Ялта! Артёмка! Часть вторая!

Владимир Песня
   С трагедии тысяча девятьсот девяносто первого года Крым начал новый отсчёт времени, так сказать хронику пикирующего полуострова. С того момента до девяносто седьмого года отшелестели «ильичи», смело купоны вместе со всеми сбережениями и с самостийных гривен, скандально равных немецкой марке, с которых удивлённо взирает князь Владимир, креститель земли русской. Крым в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, это мёртвая зона, опустевшие пляжи и кафе, полупустые, обанкротившиеся санатории, мафиозная экономика, неработающая денежная система, сезонная безработица, и самый низкий на Украине уровень жизни. Все, кто мог, уезжал из Крыма, или в Россию, или куда ещё. У стариков нет денег, чтобы вырваться в Россию к детям, которые, в свою очередь, не могут их забрать. К девяносто восьмому году, к окончанию приватизации и криминального передела, новые «хозяева» заполонили Крым «бартерными» курортниками. Казалось бы, всё забурлило, как в лучшие времена. Именно, казалось бы, так как люди по-прежнему умирают, особенно зимой, и особенно старики. В эту зиму умерла и мать Володи, освободив, таким образом, комнату для Артёмки. Умирали многие, а сколько стало бездомных, маленьких бомжиков.
   
   Восемьдесят процентов населения Крыма, это этнические русские и их всегда тянуло на большую родину, но полуостров опутал гигантский спрут, который перекрыл даже кислород. Люди стали задыхаться от всего этого бардака и беспредела.
   
   Девяносто седьмой год для семьи Володи с Валей ничего путнего не принёс, сплошные разочарования, начиная с похорон матери и кончая тем, что сама работа Володи перестала приносить душевную гармонию и удовлетворение. Базу явно рвали между собой долбанные олигархи, не обращая внимания на простых граждан. Каждый из них боролся за жирный кусок под крымским солнышком.
   
   Как я уже писал раньше, девяносто седьмой год был практически пустой, напрочь отсутствовали туристы из России, а Украина могла лишь процентов на десять заполнить курорты Крыма. Больше в Крым никто не ехал, не считая мелких групп иностранцев, да и те долго на полуострове не задерживались. Радовал только Артёмка, который в девяносто восьмому году подтянулся, появилась упругая мускулатура, и в свои двенадцать лет мог дать сдачу даже взрослым парням, тем более, что у него отсутствовало чувство страха. Даже отец и тот его часто придерживал, но переделать Артёмку уже было невозможно.
   
   Политика пролезает во все слои населения, она не только в кабинетах больших чиновников, но и в каждом дворе, на работе, в каждой семье и никуда от этого не деться.
   
   Переломным моментом в жизни полуострова стал именно девяносто восьмой год. В этом году практически завершилась приватизация, наглая, с бандитским подтекстом, приватизация, после которой всё имущество, включая санатории, пансионаты, базы отдыха перешло в руки кучки олигархов. Но самое главное стало происходить в конце года. Сначала двадцать первого октября, на второй сессии Верховной Рады для республики Крым была принята новая Конституция, а двадцать третьего декабря всё того же девяносто восьмого года, Президент Украины Леонид Кучма подписал закон, в первом пункте которого, Верховная Рада Украины постановила утвердить Конституцию Автономной Республики Крым. В Крыму усилились пророссийские настроения.
   
   Володя приезжал домой чернее ночи, но старался не показывать вида. Валя, конечно же, прекрасно знала своего мужа и всё понимала. Она старалась переключить его на какие-то маловажные темы, переводя разговоры на то, что необходимо купить Артёмке, что он растёт, занимается спортом и так далее. Он отлично видел её попытки и был чрезвычайно ей благодарен, но никто из них напрямую не заговаривал о политике, чтобы Артёмка не вникал в этот процесс. Беседовали только тогда, когда оставались одни дома, или куда ехали.
   
   После смерти матери Володи, они очень часто прогуливались вечерами в небольшом сквере, или шли прямо на набережную, после чего возвращались обратно. Артёмка уже был большим мальчиком, поэтому они смело оставляли его одного дома.
   
   Незаметно подошёл и Новый год, у Артёмки начались каникулы, отец тоже не работал, а мать возвращалась с работы около пяти часов вечера. Весь вечер до самой ночи они проводили вместе, играя то в лото, то просто смотрели телевизор. Артёмка видел, что отец весь какой-то нервный, когда смотрел новости. На украинских каналах рассказывали о всяческих кознях России, а на российских каналах говорили о том, что Украина желает разорвать тысячелетние связи одного народа, чтобы переметнуться к западу. Он никак не мог сообразить, как это можно переметнуться, и часто надоедал отцу своими вопросами.
   
   Вот и сегодня, вернувшись со школы в последний день перед зимними каникулами, он подошёл к отцу, который смотрел новости и спросил. – Пап! А почему у нас на Украине хотят разорвать все отношения с Россией? Мы же тоже русские! Знаешь, я когда спросил это у учительницы, так она даже побледнела и, согнувшись ко мне, прошептала, чтобы я никогда и никому больше этого не говорил, ибо отчислят со школы! После этого она убежала, а я отправился с Миколой домой! По дороге мне Микола говорил, будто его папа тоже недолюбливает москалей, как он назвал русских, и что правильно, мол, делают в Киеве, что разрывают с Москвой связи!
   
   Артёмка! – удивлённо произнёс отец, а мать даже всплеснула руками. – Ты где всего этого нахватался? Нам с мамой ещё от этого проблем не хватало! Ты прекрати слушать всякий бред, да и в разговоры на эту тему не лезь! Тебе надо школу закончить, поступить в институт, а дальше сам смотри, что и как делать! Ты только правильно нас с мамой пойми, и будь умницей, нам достаточно твоих драк за справедливость, да защиты слабых! Всех собой не прикроешь, но я тебя за это не ругаю, а, наоборот, даже хвалю! И ещё! Пора тоже определяться со своими друзьями! Я тебе не указываю, боже упаси, а просто предупреждаю, что такие друзья, как твой Микола, в итоге станут заклятыми врагами! Обходи их стороной, если даже будут набиваться к тебе в друзья!
   
   Так он же один из нашего дома с кем я хожу в школу! – удивлённо произнёс Артёмка, поглядывая то на отца, то на мать.
   
   Господи! Да я же тебе не запрещаю с ним гулять, ходите и в школу, просто дружбу не заводи, поболтали о своём, да разбежались, вот и всё! – недовольно пробурчал отец и, посмотрев на сына, добавил. – Хватит об этом, лучше почитай что-нибудь, и не лезь во взрослые разговоры.
   
   Артёмка ничего не ответил, но остался недовольным. Он молча повернулся и ушёл в свою комнату.
   
   Володя! – проводив сына взглядом, тихо произнесла жена. – Ну, зачем ты его обижаешь? Он же у нас всё понимает и ему просто интересно знать твоё мнение, ты же для него авторитет! Сходи к нему, да поговори, чтобы у сына не образовался неприятный осадок! Понимаешь?
   
   Валюша! – чуть было не психанул Володя, но сдержался, и уже спокойно, добавил. – Вообще-то ты права! Я и забыл, что он ещё ребёнок, будто с Ковальчуком разговаривал! Ладно, готовь ужин, а я пойду с ним покалякаю!
   
   Войдя в комнату к Артёмке, Володя застал его с книжкой в руках, лёжа на кровати.
   
   Ну и что ты читаешь, сынок? – спросил он и, присев на край кровати, улыбнулся ему. – Ты на меня не серчай, я же с тобой разговаривал, как со взрослым! Мама там на меня набросилась, что я тебя обидел, так я что действительно тебя обидел? Не стесняйся, говори, мы же одни и говорить можем всё, что захотим!
   
   Артёмка подтянулся на локтях и, усевшись в кровати, улыбнулся в ответ, и произнёс очень даже по-взрослому. – Пап! Ну, какие обиды! Просто всего столько стало такого, что я никак не могу понять! Вот пацаны бегают и не даже не думают обо всём этом, а я так не могу! Я хочу понять, почему украинцы так ненавидят русских, не все, конечно, но их сейчас всё больше и больше становится! Я летом на пляже купаюсь, а эти новые гости с западной Украины такое говорят, что даже страшно становится! Поэтому я и спрашивал тебя, что да почему!
   
   Да! Ситуация! – протянул отец, глядя на сына. – Знаешь, я тебе принесу книги про то, как развивалась наша Русь-матушка, и как её защищали от ворога, а ты сам попробуй сделать выводы! Но я хочу, чтобы ты запомнил одну простую истину, русские и украинцы, как и белорусы, это один народ! Все мы братья-славяне, да и произошли от Киевской Руси! Но в Киеве всегда находились такие, кто готов был перегрызть глотку своему брату, поэтому нас и завоевали монголо-татары! Если бы Русь была единой, то никто бы её не смог победить, а в Киеве сидел князь, который раздавал княжества своим сыновьям, или братьям, а те начинали враждовать между собой! Один говорил, что другому брату досталось княжество богаче, а ему беднее, в итоге дожились до такой степени, что желали смерти друг другу, а часто и воевали между собой! Вот хан Батый и воспользовался этим безобразием, в итоге двести лет Русь была под игом у хана! Один только князь смог сохранить кусочек Руси, в Великом Новгороде, откуда Россия и стала возрождаться! А звали его Александром Невским, он был сыном Ярослава Мудрого, который покинул бунтующий Киев и уехал в Суздаль, потом восседал в Новгороде! Он же обосновал и Ярославль, и Владимир, да и напутствие дал сыну, чтобы тот хранил Веру Православную! Мол, она только и объединяет все народы Руси нашей, а если падёт наша Вера, то падём и мы! Вот так-то, дорогой!
   
   Сын слушал отца с открытым ртом и когда он замолчал, Артёмка спросил. – А почему его звали Александр Невский?
   
   Ну! – засмеялся отец и, похлопав сына по колену, произнёс. – Всё-то ты хочешь знать, и это хорошо, только я тебе книгу принесу, а ты её прочти! Если будешь читать внимательно, то обязательно поймёшь что к чему! Хорошо? И ещё! Будь умницей, не влезай ни в какие споры на улице, с кем бы то ни было!
   
   На следующий день, а это было канун Нового года, отец принёс Артёмке книгу, про Александра Невского и отдал ему. Она лежала у него в столе на базе отдыха, поэтому Владимиру пришлось ехать туда, чтобы забрать её. На базе он встретился с Ковальчуком, который также приехал что-то забрать домой, там они условились, чтобы в полночь встретиться на городской ёлке.
   
   День прошёл в суете, Володя купил жене красивую комбинацию и, сказав, что это подарок от деда Мороза, смеясь, поцеловал её в губы. Артёмка не вылезал из комнаты, только пообедал со всеми, и снова скрылся в своей комнате, на что отец лишь усмехнулся, кивнув Валюше в сторону сына.
   
   Видишь! – чуть слышно произнёс он, когда Артёмка скрылся за дверью. – Видно захватила его моя книга!
   
   А что ты ему такое дал? Я что-то не очень-то замечала за ним рвение к чтению книг! – отозвалась жена, посмотрев на мужа.
   
   Это почему же он не читает? – удивлённо переспросил он её. - Он даже летом у моря и то читал разные книги, а это про Александра Невского! Пусть почитает, это только на пользу ему будет, а то уже начали, что зря говорить, договариваются уже до того, что оказывается русских, вообще никогда не было! Представляешь? Говорят, что в древности была Украинская Русь, а потом образовалась Московия, да и проживали тогда там, в основном татары и прочие пришлые люди! Это уже потом Московия прихватила себе название Россия, и теперь, мол, качают свои права!
   
   Ну, да! У нас тоже девки такое стали поговаривать, так я их быстро на место поставила, да и вообще запретила на политические темы разговоры не вести! Так некоторые неудовольствие стали проявлять, одну уволила, и сразу всё прекратилось! – сказала Валюша, и поднялась из-за стола, чтобы прибраться после обеда.
   
   Артёмка вылез из комнаты около шести вечера и, разбудив своим появлением отца, радостно ему поведал.
   
   Знаешь, пап! Я понял, почему Александра прозвали Невским! Он разбил шведов на реке Нева, понеся незначительные потери! Ему было тогда лишь только семнадцать лет, а уже мечом махал, как взрослый! – не сказал, а выпалил Артёмка, радостно жестикулируя руками.
   
   Потом он схватил со стола булочку и, накинув на себя куртку, крикнул. – Я буду во дворе, там каток сделали, вот мы и погоняем шайбу!
   
   А коньки? – крикнул ему вслед отец.
   
   Да какие коньки, мы так на ногах, кто в валенках, кто в ботинках! – крикнул он уже от дверей, после чего захлопнулась входная дверь.
   
   Вот так-то, Володенька! – улыбнувшись, произнесла Валюша, посматривая на мужа, который уже поднялся и сидел на диване, свесив ноги на пол. – Глянуть не успеем, как понесётся наш Артёмка по закоулкам своего времени!
   
   А как ты хочешь? Так оно и должно быть, но ты не переживай, я же буду рядом с тобой до самой смерти, а сынок наш будет к нам в гости наведываться! – так же улыбнувшись, ответил Володя и, почесав затылок, да широко зевнув, направился в санузел.
   
   Девяносто восьмой год провожали в узком кругу семьи, а в половине двенадцатого ночи собрались, и всей семьёй направились к ёлке, куда, как правило, и приходили горожане, чтобы встретить Новый год, да повеселиться с друзьями.
   
   Успели вовремя. Ковальчук уже собрал возле себя компанию общих друзей, и что-то весёлое им рассказывал. Женщины смеялись, а мужики потирали руки, ожидая очередной порции горячительного напитка.
   
   Успеете! – кричал на всю площадь Володя и, заметив семейство Мястковских, радостно замахал им руками.
   
   Не успели со всеми обняться, как стали бить куранты в радио, стоящее на небольшой сцене, где собирались выступать артисты.
   
   Ковальчук тут же открыл под общий смех шампанское и разлил его по пластиковым стаканчикам. Прокричав троекратное ура, и пожелав друг другу счастливого Нового Года, дружно выпили и стали веселиться.
   
   Через какое-то время стали подходить люди, встретившие Новый Год по своим домам и квартирам, а также появились и Дед Мороз со Снегурочкой. Праздник набирал обороты, стали со сцены петь песни, а под их мелодию, захмелевшие горожане, принялись за танцы. Не осталась в стороне и компания друзей Мястковских, включая и их самих. Около двух часов ночи приехали какие-то молодчики, было их с десяток человек. Все были одеты в чёрные кожаные куртки, затылки стрижены, без головных уборов и стали издеваться над Дедом Морозом.
   
   Ты чо сюда припёрся, москаль треклятый? У нас нет Деда Мороза, у нас Санта Клаус, а то напялил шубу на себя до пят и ходишь, как урод! – стали кричать они, не взирая на окруживших их людей.
   
   Молодые люди! – не выдержал Володя. – Если перебрали чуток, так езжайте в свой угол и не портите людям праздник!
   
   Чо!? – воскликнул один из них и, повернувшись к Володе, направился прямо к нему, зло, сплюнув себе под ноги.
   
   Ковальчук тут же встал между Володей и этим уродом, прикрывая и Артёмку, и Валюшу от случайного удара, или чего ещё. То, что произошло потом, никто не ожидал, Артёмка выскочил из-за спины, и сходу врезал ногой этому наглецу прямо между ног, отчего тот мигом скрутился клубком и завалился на землю. Погода была хоть и прохладная, но всё-таки небольшой плюс был, а недавно, около одиннадцати часов вечера прошёл небольшой дождик, поэтому земля была грязной. В ней этот славный герой и валялся, да кричал, как недорезанный поросёнок.
   
   Отец тут же взял Артёма за руку, и спрятал его за свою спину, готовый кинуться в драку, если друзья этого псевдогероя кинутся на них. Как ни странно, но именно поступок Артёмки возымел действие и они, забрав своего раненого сотоварища, укатили на своих машинах.

                29.07.2016 год.


http://www.proza.ru/2016/08/03/2116!