Троянская война как эпизод средневековой истории

          В рамках традиционной историографической концепции считается, что около 1225 г. до н.э. произошло знаковое для античного мира событие – греки захватили и разрушили Трою. Письменные источники Троянского царства сегодня не известны, и все сведения об этом идут из сторонних источников, авторы которых, как считается, жили много позже падения Трои, что не может не вызывать к жизни вопрос, о том, насколько они достоверны. Древнейшим и главнейшим источником по истории Троянской войны, точнее, ее последнего года, считается поэма «Илиада», приписываемая слепому поэту Гомеру {продолжением «Илиады» является поэма Гомера «Одисея», повествующая о странствиях греческого царя Одиссея после окончания Троянской войны}. При этом, к данному источнику имеется ряд серьезных вопросов. Дело в том, что Гомер, предположительно живший в VIII в. до н.э., не был свидетелем Троянской войны, происходившей в XIII в. до н.э. Это значит, что если сюжет «Илиады» не фантазия Гомера, то, следовательно, ему о ней кто-то рассказал. Причем этот человек также не был очевидцем троянских событий, а потому возникает вопрос о достоверности истории, легшей в основу «Илиады» Гомера.
          Отметим, что судьба поэм Гомера совсем уж неправдоподобна. Дело в том, что их никто не записал, правда, как предполагается, их кто-то выучил наизусть. И в течение двух веков их передавали из уст в уста (это около 700 страниц мелкого шрифта современного издания!). Пока в VI до н.э., при афинском тиране Писистрате они не были записаны, после чего, как считается, их тексты стали хорошо известны античному миру. Правда, античные списки поэм сегодня неизвестны. После этого поэмы Гомера «растворяются» в «темных веках» средневековья, когда они были известны только по цитатам и ссылкам латинских авторов и Аристотеля. И только в конце XIV в. итальянские гуманисты познакомились с текстами Гомера. Таким образом, никакой достоверной информации ранее этого времени об этих поэмах нет [1, Т. 1, с. 392, 394-395]. Где же до этого момента они хранились? И были ли они в действительности до этого времени? Или «Илиада» и «Одисея» были написаны в конце XIV в.? Поэтому можно предположить, что древнейший, как сегодня считается, из источников о Троянской войне имеет средневековое происхождение. В этом случае он теряет свой непререкаемый авторитет по сравнению со средневековыми текстами о троянских событиях.
          Отметим, что именно в средние века появляется большое количество произведений, посвященных Троянской войне. Наиболее известными из них являются «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мора (XII в., Франция), «Песнь о Трое» Герберта фон Фрицлара (XIII в., Германия), «Троянская война» Конрада Вюрцбургского (XIII в., Германия), а также «История разрушения Трои» Гвидо де Колумна (XIII в., Сицилия). При этом, как сегодня считается, авторы ряда произведений смешивали и путали между собой античные и средневековые топонимы. Так, Спарту времен Троянской войны включали в состав Романийского (т.е. Римского) царства. Однако в рамках традиционной хронологии Рим был основан спустя, примерно, 500 лет после Троянской войны. До возникновения же Римской империи, в состав которой вошла и Греция, хронологически было еще дальше. Область же Фессалия отождествлялась с греческим городом Фессалониками, который, как сегодня считается, возник много позже Троянской войны [1, Т. 1, с. 399, 463].
          Немецкий историк XIX в. Ф. Грегоровиус, говоря о средневековом каталонском (испанском) историке Рамоне Мунтанере (ок. 1270-1336), перу которого принадлежит хроника, повествующая о средиземноморских событиях XIII-XIV вв., писал, что «Рамон Мунтанер… представлял себе гомеровского Менелая под видом “афинского герцога”. А именно он рассказывает, что на мысе Атраки в Малой Азии находилась одна из троянских застав, недалеко от острова Тенедоса, куда обыкновенно… отправлялись знатные мужчины и женщины Романии… для поклонения божественному изваянию. И вот однажды Елена, супруга герцога Афинского, отправилась туда в сопровождении сотни рыцарей на поклонение, ее приметил сын троянского короля Парис, умертвил всю ее свиту, состоящую из 100 рыцарей, и похитил красавицу герцогиню» [2, с. 317].
          В связи с этим отметим, что К. Филиппов в статье «Древний мир – мираж» (1932 г.) писал, что «Троянская война не была известна до “разрушения Трои каталонцами”, описанного в хронике лично присутствовавшего при этом каталонца Мунтамера, в XIII веке, …, и что весь Троянский эпос выработан в Западной Европе на основании этих мунтамеровских рассказов» [3, с. VI-VII].
          Еще одно указание на то, что герои троянской истории жили в средние века, содержится в средневековом сборнике текстов, известном как «Легенда о докторе Фаусте». Среди прочих произведений в нем есть пьеса «Доктор Фауст или великий негромант», в котором широко представлено общение средневекового Фауста с троянскими героями. Так, он общается с царицей Еленой Прекрасной, и отправляется на свадьбу троянского принца Гектора. Приведем отрывок из этого произведения:
«Мефистофель. Не бойся Фауст, иди в свою опочивальню, там лежит мешок с драгоценными камнями и дорогими одеждами, надень их, и тебя станут принимать за князя. Отправляйся в Парму, в Италию, там как раз празднуется бракосочетание принца Гектора. Развлекайся там, наслаждайся радостями …» [4, с. 175].
          И дальше:
«Мефистофель. Встань, Фауст, вот я привел тебе прекрасную Елену из Греции, о которой ты так много рассказывал мне. Она будет твоей супругой.
Фауст. Убирайся прочь, проклятый дух, и не нарушай моего благочестия. Как можешь ты привести мне Елену, которую я некогда видел! Прекраснее ее я не видел ничего на свете!
Мефистофель. Это она сама! Взгляни, как она манит тебя, она тянется к тебе.
Фауст. О ты, лживый бес, это, наверное, такое же отвратительное исчадие ада, как ты, туман, который рассеется, как только я прикоснусь к нему.
Мефистофель. Нет, Фауст, встань и взгляни на нее сам.
Фауст. Я могу взглянуть на нее? Поднять с лица ее покрывало?
Мефистофель. Да, можешь, она уже сбросила покрывало.
Фауст. Ну что же, быть тому. У меня ведь еще много времени для молитв я сейчас докажу тебе, что ты обманщик. (Встает и смотрит на Елену). Да, да это она, та самая, которую я некогда видел в Греции. Пойдем со мной, в мою комнату, теперь ты – моя Елена.
Елена. А ты будешь моим Фаустом (Оба уходят).
Мефистофель (один). Ха-ха-ха! Ну, теперь он мой навеки. Но много времени я ему не дам, я отведу его с Еленой на Блоксберг, а оттуда – прямиком в ад! (Уходит)» [4, с. 178].
          Из этого можно заключить, что по мнению автора «Доктора Фауста или великого негроманта» средневековый герой Фауст был современником принца Гектора (старшего сына последнего троянского царя Приама) и спартанской царицы Елены Прекрасной. Получается, что либо Фауста следует относить к временам античности, либо Троянская война была событием средних веков. Важно так же отметить, что согласно этому произведению, не черт Мефистофель (который должен быть наделен сверхъестественной силой и знаниями превышающие человеческие) рассказывает Фаусту о Елене, а наоборот, доктор Фауст много рассказывает Мефистофелю о царице Елене. Это может означать, что Елена была хорошо известна средневековым людям, как если бы она была их современницей.
          Таким образом, ряд средневековых текстов содержат в себе сведения, позволяющие предположить, что историю Троянской войны, и самого Троянского царства, хронологически следует локализовать в средних веках. Свидетельство же Рамона Мунтанера о том, что Парис пленил жену герцога Афинского, дает очень четкие хронологические границы для определения времени падения Трои. Дело в том, что герцогский титул был получен правителями Афинского государства в 1260 г. Само же герцогство просуществовало только до 1311 г., пока не было завоевано каталонцами [13, с. 358]. Таким образом, падение Трои должно было произошло между 1260 и 1311 гг. Если это так, то в истории XIII-XIV вв. следует найти державу, которая, вероятно, просуществовала около 100 лет, а то и меньше (в Трое было всего семь царей), которая была разрушена и больше никогда не возрождалась.
          Такое государство в средневековой истории хорошо известно. Это Латинская империя семи императоров со столицей в Константинополе. Она была образована крестоносцами в 1204 г. после 4-го крестового похода на руинах павшей Византийской империи. Сама же Латинская империя была уничтожена в 1261 г. войсками никейского (греческого) царя Михаила VIII Палеолога, и уже больше никогда не возрождалась.
          Проведем историко-сравнительный анализ историй Троянского царства и Латинской империи, который начнем с обзора их династических потоков. В истории Трои насчитывается семь царей: Дардан I (Придеш); Ил; Лаомедонт I; Ширик; Дардан II; Лаомедонт II (Троил); Приам [1, Т. 1, с. 403]. Династический поток Латинской империи также насчитывает семь правителей: Балдуин I Фландрийский (1204-1205); Генрих д’Эно (1206-1216); Пьер Куртене (1217 г.); Иоланта (1217-1219); Робер Куртене (1221-1228); Иоанн Бриенн (1231-1237); Балдуин II Куртене (1238-1261) [6, Т. 8, с. 482]. Длительность правления троянских царей сегодня неизвестна, что делает невозможным их сравнение с продолжительностью правления латинских императоров {седьмой и последний троянский царь Приам, очевидно, правил больше 10 или 11 лет (длительность Троянской войны), поскольку, когда началась война, он уже был царем, а погиб Приам во время падения Трои; седьмой и последний латинский император Балдуин II самостоятельно правил с 1238 по 1261 гг., то есть, как и Приам, больше 10 лет.}. Однако исторические параллели убеждает нас в том, что источники, говорящие о Троянском царстве и Латинской империи, рассказывают об одних и тех же средневековых событиях.
          Столицей Троянского царства был город Троя. Место его нахождения сегодня неизвестно; раскопанное Г. Шлиманом древнее городище, было объявлено Троей без всякого на то основания. В связи с этим отметим предположение А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о том, что Троя есть другое название Константинополя [1, Т. 1, с. 389]. Это отвечает нашей гипотезе о том, что история Троянского царства является «эхом» истории Латинской империи, поскольку столицей последней был Константинополь.
          Второго троянского царя звали Ил, что в осмысленном переводе означает бог{имя Илья (Ил), считающееся древнееврейским, означает мой бог [10, с. 121]}. В связи с этим отметим, что греки-никейцы называли второго латинского императора Генриха за его доблесть и военные таланты вторым Аресом, иначе говоря, они сравнивали его с богом [7, с. 274].
          При шестом троянском царе Лаомедонте II произошел конфликт между греками и троянцами. На берегу Троянского царства высадились греки Ясон и Геркулес. Лаомедонт приказал им убираться из его владений, и греки послушались, однако пригрозили, что еще вернуться [8, с. 151]. Схожим образом, при шестом латинском императоре Иоанне Бриенне, войска никейского (греческого) царя Иоанна III Дуки Ватаза, вступили в военный конфликт с Латинской империи [9, с. 277].
          При седьмом троянском царе Приаме, к Трое подходят войска греческих царей – братьев Агамемнона Микенского и Менелая Спартанского. Агамемнон является старшим царем и Менелай находится у него в подчинении. Главным полководцем греческого войска был поставлен герой Ахилл, а после его смерти, греческие войска возглавил царь Одиссей, благодаря которому Троя и была захвачена. Цари Менелай и Агамемнон принимали весьма незначительное участие в войне.
          При седьмом латинском императоре Балдуине II, в 1261 г. к Константинополю подходят греческие войска никейских царей Михаила VIII Палеолога и его номинального малолетнего соправителя Иоанна II Ласкариса. При этом Иоанн Ласкарис считается более старшим царем, а Михаил Палеолог является лишь царем-опекуном до момента совершеннолетия Ласкариса. Полководца взявшего Константинополь звали Алексей Стратигопулус; цари Михаил VIII и Иоанн II во взятии не участвовали. Примечательно, что при дворе венгерского короля Белы IV (1235-1270) находился полководец Ахилл [11, с. 149]. То есть в XIII в., когда произошло падение Латинской империи, жил военачальник с тем же самым именем, какое носил и античный полководец, принимавший участие во взятии Трои.
          Троянская война закончилась падением Трои, которая была взята в результате хитрости. Считается, что греки построили огромного пустотелого коня, внутрь которого забралось 300 греческих воинов. Основные части греческого войска взошли на корабли и отплыли в море, сымитировав снятие осады Трои. Обрадованные троянцы втащили коня в город, а ночью, греки сидевшие внутри коня, вылезли из него, и убив охрану у ворот, впустили вновь подошедших к Трое греческие войска. Ворвавшись в Трою, греки разбили троянцев, и захватили город, который подвергся разграблению и был уничтожен пожаром. Следствием этого стал исход оставшихся в живых троянцев из захваченного греками города.
          Как предположили А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, троянский конь является поэтическим образом акведука-водопровола {акведук – инженерное сооружение, по которому вода переводиться через какие-либо препятствия}, через который греки проникли в город (детали см. в [1, Т. 1, с. 434-435]). На стороне троянцев воевал царь Рез, который владел загадочными конями, от которых зависило, падет или устоит Троя. Одиссей похитил коней Реза, после чего греки смогли взять город. Некоторые источники, рассказывающие о Троянской войне, утверждают: «Если бы кони Реза испили бы воды из Скамандра (реки на которой стояла Троя. – Е.С.), Троя не была бы взята» [1, Т. 1, с. 457]. Это, возможно, следует понимать следующим образом: если бы акведук функционировал и вел воду в город – кони Реза пили бы воду, то греки не смогли бы через него проникнуть в Трою и захватить город.
          А вот очевидно та же самая история, только без налета «античной романтики». В 1261 г. войска царя Михаила VIII Палеолога, которыми командовал Алексей Стратигопулус, внезапно подойдя к Константинополю, захватывают город: «25 июля, ночью, войско Стратигополоса начало штурм. Горстка храбрецов сумела проникнуть в Константинополь через старинный водосток, перебить охрану у городских ворот и открыть их основным силам нападавших» [12, с. 109]. Стратигопулус приказал поджечь дома франков. После этого происходит исход потомков крестоносцев с территории Латинской империи [7, с. 285]. Таким образом, Константинополь и Троя (см. гипотезу А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского) пали в результате того, что греки проникли в город через инженерные сооружения, предназначенные для ведения воды.
          Таковы событийные параллели между историями Троянского царства и Латинской империи. На основании которых, можно сделать вывод о том, что Троя была взята греками в 1261 г. н.э.

Список использованной литературы

1. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? В 2-х кн. – М.: Олимп, Издательство АСТ, 1997.
2. Грегоровиус Ф. История города Афин в Средние века (от эпохи Юстиниана до турецкого завоевания). Пер. с нем. – М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2009. – 767 с.: ил. – (Полное издание в одном томе).
3. Морозов Н.А. Христос. Т. 7. Великая Ромея – первый светоч средневековой культуры. – М.: Крафт+, 2004. – 944 с., ил.
4. Легенда о докторе Фаусте. Издание подготовил В. М. Жирмунский. Второе, исправленное издание. М.: Издательство «Наука», 1978.
5. Рамон Мунтанер. Хроника. (Ramon Muntaner. Chronicle. Cambridge, Ontario. 2000). Перевод Вдовиченко С., Колоскова Л.
6. Советская историческая энциклопедия. Гл. ред. Е.М. Жуков. В 16-ти томах. М., «Сов. Энциклопедия», 1961 – 1976.
7. Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1997. – 369 с.
8. Участкин В.И. Этруски заговорили по-русски. М.: 2003. – 179 с.
9. Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. – М.: Вече, 1998. – 656 с.
10. Петровский Н.А. Словарь русских личных имен: Ок. 2600 имен/ Спец. науч. ред. О.Д. Митрофанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1980. – 384 с.
11. Поляковский В.Т. Татаро-монголы. Евразия. Многовариантность. М.: 2002. – 231 с.
12. Петросян Ю.А. Древний город на берегах Босфора. Исторические очерки. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. – 240 с.
13. Сычев Н.В. Книга династий. М.: АСТ: Восток-Запад, 2006. – 959, [1] с.


Рецензии