О редких птицах. Наблюдения неспециалиста

Александр Георгиевич Гладкий
Попалась на глаза книга М. С. Долбика и А. М. Дорофеева «Редкие и исчезающие птицы Белоруссии», вышедшая в 1978 году. В ней рассказывается о сорока редких и семи исчезающих видах птиц, случаях встреч с ними, обнаружения их гнездовий за весь период орнитологических наблюдений. Перечитал и стал вспоминать свои встречи с птицами, о которых там шла речь. Их оказалось немало. Я не зоолог, тем более не орнитолог, но птиц определяю достаточно неплохо благодаря знаниям, полученным от отца-зоолога в детстве и юности.

В этой книге авторы делают вывод о происходящем в то время качественном и количественном обеднении орнитофауны Белоруссии, а вот мне показалось, что наоборот, за последние сорок лет она обогатилась. Постараюсь проиллюстрировать это суждение примерами из собственного опыта. Мое увлечение рыбалкой позволяет иметь достаточно времени для созерцания, затаившись где-нибудь в камышах на озере или реке в ожидании поклевки и посему большинство встреч с редкими птицами у меня произошло в эти благодатные часы.

Начну с большой белой цапли. В книге сказано: «В нашей республике эта птица бывает чрезвычайно редко, признается залетной. Встречи с ней единичные». Позвольте, я эту птицу вижу почти на каждой рыбалке. Сейчас ее в Беларуси не на много меньше, чем серой цапли. Чаще всего я встречал ее на водоемах бассейна реки Нёман, как стоячих, так и с течением. Гнёзд ее я не видел, но полагаю, что она у нас гнездится, уж очень много этих птиц.
 -
Красавец лебедь-шипун, тоже считавшийся авторами редкой птицей сейчас встречается повсеместно. Отличается от кликуна гордой осанкой – голова опущена клювом вниз, крылья парусообразно распущены и приподняты над спиной. Запомнилась недавняя наша встреча с крупным, килограммов под двадцать, самцом лебедя-шипуна на заросшем мелководном пруду возле деревни Судники Столбцовского района. Ловили мы спиннингами с берега с периодическими заходами в воду в забродниках. Вдоль противоположного берега, как часовой, курсировал по воде крупный шипун. Явно гнездо было где-то рядом. Пока мы ходили по берегу, он нас терпел, но стоило Паше зайти в воду и чуть отойти от берега, как он немедленно направился в нашу сторону, постепенно ускоряясь, распушив перья и приняв угрожающую позу. Когда до Павла оставалось метров тридцать, он уже мчался по воде, как белый катер с намерением поклевать и поколотить крыльями непрошенного гостя и Паша не выдержал, побежал к берегу. Прогнав нас из воды, шипун с чувством выполненного долга гордо удалился. Жаль, не заснял я этот момент на видео - лайков было бы множество.

Всем известный в наше время снегирь. В те времена по мнению авторов: «В целом на территории республики снегиря следует считать редкой гнездящейся птицей». Летом да, согласен, увидишь его не часто, но зимой он сейчас никак нередок.

Белая лазоревка. Встречал я стайку этих синиц в зимнее время в смешанном лесу в Дзержинском районе несколько лет назад. Авторы указывают на единичные встречи с этой птицей за многие десятилетия наблюдений.

Оляпка – водяной воробей. По мнению авторов: «Это исключительно редкая птица для нашей республики» и признаются, что сами ее в природе не наблюдали. Я встретил оляпку весной в Дзержинском районе, проходя вдоль мелиоративного канала недалеко от трассы М1. Конечно же, необычное поведение ныряющего воробья крайне удивило и запомнилось навсегда, хотя с того момента прошло уже около двадцати лет.

О мухоловке-белошейке тоже говорится в книге, как о редкой птице. Но на моем дачном участке, находящемся среди леса, в синичнике, выдолбленном из пустотелого елового чурбака уже полтора десятка лет ежегодно пара белошеек выводит потомство.

Черного аиста я видел неоднократно за последние тридцать лет в пойменных широколиственных лесах Западной Березины, но только в полете. Эта птица боится человека, в отличие от обыкновенного аиста. В последние годы с черным аистом я не встречался, но это, скорее всего, потому, что значительно реже стал бывать в тех местах Налибокской Пущи. Авторы тогда относили его к исчезающим птицам. Надеюсь, что это не так и он остается нашим местным жителем.

Скопу, тоже отнесенную к исчезающим видам, встречаю часто. В последний раз я наблюдал ее на пруду возле деревни Собковщина Столбцовского района несколько лет назад. Об этом даже написал заметку http://www.proza.ru/2016/04/04/477

Наши крупнейшие пернатые хищники беркут и орлан-белохвост тоже отнесены авторами к исчезающим. Смею заверить, что они не исчезли, поскольку огромных птиц я видел в Столбцовском и Узденском районах пару лет назад. Не уверен только, это были беркуты или молодые орланы-белохвосты, у которых хвосты еще не стали белыми.

Появились новые виды птиц. Раньше о бакланах в Белоруссии никто даже не слышал, а недавно большие колонии этих птиц я видел на озере Укля в Витебской области и на других водоемах.
Вдоль проселочных дорог стали встречаться пары кольчатых горлиц.
В садах появилась горихвостка-чернушка.
Видимо это связано с изменением климата в сторону потепления.
Так, что не так уж все плохо в птичьем царстве Беларуси.