Под крылом самолёта. Часть 1

Елеон Горчинский
                Первый самолёт приземлился в г. Ивделе в 1935 году, на его борту в город прибыл врач-хирург, для оказания срочной медицинской помощи. В 1939 году произошло открытие аэропорта, стали совершаться регулярные рейсы. В конце марта 2016 года исполнилось 60 лет со дня первого полёта по маршруту Ивдель – Понил. Перспективам возрождения ивдельской авиации была посвящена статья в городской газете "Северная звезда" под названием «Первым делом – самолёты...». http://www.proza.ru/2016/10/21/936   
 
          На статью последовал отклик, в редакцию написал один из ветеранов ивдельского аэропорта, посвятивший ему около тридцати лет жизни, радиотехник Любимов. В редакционной статье он обнаружил некоторые недочёты, и предложил собственные зарисовки об истории ивдельской авиации. Они оказались достаточно любопытными, показывающими к тому же, наличие у автора литературных способностей. Предлагаю эти записки читателю. Я лишь сделал редакторскую обработку, сохранив, по возможности, особенности стиля оригинала. Заметки были напечатаны в "Северной звезде" в 2011 году.
   
С чего всё начиналось.

          14 мая 1955 года. Нахожусь в комнате, где установлена радиостанция отряда. Ожидаем непонятного пока мне сигнала. Около 9 часов утра этот сигнал принят по телефону. Вот он дословно: «мы подсохли, выезжайте». Через 10-15 минут наша машина уже проезжает мимо местного ДК. С трудом преодолеваем, можно сказать, крутой подъём и выезжаем на дорогу в аэропорт... Простите, аэродром. Заканчивается трасса на Полуночное, ещё 300-400 метров и мы въедем на территорию аэродрома. Дико, но машина тут же вязнет в какой-то странной красной глине. До служебного помещения добираемся по дощатым настилам.

          Начальник заходит внутрь для оформления вылетной документации. Я остаюсь снаружи. Вот он, аэропорт середины 1950-х. Служебное помещение: дом примерно 10 на 10, в нём большие светлые окна. Оглядываюсь. У крыльца, с тремя ступеньками – скамейка, рядом, что особенно приятно удивило, нечто вроде корыта с водой, на крюку – тряпка. Напротив, с восточной стороны, гараж. Машин в гараже нет. Слева приютились сарайчики. За ними, через настил, небольшой домик. Настил продолжается и уходит вглубь, за домик. Метеоплощадка: бедновато - метеобудка и два флюгера.
 
          И вновь настил, но уже в северном направлении. Современный, наполовину застеклённый, ангар. Внутри самолёт По-2. За воротами ангара, на взлётной полосе, стоит ещё один. Взлётно-посадочных полос (ВПП) две, обе грунтовые. Север-юг и Восток-запад. Весной и осенью взлёт и посадка самолётов невозможны, ибо полосы раскисают... Вот он, загадочный сигнал, которого мы ждали.

          С западной стороны ангара две стоянки Ан-2. Занята одна. (Экипаж Ан-2 в то время состоял из трёх человек: командир, штурман, борттехник). Два технаря - наземный и борттехник, заправляют машину. Бензин в бочке, насос ручной. Бочки с бензином доставляют машиной с железнодорожного тупика Учреждения Н-240. С западной стороны служебного здания - маслогрейка. Наземный техник доставляет подогретое масло к самолёту и заправляет его... ведром. Вдалеке, в кустах объект «удобства во дворе».

          Наземный техник, как и экипаж борта – сменный. Они улетают после выработки, налёта часов. Есть ещё одна причина вылета на базу, в аэропорт «Уктус» - регламент борта. Иначе говоря, вылет происходит вследствие отсутствия в Ивделе бортинженеров. Не тот разряд аэропорта. Бортинженеры базируются в аэропортах I-го и II-го класса. Ивдель – вне класса.

                Взирая на лица

          Три четверти служебного здания с восточной стены занимает крыльцо. Внутри помещения два коридора. Первый коридор начинается сразу после входной двери. На левой стороне коридора – дверь, на ней табличка: «Радиостанция», и ниже: «Посторонним вход воспрещён». Мне можно. Вхожу. Обстановка аппаратурой следующая: передатчик «Паркс» мощностью 200 Ватт (такие уже и в экспедициях списывают), приёмник Ус ПР-4, телефон коммутаторный. Бедность. Радист на приёме. Идёт метеосводка. Читаю. Конец приёма. Радист обращается ко мне. Знакомимся. Это – Юрий Праздников. Объясняю своё появление в рубке. – «Идём, все заказчики в штурманской».

          Выходим. Вторая дверь справа. Второй коридор. С левой стороны, дверь – «штурманская». С правой стороны – «комната для заказчиков». Далее, дверь - «метео». Наблюдатели. Авиаметеостанции (АМСГ) – нет. Прогнозы по маршруту передаёт «Уктус». Он же снабжает пилотов фактической погодой в пункте посадки. Дикость, ведь это за пятьсот (!) километров отсюда.

          В «штурманской» мой начальник беседует с пилотом. Показывает меня. Даёт инструктаж: «Летишь без меня. Знакомься, лётчик И. Булатов. Самолёт По-2. Хозяин самолёта лётчик-навигатор Михаил Маловицкий. Наш планшет в его зоне облёта. Он поможет тебе подыскать место сброса груза». Что такое – сброс груза? Об этом чуть ниже, а сначала о том, что это были за люди: летуны до и после пятидесятых годов.

          90% их составляли бывшие военные лётчики, истребители, штурмовики. Они представляли собой единое целое. Слиток лётного мастерства. Один пример. Константин Петрович Потапов. Лётчик-истребитель. В боях был сбит. В плену попал в строительную бригаду. Работал на немецкой взлётной площадке. При содействии военнопленных, захватывает «Мессершмит», и возвращается на нём на свою базу. Впоследствии он долго летал на этой машине, пока до немцев, наконец, не дошло, кто же это их так лупит. Позже был сбит над линией фронта. Освобождён наступающими войсками. На правом кресле штурмана – молодые ребята, после училищ. С такими командирами, сразу после налёта часов, эти юноши пересаживались в левое кресло.

                Получите. Распишитесь.
 
          Чтобы показать мастерство лётчиков, базировавшихся в аэропорту Ивделя в 1950-е годы, обрисую, каким образом доставлялся тогда груз в точку назначения. До 1957 года вертолётов не было. В недоступные места продукты, оборудование, иной груз доставлялись авиацией. Любым бортом, но по-разному.
 
          Пример. Борт Ан-2. Заправка минимальная. Дверь снята. В салоне только один человек – сбрасывающий. От отверстия двери до откинутых сидений – широкая доска. На доске лежит то, что будет сброшено. Сбрасывающий привязан верёвкой против открытой двери. Взлёт. Самолёт подходит к цели сброса. Пилот снижается до предела. Цель. Штурман сбрасывает вымпел. Что это такое? Мешочек с песком на длинной красной ленточке. Люди на земле разбегаются в радиусе 150-200 метров, перпендикулярно курсу полёта вымпела.

          Второй круг. Из кабины выходит борттехник и встаёт у конца доски. С другого бока – сбрасывающий. Ревун (сигнал). Оба берутся за конец доски. Борт резко делает крен влево. Ревун. Борттехник и сбрасывающий одновременно резко поднимают доску. Груз за бортом. Пилот делает круг, пролетая над точкой сброса. Всё в норме. Помахав крыльями и набрав высоту, борт уходит на базу.
 
          Кого обслуживала авиация пятидесятых годов и что перевозила, об этом будет сказано отдельной строкой.
 
                Продолжение (часть 2) здесь http://www.proza.ru/2016/10/22/938

                На снимке: слева - здание Ивдельского аэропорта.