Осторожно, Тролли! Застывшие в камне

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На авторском фото - вид на "котёл троллей" и водопад Стигфоссен со смотровой площадки с высоты 858 м ; горные вершины Конген и Дронниген; деревянные тролли в магазине сувениров на стоянке перед "котлом троллей"; дорожный знак "осторожно, тролли!" при подъезде к лестнице Троллей. Норвегия.




В древние времена, когда человек в этом северном горном безмолвии чувствовал себя беззащитным перед силами природы, он придумывал разные страшные истории о величии гор.

Кто бывал в этих горных местах Норвегии на закате или на рассвете, поймёт меня. Тени, которые образуются от горных вершин (коих только в центральной части Норвегии насчитывается более 220), постоянно меняются, как бы шевелятся. И даже один и тот же вид постоянно меняется из-за низкого солнца. Не говоря уже о разных временах года – солнце то поднимается выше (к лету), то опускается до горизонта (к зиме).

Вот и слагались легенды и сказания о причудливых уродцах. Например, сказка о чудесном превращении страшного колдуна в гору. И это становилось частью фольклорного искусства.

Так кто же такие тролли?

Тролль в переводе со шведского языка означает очарование, колдовство. Легенда о троллях зародилась в мифологии Скандинавии. Согласно ей тролли – это сверхъестественные существа (карлики, великаны, ведьмы), которые пугали местных жителей своими размерами, и могли заколдовать.

В Норвегии тролли – это уродливые существа с большим носом. Чаще с троллями связывают образование гор и скал, про которые люди говорят, что это тролли, обращённые в камни. Как и история с ущельем - котлом, в котором тролли варят зелье.

Здесь на каждом шагу можно услышать легенды, так или иначе связанные с троллями. Но именно при подъезде к дороге Троллей  стоит единственный в мире официальный дорожный знак, обозначающий «Осторожно, тролли!». Кстати, в местных магазинчиках в качестве сувенира только здесь можно было купить сувениры с этим дорожным знаком! До сих пор он напоминает нам о той незабываемой поездке по дороге Троллей.

Ну, конечно, знак не описан стандартами дорожного движения Норвегии, но установлен. 

По сути дела плато, на котором сейчас сооружена смотровая площадка, это переход от одной горной гряды Конген и Дронниген (Король и Королева троллей) к другой Бископ (Епископ). И эти названия лишь подчёркивают величие гор со снежными вершинами.

Плато заканчивается  ущельем. В которое и спускается лестница Троллей. Место это ещё называется «котёл троллей» из-за того, что в ущелье всегда стоит туман от скопившихся облаков, которым не перемахнуть через плато. Местные жители говорят: «Это тролли варят своё зелье в котле».

Перед спуском есть смотровая площадка с высоты 858 метров на потрясающий вид: водопад Стигфоссен, падающий с высоты 163 м, и петляющую дорогу Троллей.

На Лафотенских островах мы услышали ещё одну историю, о тролле Хинной. И связана она с появлением Трольфьорда, одного из самых красивых в мире, и находящегося под охраной ЮНЕСКО.

Попасть туда можно летом, но поездка очень сложная, даже путешествие из Свольвера, самого оживлённого городка Лафотенов (с населением всего 2,5 тысячи человек) и имеющего оперативную связь с материком, по воде занимает около 3-х часов.

Глубина его такова, что туда заходят киты касатки. Но он настолько узкий, что ширина у входа составляет всего 100  метров. А почти отвесные скалы высотой более 1000 метров придают ему мрачность и таинственность.

Трольфьорд  отделяет Лофотенский архипелаг от архипелага Вестеролен, то есть остров Ауствоген на Лофотенах от острова Хиннея на Вестеролене.

Существует легенда, в которой говорится о тролле Хинней, который рассердился на людей за то, что они пасли своих коров на его пастбище. Он схватил два огромных камня, со всего размаха стукнул их друг о друга, чтобы люди и коровы разбежались.

С тех пор Хинной стоит и смотрит свысока, чтобы на его территорию никто не посягнул. А чтобы подтвердить серьёзность своих намерений, воткнул свой огромный топор прямо между гор. И образовался узкий и глубокий фьорд.

Тролли фигурируют и в музыке, конечно же, в первую очередь у Эдварда Грига, родившегося в этих горах. Например, когда он сочинял музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт» в своём домике в Бергене на берегу живописного высокогорного озера, мотивы были навеяны именно фольклорными сказами о троллях.

По сюжету, Пер Гюнт соблазнил дочь Короля троллей. Во время звучания композиции «В пещере горного Короля» свита короля троллей  требует расправы над вероломным человеком. Тема начинается медленно, с каждым повторением всё больше ускоряется, и в конце срывается в бурное престиссимо.

Это был век романтизма, когда и в музыке, и в литературе преобладали сказочные мотивы древних скандинавов. Век, подаривший нам пересказы норвежских историй о коварных и злобных троллях, обращённых в камни. Так и застывших навечно.


http://www.proza.ru/2016/08/20/730 - "Сад гномов. застывшие в камне".