Развитие пророческой литературы в России

Тамара Кочнева 2
Развитие пророческой литературы в России.
[статья из серии по истории пророчеств].

    Наши отечественные «истинно» православные во все времена всегда отличались резкими элементами иррациональных суждений. При этом своя «слишком умная» интеллигенция для них являлась «многопудовой исторической грязью на подошвах», а вот они – это настоящее духовное «учительство», истинное проповедничество, идущее ещё от протопопа Аввакума: угловатая утончённость форм изложения, категорическая выверенность фраз и предложений, суровое изящество самодовлеющего стиля, резкая завершенность теологических формулировок.

    «Именно в Дивееве откроется проповедь всемирного покаяния для подготовки ко дню Страшного Суда, когда Господь явится с Ангелами в пламенном огне, дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых.
    На эту проповедь соберётся множество народа со всех концов земли, в этом Дивеевская тайна благочестия. И будет открыто четверо мощей, и сам Преподобный возляжет между ними […]» (А. Стрижёв «Вычеркнутые пророчества», Славянский вестник, 1991, № 3, стр. 2).

    «Человечество стоит в преддверии Второго пришествия, и Русская Церковь призвана осуществить духовно-нравственное просвещение народов накануне решающего дня. Историческое призвание России в том, чтобы отстоять Новозаветную церковь. Это и есть наша великая миссия, которую предчувствовуют лучшие умы Востока и Запада. Поэтому столько скорбей и искушений из века в век обрушивается на многострадальную землю нашу, судьба которой трагична, как ни у одной другой в мире.
    Фатимская Божия Матерь, явившаяся трем португальским ребятишкам, открыла, что если Россия не вернется к Богу, мир погибнет, и призвала народы молиться за нашу Богоизбранную страну. 1917 год, когда это случилось, стал кровавой вехой времени. Мужи и Старцы, обладающие даром различения духов, сразу поняли апокалипсический характер русского бунта. Их подвиг святости, как не отходного пребывания в Боге, был столь велик, что Господь возвестил им о наступлении мученической эпохи. Поэтому Старцы наши не только совесть России, они – совесть всего мира. Мы ждём от них откровения о безошибочном духовном пути в сегодняшние трудные дни, зажигаем лампадки от сердечного огня […]» (Анна Ильинская «Пророчества о будущем России», Земщина, 1991, № 3).

    Действительно, как всё хорошо начиналось в 1991-ом!!!
    Какие радужные были надежды!!!
    Ведь все народы мира должны были молиться за нашу Богоизбранную страну.
    Однако что-то потом пошло не так.
    Похоже, или народы мира молиться за нашу Богоизбранную страну почему-то не захотели, или молятся не слишком усердно.
    Кто ещё не забыл школьную программу по химии, тот помнит, что такое «насыщенный раствор». В стакане налита как будто бесцветная, простая вода, но стоит туда бросить только несколько крупинок соли и «насыщенный» раствор оживает, появляются ромбы, кубы, тетраэдры – и через несколько секунд в стакане вместо бесцветной воды уже хрустальные острые грани кристаллов.
    Те же самые явления «насыщенного раствора» можно теперь наблюдать и в среде «истинно» православных, проповедующих «апостасийную» роль России.

    С начало в середине 90-х после падения Коммунистической идеологии среди них царил «пророческий» ажиотаж:
    [«Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, † 1 апреля 1913) Оптинский:
    «Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся... Ад разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Все монастыри будут разрушены, и имеющие власть христиане будут свергнуты... Это время – не за горами. Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен […]
    Придёт время, когда Оптиной будет тяжело. Быть может, это и к лучшему […]» («Жизнеописание иеромонаха Никона», Оптина пустынь, 1991, перепечатка «Надежда», Вып. 8, Франкфурт-на-Майне, 1982, стр. 129).

    «До страшных времён доживём мы, но благодать Божия покроет нас. Повсюду ненавидят христианство. Оно – ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение. Хотят без Бога жить. Ну, что же? Плоды такой жизни очевидны... Антихрист явно идёт в мир. Но этого в мире не признают... Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола... А в последние времена храмы будут разрушены. А на их месте будут устроены идольские капища и проч. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся... Все монастыри будут разрушены, и имеющие власть христиане будут свергнуты. Это время не за горами, попомните мое слово. Вы доживете до этих времен, тогда вы скажете: «Да, помню, все это говорил мне батюшка Варсонофий» […]» («Вестник Союза Православных братств», М., 1991, № 6, стр. 14).

    «Незадолго до революции отец Варнава Гефсиманский в одном из писем заметил:
    «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет […]» (М. Вострышев, «Умирание во вся дни», Литературная Россия, 1991, № 13, стр. 28).

    «Будет шторм. И русский корабль будет разбит, – так описывал будущее Родины Оптинский старец Анатолий (Потапов). – Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все!»
    «Не так, – говорил далее Батюшка, – явлено будет великое чудо Божие, да... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо […]» («Духовные очи старцев», Благовест, Собеседник православных христиан, 1990, № 2, стр. 5).

    «Россия будет спасена, – через год после Октябрьской революции возгласил иеросхимонах Аристоклий. – Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех; а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией […]» (Иеромонах Серафим (Роуз), «Будущее России и конец мира», Русский паломник, 1990, №2, стр. 99).

    «Будучи в духе, иеромонах Серафим Вырицкий в годы борьбы с фашизмом так пророчествовал о судьбах Отечества:
    «Пройдет гроза над Русскою 3емлею. Народу русскому Господь грехи простит, и Крест Святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит. Открыты будут вновь обители повсюду, и вера в Бога всех соединит, и колокольный звон всю нашу Русь Святую от сна греховного к спасенью пробудит. Утихнут грозные невзгоды, своих врагов Россия победит, и имя Русского Великого Народа, как гром, по всей вселенной прогремит! […]» («Пророчества о будущем России», 3емщина, 1991, № 2)] и т.д.
   
    Потом пришло осознание, что «старцев, обладающих даром различения духов, которые сразу поняли Апокалипсический характер русского бунта», оказалось не так уж и много, их высказывания быстро закончились.
    Старцев же, которые должны были дать по мнению «истинно» православных «откровения о безошибочном духовном пути России в сегодняшние трудные дни», оказалось ещё меньше.
    Вернее, таковые отсутствовали.
    Как только понимание данного факта охватило некоторую часть «истинно» православных, они вступили в состояние «насыщенного» раствора, когда любая фраза может сразу закристаллизовать несколько православных форумов.
    Выход вскоре был найден, его в своё время подсказал ещё русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889):
    «Генералы поникли головами. Всё, на что бы они ни обратили взоры, – всё свидетельствовало об еде. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.
    И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение.
    - А что, ваше превосходительство, – сказал он радостно, – если бы нам найти мужика?
    - То есть как же… мужика?
    - Ну, да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!
    - Гм… мужика…, но где же его взять, этого мужика, когда его нет?
    - Как нет мужика, – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
    Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрёпанные и пустились отыскивать мужика […]» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Отечественные записки, 1869, № 2, стр. 8-9).

    «А чего мы собственно говоря ждём, – подумали некоторые из наиболее нетерпеливых «искателей» пророчеств близких к «истинно» православным, – а не поискать ли нам самим такого старца, обладающего даром различения духов, чей подвиг святости, столь велик, что Господь возвещает ему в режиме он-лайн о наступлении мученической эпохи. Наверняка, такой есть, только где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»
    Мысль эта до того ободрила некоторых отечественных «искателей» пророчеств «апостасийной» роли России, что очень скоро по количеству старцев – провидцев Российская Федерация обогнала все страны мира. Ведь, если уж наши «твердостоятели» начинают искать, то здесь – как говорится: не до шуток, у них не забалуешь.
    Только после всех этих «исканий» к познанию Будущих событий российская публика не приблизилась не на шаг.
    Почему так произошло?
    Ответ прост: настоящая пророческая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники от «истинно» православных, а настоящие старцы, отшельники, историки, скептики. Если писатель, который описывает пророчество, должен быть политически благоразумным, должен быть теологически правоверным, должен быть – полезным правящим слоям общества, не может хлестать всех, как Джонатан Свифт или Михаил Салтыков-Щедрин, не может улыбаться над всем, как Анатоль Франс или Михаил Булгаков, тогда нет пророческой литературы, а есть только бумажная проза, которую читают сегодня вечером, и которую забывают завтра с утра. Настоящей пророческой литературы в Российской Федерации не будет до тех пор, пока не перестанут смотреть на российский народ, как на ребёнка, теологическую невинность которого надо оберегать всеми доступными способами, включая фальсификацией пророчеств. Российский народ уже давно не народ – богоносец!!! Настоящей пророческой литературы у нас не будет, пока российское общество не излечится от «апостасийной» роли, и не поймёт, что в современных условиях оно выполняет роль «Удерживающего теперь».
    Именно здесь находятся истоки нашего заболевания!!! Принять это разумом трудно, но надо уже посмотреть правде в глаза, сегодня на календаре октябрь 2016-го года.
*    *    *
ДТН.