О былом эта дума. Та й ни без сума

Нил Крас
О былом эта дума. Та й ні без су'ма (печали - укр.).               

Ні, я знаю, чом нудьгую,
Ні, я знаю, звідки сум:
То розлука, зла гадюка, —
Вся причина чорних дум.
(Агатангел Кримський,
1871-1942)               
               
               
               

Я — последний в семье еврей. Хотя теперь мы формально уже все — немцы. Но лишь я въехал в ФРГ как меченый  -  то есть, с отметкой в советском паспорте  -  еврей. Остальные были русские, украинцы, арабы.
И я — единственный, родившийся в Виннице. Потому надеяться, что кто-то другой вместо меня напишет когда-нибудь что-то похожее — не приходится.

Других винничан - евреев, разбросанных по миру, как-то не слышно. Во всяком случае, винницких тем и проблем они не касаются. Полностью включились в новую жизнь? Стали своими среди чужих? В этом, что касается подавляющего большинства, я сильно сомневаюсь. Среди эмигрантов моего поколения, наверное, таких — единицы. Из десятков тысяч!

Вот и пишу сам. Навеянное - в моём случае - Кёльном — о Виннице.
Пусть Вам это не покажется странным.
Сейчас поймёте — п о ч е м у …

Было такое понятие — еврейская жизнь. И в Германии, и в России (Украине). И не то чтобы её тут и там сейчас совсем нет. Безусловно, есть. За крепкими стенами еврейских общин, за бронированными стёклами синагог она, конечно, существует. Уверен в этом, хотя в Кёльнском еврейском благотворительном центре (с домом для престарелых, или, по здешнему, Домом родителей на 71 место, детским садиком, начальной школой, библиотекой, своей синагогой) и в Кёльнской большой синагоге бывал я только по одному разу — в дни «Открытых дверей», а в винницких общинах и синагогах — ни разу. Но знаю о различных клубах и общественных объединениях (женских, молодёжных, спортивных, языка идиш, пр.) при Кёльнской общине.

Вероятно, и в Виннице есть такое же, пусть и в меньших масштабе и количестве.
Но я — вне общины, основа которой — иудаизм. Что поделаешь: к религиозной жизни тяги нет, хотя глубоко верующим (их — не так уж и много) в определённой мере завидую. На всё у них есть объяснения и ответы: «Бог миловал!», «Бог наказал!», «Бог дал! - Бог взял!», пр. Мол, сто'ит ли голову ломать: отчего да почему? Имеет ли смысл пытаться хоть как-то повлиять на обстоятельства?
Правда, в Библию, Тору, Коран заглядываю, по разным поводам, нередко. Честно говоря, почти всегда, чтобы убедиться в неправильном цитировании (как бы — оттуда), в неверном толковании, в преднамеренном извращении содержания этих основополагающих для верующих книг. Заглядываю ли просто так? Нет, не читаю.
 
Никого и никогда за веру не бранил, над верующими даже про себя не посмеивался, понимал их особое, приподнятое настроение в дни больших религиозных праздников, пунктуальное выполнение ими предписанных ритуалов. Приверженцами любой, замечу, веры. Это, думаю, впитал от матери, тоже далёкой от поклонений Богу. Что было у неё, в отличие от меня, не от родителей — истинно религиозных евреев, а от  комсомола, от студенческих настроений 20-30-х годов прошлого столетия. Тогда, впрочем, как и позже, в СССР не церемонились: «Верующим — не по пути с нами !». «Религия — опиум ...», и тому подобное.  И вылетали только лишь заподозренные в религиозности из учебных заведений, лишались даже самых небольших руководящих должностей, попадали под колпак пресловутых «компетентных органов». Ни за что' попадали, а то и — пропадали … Сам свидетель.

Сейчас и в Украине, и в Германии службы духовенства в почёте у государства. И тут и там не так уж чётко отделены они от этого государства, как это мне, например, из Конституций обеих стран представляется. А раньше власть духовенства была ещё мощнее. Это, разумеется — до большевизма и нацизма, провозгласившими себя  в с е м .
(«Умом, честью и совестью нашей эпохи», например. «Архиюмористично, кремлёвский мечтатель!» - по-иному об этом и не скажешь.)

Что касается иудеев, то они, не имевшие полных гражданских прав, как в Германии (до Революции 1848 г.), так и в Российской империи (до 1917 г), без своих общин и раввината не могли продвинуться ни на шаг, в буквальном смысле, от рождения до смерти. Очень многое зависело от казённых раввинов, навязанных общинам царскими властями (в отличие от раввинов духовных). Начиналось всё с регистрации рождения, потом — с выдачи метрической справки (метрики) … А далее - принятие присяги у евреев-новобранцев, запись бракосочетаний, смерти, произнесение патриотических проповедей (лучше — на русском языке) в дни государственных праздников, пр. - всё это входило в обязанности казённых раввинов. И содержало их не государство: этих государственных прислужников обязаны были брать на своё попечение общины.

Посему, вспоминая о той далёкой уже жизни, упускать при этом не только еврейские начальные школы (хедеры), другие еврейские учебные заведения, еврейские больницы, еврейские комитеты помощи, еврейские кладбища, и так далее, но и — обязательно (!) синагоги, никак нельзя. Без всего этого цельного представления о еврейской жизни в прошлом не получить.

А теперь пройдёмся сперва по Кёльну — и лишь потом заглянем в Винницу. Это - банально, но, хошь не хошь, истина познаётся в сравнении. Так вот, той еврейской жизни, которая была в Германии перед Второй мировой войной уже нет — и никогда уже не будет. И не только потому, что, как постулировал Гераклит, в одну и ту же реку нельзя войти дважды. А и потому, что не только общественная среда изменяется, но становятся другими и люди. Сегодняшняя еврейская жизнь в Германии не только, как это было в предвоенные годы, еврейско-немецкая, она — еврейско-немецко-русская, даже правильнее — русско-еврейско-немецкая. Посещение как синагоги, так и Еврейского благотворительного центра лишний раз меня в этом убедило. Да и как быть иному, если подавляющее число членов еврейских общин — выходцы из СССР и языком общения их является русский язык. Тут не нужна никакая статистика, тут достаточно посетить указанные заведения. И даже прислушиваться не надо — хорошо слышно и так.

Хотя и статистика сама по себе красноречива: из СССР «по еврейской линии» прибыло в ФРГ в конце прошлого - начале этого столетия 220 000 человек, в еврейских общинах Германии - 105 000 человек. Можете себе представить, сколько среди последних выходцев из Советского Союза или его бывших республик? В Кёльнской общине — 90%! (данные из интернета). Не выучив язык, не вписавшись в трудовую жизнь, не переборов «социальный шок» (как я, сменивший на первых порах мантию профессора вуза на спецодежду строительного «необученного рабочего»), они нашли дорогу только в еврейскую общину. Последняя стала для них и клубом, и социальной службой, и поводырём по околонемецкой жизни.

Сто пять тысяч членов еврейских общин — это на 81,5 млн. населения страны — 0, 129 %. Еврейские эмигранты из СССР, как правило, поселялись в городах. Там, где были общины. Посему в городах, особенно больших (Берлин, Мюнхен, Кёльн, Дюссельдорф, пр.), еврейские общины - в сравнении с расчётом на всю Германию - велики. До войны евреев в Кёльне было 19,5 тысячи - на 768 тыс. населения - 2,5%. Сейчас — суммарно в еврейских общинах около 5000 членов на немногим более 1 млн. общего населения - около 0,5% (всего населения, прибывшего из территорий бывшего СССР, в Кёльне — четыре процента). То есть, указанная цифра в Кёльне в четыре раза превышает среднюю по стране и приблизительно совпадает с таковой  о б щ е г о  числа евреев в Виннице.

Евреи впервые зафиксированы в Кёльне в 321-м году (!). Об этом есть письменное свидетельство, хотя другие факты позволяют первые поселения евреев в городе датировать 1-м веком. Судьба евреев Кёльна в прошедшие двадцать столетий была нелёгкой. Полное изгнание из города, массовые убийства и ещё многие тяготы и несчастья пережили они. Но перед Первой мировой войной в Кёльне, как и в Виннице (см. ниже), с евреями уже нельзя было не считаться.
 
К концу XIX-го века (1899 г.) еврейская община Кёльна насчитывала 9745 членов. Среди них были знаменитые банкиры (например, с 1789 г. - основатель частного банка «Bank Sal. Oppenheim» Оппенхайм), владельцы Торговых Домов, представители различных слоёв интеллигенции. И так продолжалось до прихода к власти нацистов.

В настоящее время в Кёльне, как и в Виннице, имеются три еврейские общины: ортодоксальная (самая большая, со старинной синагогой, освящённой в 1899 г.; в синагоге - 800 мест для мужчин и 600 - для женщин), а также Chabad Lubawitsch Koeln (хасидская община) и Juedische Liberale Gemeinde Koeln Gescher LaMassoret (либеральная община «Мост к традиции», около 100 членов общины).

В 2012 г. издана книга «Das juedische Koeln. История и современность. Путеводитель по городу.» Я специально не взял ничего из этой книги для статьи, потому что и размеры моей публикации, и особенно ограниченная возможность представить на Прозе.ру иллюстрации сделали бы невозможным достойно передать ту массу информации, которая включена в этот путеводитель. Здесь, большей частью — мои личные впечатления, полученные во время велопрогулок по Кёльну.

А теперь — подробнее о прошлой еврейской жизни, о памяти.  В Кёльне в самом центре города, буквально в нескольких метрах от архитектурной достопримечательности города — Исторического Ратхауса (начало строительства — первая половина 14-го века!) сооружается уникальный Еврейский музей (фото 1). Дело в том, что Исторический Ратхаус расположен на Judengasse – Еврейской улочке (переулке) - и, представьте себе, о деюденизации этого названия никто и не подумал! - эпицентре когда-то располагавшегося здесь еврейского квартала. На фото, которое я сделал 16.10.2016, виден расположенный в 300-х метрах Кёльнский Дом. После археологических раскопок и обнаруженных при этом синагоге, помещений еврейского поселения, пекарне, микве - бассейне ритуальных омовений 11-го века (на глубине 17-и метров, достигающей грунтовых вод Рейна и обеспечивающей возможность обязательного окунания в «живую», то есть проточную воду!), пр. было решено построить здесь Еврейский музей. Музей будет состоять из подземной части и уменьшенной, в сравнении с первоначальным проектом, наземной части. Иначе музей закрывал бы Исторический Ратхаус — одну из жемчужин архитектуры средневекового Кёльна. Обо всём этом можно почитать в ВикипедиИ, но, к сожалению, только на немецком языке (https://de.wikipedia.org/wiki/K). Гляньте хотя бы фотографии ...

— ЕСТЬ ли в Виннице - нет, не музей, а хотя бы - соответствующая экспозиция в Краеведческом музее, рассказывающая о столетиях еврейской жизни в городе?

                ***

Теперь о памятных знаках на месте бывших синагог. Здесь, из-за недостатка места представлены не все, да и качество съёмки желает лучшего. То мне с освещением (погодой) не везло, то приходилось снимать снизу вверх. Написанное на памятных досках даю в переводе на русский язык.

«На этом месте стояла Эренфельдская [Ehrenfeld - Поле чести - один из районов Кёльна] синагога, соединённая с религиозной школой для девочек и мальчиков, построенной в 1927 году по проекту архитектора Роберта Штерна. Разрушена на следующий день после райхспогромной ночи 9 ноября 1938 г.» (фото 2).

Другая табличка помещена на рядом стоящем здании бункера, возведенного в 1942/1943 г. г. на месте той же разрушенной Эренфельдской синагоги. Достопримечательность так и называется SYNAGOGE KOERNERSTRASSE/ BUNKER, находится с 1995 г. под охраной как памятник. Табличка (под номером 14), как и другие подобные по ходу «Эренфельдской исторической тропы», вывешена обществом любителей истории сего района, в котором я имею честь проживать (фото 3).

Памятная доска (фото 4) свидетельствует о том, что в 1915 году на это место была перенесена вновь возведённая синагога Дойтцской Свободы (одного из районов правобережной части города), вместо сметённой большим ледоходом на Рейне в 1786 году. 9-го ноября 1938 года синагога вместе с соединённой с ней школой были разрушены (во время т. н. «Хрустальной ночи»). Одна из улиц города названа именем Julius Simons (1887–1944) - раввина этой синагоги, погибшего с семьёй в Освенциме. Именем его сына Ernst Simons (1919 – 2006) - единственного члена семьи, пережившего лагерь смерти, преподавателя религии в Кёльне - ещё при его жизни названа школа, в которой он учился.

«Здесь стояла с 1884 г. синагога ортодоксальной общины 
ADASS JESCHURUN   ОБЩИНЫ ПРАВЕДНИКОВ
Соединён с ней был учебный семинар
с 1907 года народная школа MORIJA
с 1919 года гимназия JAWNE
Внутреннее оборудование синагоги
было 10 ноября 1938 года разрушено
Здание пало жертвой бомбовой атаки
во Вторую мировую войну» (фото 5)
Повторяю: таких памятных досок больше, просто фотографии их всех в коллаж было не вмонтировать.

В  ВИННИЦЕ  до Октябрьского переворота были следующие синагоги (взято из приведенной А. Кержнером таблицы «Пожертвования на развитие еврейской колонизации в Палестине, собранные в синагогах г. Винницы»: «Га-Мелиц», №189, 02.09.1903)

1.  Синагога
2.  Большой бейт-мидраш Немировского
3.  Большой бейт-мидраш
4.  Бейт-мидраш из Нового города
5.  Бейт-мидраш Гефтера, верхний
6.  Бейт-мидраш Львовича
7.  Бейт-мидраш Гефтера, нижний
8.  Бейт-мидраш Веселера
9.  Большой бейт-мидраш, нижний
10. Миньян в Талмуд-торе
11. Бейт-мидраш Заца
12. Бейт-мидраш ... (далее трудно разобрать)
13. Синагога в Новом городе
14. Бейт-мидраш Садигура
15. Бейт-мидраш Райхера
16. Бейт-мидраш Тигипим
17. Бейт-мидраш портных
18. Бейт-мидраш сапожников
19. Синагога за мостом (Замостянская синагога?)
20. Миньян Гофштейна
21. Миньян на Халускес (Халупкес)

Прошу сразу прощения у А. Кержнера, если исказил трудно читаемые с кадра видеоролика названия (меня интересовал сам факт наличия такого количества синагог): .
Позволю себе также разъяснить понятия «Бейт-мидраш» и «Миньян», что, наверное, сделал А. Кержнер во время лекции.
«Бейт» (или Бет) - «дом». «Мидра'ш» - «изучение», «толкование».
Однако очень часто под названием «Мидраш» имеется в виду собрание отдельных текстов, образующих последовательный комментарий к библейским книгам.
Под «Бейт-мидрашем» подразумевается либо место изучения Торы и в особенности Мишны, Талмуда и послеталмудической раввинистической литературы. Или — еврейское религиозное учебное заведение и помещение для него. Наконец, «Бейт-мидраш» обозначает также школу последователей того или иного ученого - толкователя иудаизма.
Что касается понятия «Миньян», то это - кворум из десяти взрослых мужчин, необходимый для общественного богослужения и для ряда религиозных церемоний. Талмуд устанавливает число 10, ссылаясь на ряд библейских стихов. Таким образом, десять человек образуют конгрегацию.

Кто теперь скажет, сколько зданий, в которых они находились, сохранилось после революционных и военных стычек? Сколько таковых снесли из-за ветхости или «по планам реконструкции города»? Сколько перестроили, по указанию воинствующих атеистов-большевиков, чтобы о синагоге напрочь позабыли? Где они, эти синагоги, вообще, находились — по каким адресам?

Мне известны только три адреса: особняк Боруха Львовича, синагога Райхера по нынешней Краснокрестовской улице и синагога Лившица. А далее? Далее — пустота и позор.
О пионере индустриализации Винницы Борухе Львовиче ничего ни хорошего, ни плохого пресса не пишет. Ну, был. Ну, построил хороший особняк, который отметил своим пребыванием в нём сам Симон Петлюра. Который и вещающим оттуда, и нам, слушающим это радио, и теперь пригождается. Принадлежавший же Львовичу знаменитый машиностроительный завод с красивым зданием заводоуправления давным-давно сначала достроили (конечно, испоганив замысел архитектора строения), а потом и ликвидировали. Никаких памятных знаков о жизни и деятельности Боруха Львовича в городе нет. Ничто не названо его именем. Даже на водопроводных шахтах крышек с его именем уже не встретишь: любители старины растащили. Самой маленькой таблички на ограде особняка, в котором располагалась и школа для бедных детей, днём с огнём не сыскать… Не сомневаюсь, что пройдёт совсем немного лет — и «дом Львовича» как-то «сам переименуется» в Дом Петлюры.
 
Не верите? А как просто исчезло из винницкого лексикона (винницкой топонимики) былинное слово Калича! Известный всем путешествующим по украинским дорогам крутой яр Калича, где лошади «каличились», уже 55 лет — Площадь Гагарина. И под таким названием это место знают 999 винничан из 1000. А если ещё поверить ВікіпедіЇ, что там располагался «практично 100% єврейський базар» (ненаучная фантастика — см. http://www.proza.ru/2016/04/14/508), то и тем более - бог с ней, с Каличей!

Синагогу Райхера я уже упоминал много раз. С 2010-года, как минимум. Ею уже много лет «заправляет» Главный тренер Украины по спортивной акробатике. Когда-то  отличавшийся великолепными акробатическими прыжками Главный теперь - не с комсомольским значком, а с золотой Звездой Давида на широкой груди - уже не в состоянии перепрыгнуть даже через собственную тень и признаться, что совершил акт вандализма, замуровав такую шестиконечную звезду, выложенную на фасаде здания, выстроенного по проекту Гр. Гр. Артынова. И не решится никак уничтожить следы этого - комсомольского, по сути - варварства, отремонтировать фасад и карнизы здания, а также приладить там табличку с краткой историей памятника архитектуры местного значения. Место, заготовленное Гр. Гр. Артыновым для такой таблички, я Главному давно подсказал (http://www.proza.ru/2015/09/16/738).

Не правда ли, глубокоуважаемый Леонид Давидович? Что же Вы бездействуете?
Возглавляемая Вами компания «ВІННИЦЬКИЙ ОБЛАСНИЙ КОМПЛЕКСНИЙ МІЖРЕГІОНАЛЬНИЙ ЦЕНТР ОЛІМПІЙСЬКОЇ ПІДГОТОВКИ СПОРТСМЕНІВ ЗІ СПОРТИВНОЇ АКРОБАТИКИ, СТРИБКІВ У ВОДУ ТА ІНШИХ ВИДІВ СПОРТУ» разве такую малость не потянет?

Наконец, так называемая синагога Лившица. Почему «так называемая»? Да потому что она ничем, абсолютно ничем не напоминает строение, на возведение которого супруги Лившицы пожертвовали участок земли в самом центре города и значительную сумму денег. То, что имеем теперь — бункер, построенный НА МЕСТЕ синагоги в начале 30-х годов прошлого столетия и торжественно-подобострастно названный Клубом промкооперации имени Сталина. В нём и располагается сейчас Винницкая еврейская община.
Казалось бы, табличка, разъясняющая историю зданий на этом месте, показывающая хотя бы контуры бывшей синагоги — в интересах самой общины. Судя по скрытности общины, это только кажется…

Попробуйте выйти в интернете на сайт общины: мне удалось открыть только вот эту страницу на английском языке — http://www.jewish.vinnitsa.com/. На заставке, на том же английском и на русском: Добро пожаловать в еврейскую Винницу! А далее пройти не удаётся — вот вам и еврейская жизнь в Виннице… Интернетовская «черта оседлости», так сказать. Есть, правда, ещё одна страница — http://www.jewish.vinnitsa.com/link2_russion.htm, но она «прошлого века свежести».
Государственной тайной является и число членов еврейских общин в Виннице: нигде таких данных не найти. Придётся запросить Викиликс (WikiLeaks).

— ЕСТЬ ли в списке Памятников (истории, архитектуры, и т. п.) местного значения здание хотя бы одной бывшей синагоги, а если есть (это - синагога Райхера), то почему нет на ней соответствующей таблички? Почему никто не наказан за надругательство над наследием Гр. Гр. Артынова? Советская власть, видимо, проглядела Звезду Давида, а демократическая, в Европу стремящаяся оказалась начеку? Кто тот «бдительный» и почему не награждён? Вопросы - вопросы … Ответ известен только главе компании «… ТА ІНШИХ ВИДІВ СПОРТУ», к которым, по всем признакам, относится «осовременивание» внешнего вида памятников архитектуры.

                ***

Об еврейском кладбище в Виннице я писал дважды (http://www.proza.ru/2012/11/14/78 , http://www.proza.ru/2015/09/06/1343). Писал я в первой из этих публикаций и об еврейских кладбищах в Германии. Так что — коротко. Несомненно, не все кладбища сохранились, в том числе и в Кёльне. Но что потрясает: даже там, где следов этих кладбищ почти не найти, они отмечены на картах. Причём это - по всей Германии. Поверьте мне, исколесившему всю страну, все 16-ть Федеральных земель.

На представленных в коллаже сегментах карты города — два еврейских кладбища, которых на самом деле уже и нет. Время, бесчинства нацистов, Вторая мировая война и связанные с ней бомбёжки... Кладбище (существовало в 1899 - 1938 г. г.), граничащее с главным кёльнским кладбищем «Melaten», заложенным в 1810-м году, вследствие перечисленных выше причин, сравнено с землёй. На его месте разбит как бы небольшой сквер. И редко кто знает, что это — место бывшего кладбища (фото 7). Но на карте написано чётко Jued. Friedhof – Еврейское кладбище.

А кладбище, представленное на карте с бо'льшим увеличением (иначе — не рассмотреть), совсем крохотное: всего восемь могил и шесть надгробий. Но на карте присутствует (фото 8) и картошку сеять на нём никто не додумался. Последнее захоронение на этом кладбище бывшего поселения Zuendorf (теперь — район Кёльна) состоялось ровно 75 лет тому назад, в 1941-м.

Другие «отжившие своё» еврейские кладбища в Кёльне огорожены, преданы естественному погребению под разрастающимися деревьями и кустарником. Одно из них, я об этом писал (http://www.proza.ru/2012/11/14/78), однако, в необходимой мере постоянно очищается и превращено - как бы, дополнительно к роли памятника еврейской жизни - в биорезерват. На этом кладбище и на функционирующем сейчас большом еврейском кладбище (открыто в 1918-м году) проводятся экскурсии.

— ЕСТЬ ли какие-либо перемены к лучшему на еврейском кладбище Винницы после этой публикации: http://vn.20minut.ua/ от 18-го декабря 2015 г. (полный адрес Проза.ру при введении и форматировании текста не пропустила)?
               
                ***

Кёльн, кроме прочего, являлся также колыбелью сионизма. Об чём напоминает вот эта бронзовая доска (фото 6):
«Д-р Макс Боденхаймер в этом здании в 1899 г. провозгласил идею организации государства Израиль.» М. Боденхаймер сотрудничал с Теодором Герцлем: тезисы, составленные ими, под названием «Базельская программа» были приняты Первым сионистским конгрессом. Цель — создание еврейского государства Израиль в Палестине. До'ма, конечно, давно нет, так как это - в самом центре, где все строения бомбовыми ударами английской авиации были превращены в руины, не поддающиеся восстановлению. Поэтому памятная доска вмонтирована в тротуар у того места, где находился означенный дом.

— ЕСТЬ ли в Виннице что-то напоминающее о том, что из неё в начале 20-го века, особенно после погромов, пронесшихся по югу Украины и по Молдавии, евреи эмигрировали в Палестину? — об этом я и не спрашиваю. «Сионизм» с послевоенных 40-х годов прошлого столетия настолько прочно вдолбили в сознание советских людей как одно из самых ругательных слов и неприемлемых понятий, что это восприятие, наверное, уже передаётся по наследству …

                ***

А как насчёт еврейских учебных заведений? Но сначала — немного истории.
В Виннице евреи впервые появились в 1532 г. И так же, как и евреи Кёльна, винницкие евреи пережили унижения, нашествия различных банд, погромы. И всё-таки еврейское население в Виннице росло и временами достигало 60% и более всех горожан. Недаром, нынешние экскурсоводы упоминают о Виннице прошлых времён как о штетле (городке) - еврейском местечке.

Перед началом Первой мировой войны роль евреев во всех сферах жизни города была велика. И не только благодаря численности еврейского населения и его большому весу в ремесленничестве и торговле. Среди представителей интеллигенции с высшим образованием было уже немало иудеев: это — врачи различных специальностей (включая зубных врачей), педагоги, инженеры, адвокаты, пр.

До Октябрьского переворота в Виннице евреи были среди крупных (по местным, разумеется, меркам) предпринимателей. Машиностроительным заводом - наибольшим предприятием города (по суммарному заработку) владел уже упоминавшийся Борух Львович, кирпичными заводами — Марьяновский и Фейгенбаум, табачной фабрикой — Зильберштейн, мельницей — Шварц, электростанцией заведовал инженер Б. С. Гофштейн, пр. Евреям принадлежали многие гостиницы, большие доходные дома, рестораны, трактиры. Богатые евреи жертвовали немалые суммы с различными благотворительными целями: и Городской театр, и Народный дом, и ещё немало полезного для всех винничан выстроено на их деньги. Уже не говоря о величественном на то время и великолепном (несмотря на «обрезание» парадного входа где-то в пятидесятые годы прошлого столетия) по сей день комплексе Реального училища (Торгового института), завещанного городу купцом Цалем Вайнштейном. [Сандаком (аналогом крёстного родителя) при этой традиционной у евреев практике являлся горком партии, моэлем (тем, кто обрезал) — горисполком; не упомянуть их — было бы не честно. А «необрезанным» Реальное училище выглядело так: https://vk.com/photo-29088070_265594187.]

— ЕСТЬ ли где хотя бы скромная табличка, напоминающая о даре еврейского купца?

Апофеозом же чёрной неблагодарности города Цалю Вайнштейну считаю НЕ-восстановление его имени улице, которая при царской, антисемитской по всем законам, власти называлась улицей Цаля Вайнштейна. Коммунисты поспешили её переименовать, теперешние демократы переименовали ещё раз, но явно просчитались с этим плохо пахнущим решением, что касается «европеизации» духа города.

                ***

Кто, скажите, знает, что в Виннице в царское время была Еврейская больница? И что в ней лечили не только иудеев? Об этом, правда, написана даже брошюра, которую я видел в прошлом году в Областной библиотеке им. Тимирязева. Но там такие скудные сведения о «Больнице за мостом» — неужели в архивах не удалось ничего отыскать? Я дописал, после ознакомления с брошюрой, несколько строчек о больнице в «Моей Виннице», но фотографии так и не отыскал ни у кого из ещё здравствующих свидетелей последних лет существования (само собой понятно, сразу же после захвата власти большевиками ставшей Рабочей) городской больницы №2 в 50-60-е годы прошлого столетия. От больницы практически ничего не осталось, но рядом, где была поликлиника, теперь медицинское учреждение. Можно было бы там прикрепить памятную доску. Я понимаю, что размечтался ...

В городе существовало Еврейское литературное общество, Общество пособия бедным евреям, пр. Евреи были членами Винницкого общественного собрания, библиотека которого выписывала периодику также на иврите.

—  ЕСТЬ ли теперь в какой-либо из библиотек города небольшой отдел еврейской литературы (на любом языке)? Вопрос, скорее, риторический. Или я ошибаюсь?
Увы, я не могу здесь представить фотографию большого зала со многими стеллажами книг (их — 90 000) не только на немецком и английском языках — Germania JUDAICA (второе слово - собирательное понятие, под которым понимаются любые письменные источники, любая литература еврейской тематики) в городской библиотеке Кёльна.

                ***

Мало кто знает, но ещё перед войной в Виннице были еврейская школа и еврейское педагогическое училище.
Вот что пишет в ЖЖ блогер in-vin:
«Ну и последнее, из обнаруженных мною винницких средних учебных заведений - еврейское училище.
К сожалению, старых фотографий оного мне найти не удалось. А если верить карте, то на месте бывшего еврейского училища сейчас расположена школа №9.
С виду здание школы выглядит гораздо более современным, к тому же над входом имеется дата постройки школы, - 1964 год, но...
[далее приводится красноречивая фотография - Н. К.]
...но, по углам левого крыла здания на уровне второго этажа все еще виднеются остатки старинного кирпичного декора! А это означает, что школу строили не на пустом месте, а до неузнаваемости переделали еврейское училище, попутно надстроив третий этаж и "приделав" правое крыло!
Жаль конечно, что теперь невозможно восстановить первоначальный облик еврейского училища, однако уверен, что выглядело оно примерно в одном стиле с соседствующим учительским институтом и 4-классным училищем.»
(http://in-vin.livejournal.com/tag/.).

Как вы думаете, помешала бы и на этом здании памятная доска? Ведь теперь, как писал мой любимый поэт, «... такое [не «плачущего большевика», а еврейское училище на Украине — Н. К.] не увидишь и в века!». Учить некому, да и учить некого. Кстати, А. Кержнер мне представляется единственным в Виннице специалистом, глубоко знающим иудаизм, владеющим идишем и ивритом (русским и украинским, немецким, конечно, тоже; возможно, и другими языками); он соавтор первого идиш-украинского словаря.
 
А меня, как я относительно недавно узнал, учили в 4-й школе преподаватели из еврейских школы и училища довоенных лет. Не удивительно, что никто из них никогда об этом не рассказывал. В то время работа там расценивалась кадровиками (все, без исключения, были они связаны с НКВД), как не очень славная страница трудовой биографии. Сейчас бы, судя по факту полного забвения факта существования этих учебных заведений ..?

И последнее. Даже немцы, вступив в город летом 1941-го года, поняли, что без евреев-ремесленников, евреев-специалистов восстановить разрушенное при отступлении Красной Армии городское хозяйство будет очень сложно (http://www.proza.ru/2016/09/27/1500). Поэтому и не уничтожили всех евреев сразу же ...

Итак, что же напоминает об еврейской жизни в Виннице?
1. Улица под названием «Ерусалимка» на Старой Иерусалимке
2. Улица Шолом-Алейхема на Новой Иерусалимке
3. Бункер под названием «Синагога».
4. Улицы Ваксмана и Альтмана.

Что напоминает о еврейской смерти?
1. Кладбище - огороды и свалка на Старом городе.
2. Два мемориала на местах массовых расстрелов.

Музей Холокоста на территории кирпичного завода создан без участия местных властей, а ему бы ме'ста побольше в городском Музее еврейской жизни (длиною без малого в половину тысячелетия), о котором и мечтать не приходится.

О Холокосте в Виннице, на мой взгляд, известно мало. Многое писалось уже с готовыми в уме выводами по мало изученному, по, большей частью, неизвестному. Очень многого «внутренний цензор» повелевал не касаться. Кому известно и где изложено, что' изменилось в поведении евреев и не еврейского большинства после первого расстрела? Как проходил после расстрелов «раздел» оставшегося бесхозным жилья и всего того, что в нём находилось? Кто-то этим руководил или имело место откровенное мародёрство? В. Я. Куликов в «Свидетельствах очевидца» обо всём этом умалчивает. Да и другие сообщения по еврейской тематике времени оккупации города нацистами подозрительны по достоверности или явно лишены правдивости. Откуда взяты те или иные цифры — абсолютно не ясно.

Указанное мною - лишь малая часть оставшегося за рамками освещённого из того времени. Я пытаюсь - пока без особого успеха - раздобыть архивные материалы в Москве и в Германии, проясняющие в какой-то степени эти замалчиваемые стороны происходившего в Виннице. Достижения мои ещё невелики.

Возвращаясь к основной теме этой статьи, повторяю: забывать о том, что число евреев в Виннице достигало временами двух третей всего населения, не следует. Что они были убиты нацистами или выдавлены из города антисемитизмом «родной партии и правительства» — и об этом тоже надо помнить. [Краткую историю винницкого еврейства я в зарифмованном виде (как молитву) представил в «Моей Виннице» и здесь: http://www.proza.ru/2011/01/26/1225.]

Евреев в Виннице стало в процентном отношении, сопоставляя с XIX–XX-м веками, в 70-130 раз меньше!

Выгадала ли в чём-то Винница, кроме освободившегося жилья, от этого «обезевреивания» — я не спрашиваю. И своё мнение никому не навязываю. Каждый имеет право думать об этом по-своему. Основания для тех или иных умозаключений найдутся у любого. Соответствуют ли они хотя бы частично истине — надо признаться, в ряде случаев трудно решить. Десятилетиями представления о жизни — и не только евреев — искажались, как говорится, до неузнаваемости. Нарисовать близкую к реальной картину — к этому я стремлюсь и других призываю.

И спрашиваю: может ли считаться культурным город, который  т а к  распоряжается своей историей?
 
В Европе совершенно иные правила обращения со своим историческим прошлым. Пора бы об этом понять стремящейся в Европу Виннице.               
Замостить зелёную лужайку и удалить почти всю растительность вокруг, расчистив место под молниеносно возникшую Европейскую площадь, не трудно. Претворить в своём городе в жизнь лучшие европейские традиции — намного сложнее. Начинать надо с элементарного, с уважительного отношения к истории своего города. И не выкраивать её под какую-нибудь идею, даже внешне самую благородную, а принимать таковой, какой она была на самом деле. Тут надо перебороть в себе немало чего. Но — надо!
Тогда и уважения к городу прибавится. И путь в Европу прояснится. И, возможно, Европа сделает шаг навстречу. Только так — не иначе!

P. S. Я ещё работал над этой статьёй, как на сайте «Історія Вінниці» появилось сообщение об установке у магазина-музея на улице Заваркина (моё остающееся в силе предложение по переименованию бывшей Интернациональной, при немцах — Национальной: какой был бы логический ряд!) чудесной скульптуры, посвящённой жителям Ерусалимки. Вот что такое частная инициатива: создатель уникального винницкого музея ранее, чем власть имущие, понял, чего городу для исторически правдивого оформления, для колорита недостаёт.
Ай, да Заваркин! Ай, да молодец!