Под крылом самолёта. Часть 3

Елеон Горчинский
Часть 2 здесь: http://www.proza.ru/2016/10/22/938

                Международная трасса

          До 1960-х годов авиационная трасса Европа – Япония пролегала через территорию СССР. Если точнее, она проходила над Ледовитым океаном. В связи с тем, что часть островов в океане вскоре была засекречена, авиатрасса была перенесена вглубь страны. Один из её участков пришёлся на посёлок Бурмантово. Эшелон проходил на высоте 10-12 километров. В Новосибирске самолёты совершали дополнительную заправку. Впрочем, французы, к примеру, летали с дополнительными баками. При опорожнении, баки отстреливались.
   
          Авиационный диспетчерский пункт (АДП), руководящий полётами, находился в полном подчинении I-го авиаотряда (Кольцово). Время пролёта, метеосводка по маршруту, иная информация для проходящего эшелона поступала из Кольцово. Она передавалась диспетчерами на борт на английском языке. Диспетчера - выпускники Саратовского лётного училища. Почти одновременно в наш аэропорт прибывает группа радиотехников, окончивших лётное училище в Риге. Диспетчерская служба заняла часть комнаты, в которой располагалась «Штурманская».
 
          Для передачи на борт воздушного судна точного места его полёта, примерно в 500-700 метрах к северу от аэропорта, был установлен военный локатор. Кроме выявления места пролёта иностранного борта, локатор фиксирует появление в зоне авиатрассы советских перехватчиков. У авиадиспетчеров в АДП появляется выносной экран данного локатора. Этот экран к работе авиации ивдельского аэропорта какого-либо отношения не имел. Слишком низкой была высота, на которой летала местная авиатехника. Конечно, мы пробовали, ради любопытства, запеленговать полёты наших авиаторов. Но ничего не получалось, на экране – одни засветки.
 
          Для сотрудников международной трассы I-й авиаотряд (Кольцово) строит двухэтажный дом.

           В начале 1980-х годов международная трасса была переведена в Североуральск. За исключением одного, все диспетчера успели поступить в Ленинградскую академию гражданской авиации. По окончании учёбы, все они стали начальниками отделов аэропортов в разных городах.

      Строительство железной дороги

          В 1960-х годах от станции Першино началось строительство железнодорожной ветки Ивдель – Нарыкары. (До Оби дорога достраивалась уже позднее). Иногда в прессе неверно освещается участие в строительстве этой трассы малой авиации II-го Свердловского авиаотряда (Уктус). Вертолёты Ми-4 данного авиапредприятия, базировавшиеся в аэропорту «Ивдель», в строительстве железнодорожной линии Першино – Нарыкары участия не принимали.
 
          Да, три вертолёта, прикреплённых на время к Ивделю, обслуживали стройку, но это были машины военно-воздушных сил СССР. Они прибыли к нам с базы города Пугачев. Командиром данного звена был капитан Кузнецов, флаг-штурманом – старший лейтенант Востриков (ставший впоследствии командиром звена). На западной границе аэропорта «Ивдель» они имели свою стоянку. Там же находилась охрана. Солдаты охраны несли службу при штабе строительства.

          В аэропорту для военного контингента было выстроено помещение. Звено лётчиков имело при себе специалистов: синоптика с полным штатом авиаметеослужбы (АМСГ), радиооператоров. Ввиду отсутствия помещения в служебном здании, эти службы были объединены с отделами аэропорта. Лётно-подъёмный офицерский состав получил квартиры в двухэтажных домах в Ивделе! Эти люди не подчинялись администрации аэропорта, только внутренним правилам. Диспетчерской службе они подчинялись только в зоне авиадиспетчерского пункта (АДП) (взлёт-посадка). Все приказы для военных лётчиков поступали из Пугачёва. Администрацией аэропорта каких-либо заявок на полёт данного звена не принималось. Кроме одной, о выполнении которой я расскажу специально, в завершение своих записок.

         Как только на конечном пункте строительства железной дороги был забит серебряный костыль, звено армейских пилотов под командованием капитана Вострикова покинуло аэропорт «Ивдель».

                Новоселье

         Военные, покинув наш гостеприимный край, оставили аэропорту помещение. В этом здании тут же расположились: зал пассажиров, билетная касса (отдел перевозок), буфет, который можно назвать столовой, и кабинет начальника аэропорта. Однако, всё это не спасало от тесноты. При этом, здание аэропорта требовало капитального ремонта. Надежды на местную власть не было, ибо сотрудники аэропорта её и не видели. А власть и не знала, насколько условия работы авиаторов соответствуют их  потребностям.
 
         На выручку вновь пришли газовики. Аэропорту был выделен «полуфабрикат», который потом достраивала бригада студентов. Существовали тогда и такие. Заселялся новый объект поэтапно. Каждая служба получила по комнате, начальники служб – по кабинету, диспетчер – вышку. Стоит добавить, что у радиотехников, в отдельной комнате был установлен чешский 12-канальный магнитофон.

         Строится тёплый гараж, котельная. Ох, уж эта котельная. Город вообще, и аэропорт, в частности, окружен леспромхозами. Авиаторы выполняют важную задачу – совершают полёты. А выпросить за свои деньги дрова для котельной невозможно. Начальнику приходилось буквально стоять на коленях, вымаливая древесное топливо. А когда дрова, наконец, привозили, то, казалось, что по этим деревьям баба Яга и Леший пьяные в ступе вальс танцевали.

         И ещё надо отметить. Люди, которые трудились в аэропорту, посвящали себя работе целиком, отдавая на служение любимому делу все свои знания и силы. Зарплата была небольшая, но сотрудники ежедневно приезжали на работу в аэропорт со всех микрорайонов города, и, даже, из отдалённых посёлков. Так, диспетчера добирались с Екатерининки, транспортники – с Лесозавода, авиатехник – с Полуночного, радиооператор – со станции Ивдель – I и т.д.

        Продолжение следует. Часть 4 здесь: http://www.proza.ru/2016/10/24/888

                На снимке: Пролетая над г. Ивделем