Идеальный рыболов

Александр Георгиевич Гладкий
Впервые я увидел скопу ребенком, при посещении моим отцом прудового хозяйства «Скок» на Нарочи. Тогда я, как хвостик, сопровождал летом отца во всех интересных поездках и экскурсиях, которые он проводил со студентами – практикантами, будучи доцентом кафедры зоологии биофака Белгосуниверситета. Еще в детстве эта птица впечатлила меня своей способностью ловить рыбу настолько, что это первое знакомство с ней сохранилось в памяти на всю жизнь. Отец подробно рассказал мне о ней, ее повадках, образе жизни и способностях, подчеркнув, что есть животные и птицы совершенные хищники, а скопа среди них – идеальный рыболов.

В дальнейшем, благодаря моему увлечению рыбалкой, я много времени проводил на водоемах в разных уголках Беларуси и, практически, ежегодно встречался с этим краснокнижником.

Однажды мне довелось наблюдать за охотой скопы восемь часов подряд. Было это на моей любимой Собковщине, пруду в Столбцовском районе, где я ловил карася в мелководном заливе, глубиной около метра. Этот же залив облюбовала скопа, как охотничье угодье. Комфортно расположившись с удочками в прибрежном тростнике, я больше наблюдал за птицей, чем ловил рыбу, из-за чего прозевал массу поклевок.

Гнезда хищника мне с берега не было видно, но оно было неподалеку, так как птица появлялась над водой не реже, чем раз в полчаса. Паря кругами над заливом, периодически зависая на месте, трепеща крыльями, скопа выбирала жертву, складывала крылья и, выпустив когти, падала к воде. Чаще всего она плюхалась в воду целиком, но иногда она хватала карасей с поверхности, почти не замочив перо. Несколько раз, после глубокого погружения, я видел, как скопа, подобно собаке, отряхивалась в воздухе круговыми движениями тела и волнообразными движениями крыльев. Брызги летели во все стороны, и выглядело это комично. Далеко не каждая атака хищника завершалась успехом и в этом случае он шел на второй заход, продолжая описывать круги над заливом и нырять, пока не улетал к гнезду с очередной рыбиной.

Наблюдая за птицей, я прикинул, что за час она вылавливала до полкилограмма рыбы в лучшем случае, если повезет. Такова участь любого рыболова. Таким образом, за день она могла поймать, максимум, пару килограммов рыбы, что было сравнимо с моим уловом. С учетом того, что самец скопы помимо птенцов кормит еще и самку, сидящую на гнезде, это не много.