Под крылом самолёта. Часть 2

Елеон Горчинский
  Часть 1 здесь: http://www.proza.ru/2016/10/20/762 

     Завершая «первую пятилетку»

          1957 год. В аэропорт «Ивдель» поступают вертолёты Ми-1 и Ми-4. Это – новинка авиации. Почти одновременно с этим пополняется парк автомашин. Приходит бензовоз. Появляется, хотя и примитивный, склад горюче-смазочных материалов. Для самолётов и вертолётов организуется автоматическая заправка. Прибывают сотрудники авиаметеостанции (АМСГ). С западной стороны к служебному зданию делается пристрой, в который вселяются радиооператоры АМСГ. Начальником аэропорта в этот период трудится Фёдоров. В 1960-е годы, после ухода с лётной работы на пенсию, авиационное предприятие возглавит Н. Кузьмин.
 
          После поступления новых бортов Ми-1 и Ми-4 у аэропорта появляются новые заказчики. Появились также новые маршруты. Наиболее востребованными из них были полёты в горы. Ушёл в предание «Свор». К 1958 году аэропорт «Ивдель» окреп, из взлётной площадки, из аэродрома, он превратился в один из крупнейших аэропортов северного направления. Заказчиков, а значит и работы, было столько, что экипажи летали в две смены. Каковы были их основные маршруты?

          Северное направление. Крупнейшая комплексная экспедиция Усть-Маньинская. Имела взлётно-посадочную полосу (ВПП) для посадки Ан-2. Время полёта в одну сторону чуть более часа. Дорога туда - обратно. Соответственно, продолжительность полёта умножаем на два. Няксимвольская комплексная экспедиция. Там также имелась ВПП для посадки Ан-2. Время полёта – полтора часа. Умножаем на два. Тольинская комплексная экспедиция. Тоже имела ВПП для посадки Ан-2. Время полёта – два с половиной часа. В обе стороны – пять. Саран-Пауль. Полёты нерегулярные. Имел аэродром, зимний и летний. Время полёта – более трёх часов. Все названные ВПП – травянистые, не размокающие осенью и весной.

          Южное направление. Рейсовый маршрут Ивдель - Свердловск. Самолёт Ан-2. Время полёта – три часа. Внерейсовый маршрут Ивдель – Понил. Время полёта – 45 минут.

          Всё было бы замечательно, если бы не одно но... 1958 год. Аэропорт «Ивдель» внезапно теряет основные северные маршруты. Закрывается Няксимвольская экспедиция. Почти сразу же, следом ликвидируются Усть-Маньинская и Тольинская экспедиции... Однако, вертолёты занимались обслуживанием сезонных экспедиций. В основном востребованы горные районы, таёжные дебри. Огромные запросы на Ми-2 и Ми-4. В таких условиях существовал аэропорт «Ивдель», завершая свою «первую пятилетку».

          Новая фаза развития

          1960 год. И последующее десятилетие. К тому времени убавилось количество самолётов Ан-2, но при этом прибыл вертолёт Ми-4. Вертолётчики в это время зачастую работают в две смены. В помощь диспетчеру прибывают ещё два руководителя полётов. Организуется авиационный диспетчерский пункт. По постановлению правительства в гражданскую авиацию вновь приходят военные лётчики, уволенные в запас. Лётчики-истребители. Решён вопрос с медобслуживанием. Лётчиков выпускает в полёт, проверяя их здоровье, Анна Фёдоровна Киенская. Фронтовичка. Медсестра. Интересная деталь. В одном из боёв она вытащила с поля боя раненого бойца... Киенского. Своего будущего мужа.
 
          Наступают незабываемые шестидесятые годы. Прибывают строители линии электропередач (ЛЭП-500). Остро встаёт вопрос с нехваткой обзора у диспетчера, которому очень плохо видно взлётно-посадочную полосу и площадку для вертолётов. Вследствие чего, руководить взлётом, посадкой, и даже подвисом вертолётов, невозможно. С помощью начальника ЛЭП, предоставившего  материальные средства, к северной стороне служебного здания пристраивается диспетчерская вышка. Тот же начальник оказал содействие по отсыпке гравием дороги, от полуноченской трассы до аэропорта.

          В зимний период технический состав аэропорта значительную часть времени тратил на подогрев бортов. Появляется машина-подогреватель (АПА). В радиоцентр поступает аппаратура мощностью до 1 киловатта. В отделе обеспечения прогнозами появляется Дистанционная метеостанция (ДМС) и измеритель высоты облачности (ИВО). А в радиоаппаратную АМСГ приходит факсимильное оборудование.

        Фронт работ

          Организуется Баженовская сейсмопартия. Она на несколько лет обеспечивает работой вертолёты Ми-1 и Ми-4. Доставка грузов в горные районы. Кроме того, ещё есть много мелких заказчиков.

          Устанавливается «Чинара». Это – пеленгатор. По пульту, стоящему у диспетчера, определяется только направление движения объекта. Место его расположения в данный момент можно определить только в том случае, если есть три таких устройства, находящихся одновременно в разных местах.

          В это время с севера движется строительство газопровода. Стройка XX-го века. Для её обслуживания выделяется вертолёт. Тогда это уже Ми-8. Рабочее напряжение всего авиационного предприятия доведено до предела. На борту машины находится, если не сам министр, то его заместитель. Воодушевлённый коллектив отлично справился со своей задачей перевозок, трудясь не за страх, а за совесть. Замминистра вручил командиру борта талон на внеочередную покупку легковой автомашины. Кому-то искренний и бескорыстный труд может сейчас показаться смешным, как и та награда, которой были удостоены лётчики. Мы же тогда были счастливы своей работой и горды за коллег.

          Ещё не ушли строители газопровода, на винты вертолётов и крылья самолётов, ложится новая работа. Начинается строительство двух газовских городов Комсомольского и Советского. Возводится аэропорт I-го класса...
 
          Впрочем, никакое дело не обходится без неприятностей. Вскоре в аэропорту «Ивдель» появляются два подразделения. Они не имеют к работе авиаторов никакого отношения, однако, занимают в служебном помещении рабочую площадь. Единственным человеком, который мог себя тогда чувствовать вольно, был диспетчер. Но и над его вышкой уже занеслась невидимая «секира».

          Беду, нависшую над аэропортом, удалось предотвратить только с помощью строителей газопровода и указанных выше городов. Итак, с чистого листа...

    Продолжение следует. Часть 3 здесь: http://www.proza.ru/2016/10/23/949

                На снимке: г. Ивдель. Вертолёты на приколе. Виднеется здание аэропорта и склад ГСМ.