, что ли? - И начал Сашка судебную тяжбу  с бывшим уже другом и его женой. Как жителю Приднестровья, было ему это нелегко. Не знаю, сколько это тянулось, вроде и удалось ему доказать факт займа денег, но получить их назад не смог.

И умер Сашка от сердечного приступа в неравной борьбе с морской аристократией.К сожалению, я не владею правдивой информацией об этой подлости её представителя, да и, в принципе, не очень-то и знать хотелось о неприятных нюансах и подоплеке всей этой истории. Мой рассказ - не об этом.