Кёнигсфельдское перерождение - 2

Ирене Крекер
                Смятение души

         Мой друг, испытывал ли ты когда-нибудь чувство душевного смятения. Это когда тебя тянет мир непознанного, но ты не знаешь, что делать. Свобода переполняет: беги, лети, узнавай, изучай, никто не держит, не останавливает, но ты ничего не предпринимаешь, а замираешь в ожидании чего-то удивительного, нереального.

         Когда-нибудь, мой друг, ты ощущал в душе музыку вдохновения, проникающую через чувство удивления миром, тебя окружающим?

         Это внутреннее состояние знакомо мне с юности, когда я, просыпаясь утром в родительском доме, ещё лёжа в постели, мечтала о далёких странах, совершала в мыслях поездки на край земли, разговаривала с людьми, не зная их. Я понимала, что это детские фантазии, мираж, не пыталась осуществлять желаемое, но стремление – многое познать и пережить – осталось на всю жизнь. И вот теперь эти мечты осуществляются. В течение жизни я поняла, что только не нужно спешить.  Надо дать себе время, чтобы распрямиться, и тогда душа получит возможность - совершить полёт в неизведанное.
 
        И вот сегодня, проснувшись утром в своей комнате в курортном местечке Кёнигсфельд, я ощущаю вновь эту музыку вдохновения.  Открыв глаза, жмурюсь от ярких лучей. Солнышко светит в окно, приглашая на прогулку. Вчера с подругами решили после обеда съездить в областной центр, город Филлинген, в котором пока ещё не были. Может, в этой поездке произойдёт что-то, что предчувствую с утра?  Но до обеда ещё три часа. Нужно что-то делать? И вдруг я начинаю лихорадочно одеваться. Выхожу на улицу. Ни о чём не думая, спускаюсь по одной из многочисленных тропинок, ведущих от здания клиники в Кёнигсфельд. На улице безлюдно, только одна пара идёт впереди меня, о чём-то тихо переговариваясь.

        Вдруг вижу необычное по архитектуре здание. Да это же церковь! Тишину нарушил звон колоколов. Вслед за монахиней вхожу в помещение. Вижу несколько знакомых лиц из клиники. Присаживаюсь на одну из многочисленных скамеек, поближе к выходу.  Внимание останавливается на одеянии женщины, сидящей рядом со мной: чёрное монашеское платье, белый кокошник на голове. "Что-то часто мне стали встречаться монахини в этом местечке, - промелькнуло в мозгу. - Почему? К чему бы это?"

       В течение службы проникаюсь происходящим, вместе со всеми пою строки из Библии, принимаю участие в ритуальных действиях. Понимаю, что попала на какое-то особое богослужение. Вроде, всё как в лютеранской церкви, но как-то по-особенному: тепло ощущается в словах священника, и люди какие-то более благожелательные. Неофициальная атмосфера располагает к общению.

      По окончании службы приглашают отведать сейчас и здесь чашечку кофе или чая. Если есть вопросы -  их можно задать священнику или членам Общины братьев. Последние слова застали меня врасплох. "Какая Община братьев? Я никогда не слышала о ней? Что это за объединение?  Попала в секту?"
 
       Чтобы не заморочить себе голову совсем, преодолевая смущение, спрашиваю тихо мою соседку:

- Почему вас, монахинь, так много на этой службе, да и вообще, в Кёнигсфельде?
Слышу в ответ:

- Здесь мы в трёх домах проживаем.  Когда-то сами решили жить вместе. Наш средний возраст от 70-ти и больше.

- Что означают слова – Община братьев? Вы в неё входите? – спрашиваю я настойчиво.

- На этот вопрос ответить не просто. Давайте поговорим об этом после службы.
Мы остаёмся в зале среди тех, кто беседует со священником за кружечкой чая.

      Монахиню Ренату, так зовут мою новую знакомую, интересует обо мне всё:
- Кто вы? Откуда приехали? Сколько ещё пробудете здесь? А вы знаете, у нас в коммуне тоже есть несколько монахинь с фамилией Креккер? А как пишется Ваша фамилия?

      Я отвечаю односложно, но понимаю, что меня тянет к этой женщине. Какой-то свет распространяется вокруг неё. Сказал бы кто, не поверила, что проведу около часа в пустующем помещении церкви с совершенно незнакомым мне человеком. Она смогла меня разговорить. Уж очень ей была интересна теперь уже моя родословная, корнями уходящая не только в Россию, но и в прошлое Германии.

     На мой вопрос об истории Общины братьев Рената сказала только, что здесь, в помещении церкви, находится музей этой общины, и сегодня двери его открыты. Так я узнала о существовании, может быть, единственного в Германии музея незнакомого мне религиозного течения - Община братьев (нем. Br;der Gemeine).
 
      Прощаясь, монахиня Рената назвала мне свой адрес и пригласила заходить в гости в свободное время. Оказалось, что их дом монахинь находится недалеко от клиники   Альберта Швейцера, где я проживаю на курорте. Я уже сегодня знаю, что непременно навещу её.  В ходе беседы выяснилось, что недалеко от моего дома в городе Фрайбург существует действующая группа миссионеров. Она связана с Украиной, помогает нуждающимся там людям. Этот факт меня тоже заинтересовал.

                *  *  *
 
     Расставшись с монахиней Ренатой, переступаю порог музея при церкви. Его экспонаты рассказывают о прошлом Общины братьев. Беседую с работницей музея, рассказываю ей мою родословную. Почему именно ей и именно здесь? Не знаю. В это время в помещение входит высокий элегантный пожилой мужчина и присоединяется к нашему разговору. От него узнаю, что он проживает в Кёнигсфельде последние 65 лет. Сегодня ему 94 года. Жену похоронил два года назад. Всю жизнь посвятил служению Богу, являясь служителем Общины братьев.

     Он разговорчив. Рад проявленному интересу к истории общины. Разговор ведётся на немецком. Его диалект немного непривычен для моего слуха. Содержание слов не всегда понятно. Он рассказывает о том, что было в недалёком прошлом, но информация совершенно мне незнакома, наверное, отсюда трудность её понимания. Знаю, что потребуется ни один день и ни одно посещение этого уникального в своём роде музея, чтобы понять историю религиозного течения, как бы отдельным потоком вливающегося в лютеранство.

                Посещение города Филлиген

     Знаю, мой милый друг, что тебя заинтересовал мой рассказ о монахинях, об Общине братьев, и ты ждёшь дальнейших откровений в этом направлении, но жизнь продолжается. Каждый миг несёт с собой новые впечатления и события. Поэтому я решила знакомить тебя с моей жизнью в местечке Кёнигсфельд по мере поступления новой информации.

       Сейчас могу только сказать, что запланированное на сегодня путешествие в город Филлинген – состоится. На автомобиле за пятнадцать минут мы с подругами добираемся до города. Оставляем машину на одной из стоянок и отправляемся по дорожным указателям в центр.  Нам повезло: там - праздник. Открытые двери магазинов зазывают к себе. Вся центральная улица, от одних исторических ворот до других, заполнена людьми. Почти в каждом магазинчике предлагают бокал шампанского и сладости. Предлагаемый с лотков товар изготовлен народными умельцами и в своём роде уникален.
 
        Я не любительница шопинга, но приятельницы с интересом рассматривают товары, примеряют, проверяют качество, чуть ли ни на язычок пробуют. Одна приобрела браслет старинной работы, другая – необычного цвета блузку, третьей приглянулись необычной формы бокалы для шампанского, Она же купила гипсовую руку, чтобы выставить в окно квартиры. Оказывается, это сейчас модно. Мне вспомнилось, что у одной знакомой из местных немок на подоконнике спальни находится голова, сделанная из гипса, незнакомого мужчины с целью отпугивать «охотников приключений». Чего только женщины не придумают для своей безопасности!

       Устав от увиденного и услышанного, присаживаемся на улице за столик у одного из многочисленных кафе. Обслуживают мгновенно. Кружечка кофе поднимает настроение, мороженое – охлаждает впечатления. А тут ещё официант предлагает попробовать особенный сорт вина, визитную карточку окрестностей.

     Завязывается непринуждённый разговор. Женщинам всегда есть о чём поговорить. Вспоминаем мужей, детей, внуков, семейные ритуалы, традиции...
 
    На обратном пути останавливаемся у большого Cобора Нашей Любимой Женщине в городе Филлинген (нем. M;nster Unserer Lieben Frau in Villingen). Мне известны большие соборы во Фрайбурге, Страсбурге, Базеле, но порог и этого здания переступаю с благоговением. Атмосфера во внутренних помещениях заставляет на мгновение придержать дыхание.
 
      Прислушиваюсь к рассказу руководителя одной из групп туристов, которых здесь много. Оказывается, на месте сегодняшнего собора в 1100-ом году находилась первая городская церковь. Она была воздвигнута ещё римлянами и названа «Церковь Ивана Баптиста в городе» (нем. "Leutkirche Johannes Baptista in der Stadt"). В течение веков здание достраивалось, перестраивалось. После большого городского пожара 1271 года -  восстанавливалось.
 
       Насколько я поняла экскурсовода, до сегодняшних дней туристы, посещающие собор, теряются в определении его стиля. В его архитектуре сохранены следы различных эпох. У нас не было времени углубляться в исторические да и архитектурные особенности и детали.  Поняв, что новый высокий алтарь посвящён Божьей Матери Марии, мы замерли перед ним в глубоком молчании.
   
       Потом поставили свечки за здоровье родных и упокой близких. В молитвах я просила за родителей и близких, за рано ушедших из жизни родственников, чтобы и с ними было слово божье.  Просила у Божьей Матери прощения за порой неосознанные действия, просила святую Марию и за детей, чтобы они в сложном мире добра и зла оставались здоровыми и шли своим праведным путём к Богу. Говорят, молитва матери спасает.
 
                Вечерние размышления

      Не поверишь, мой старый верный друг, но всё, что происходило в этот удивительный день, казалось мне каким-то предзнаменованием.  Закончился он концертом, на котором пианистки, мать и дочь с фамилией Кёниг (K;nig),  распространённой в Германии, исполнили на разных языках произведения композиторов разных стран.
 
       Из программки, розданной посетителям,  я поняла, что это мои землячки. Мать и дочь в четыре руки исполняли произведения классиков, а я любовалась ими, аплодируя и ощущая гордость за них.

       Этим событием закончился сегодняшний воскресный день. Что принесёт мне новая неделя? Этого я пока не знаю. Но тревожное ощущение продолжает уступать место уверенности в себе.

       Завтрашний день, понедельник, обещает быть насыщенным.
 
       Как ты знаешь, мой друг, мне осталось недолго прожить в местечке Кёнигсфельд.  Настроение улучшается с каждым днём. Этому способствуют и солнечные дни, наступившие в Шварцвальде.

       Завтра с утра меня ожидают медицинские процедуры, в основе которых опять прогулки под руководством физиотерапевтов, больничная гимнастика, водная гимнастика, занятия йогой, массаж, водный массах, разговор с врачом. После обеда поговорю с мужем по скайпу. Потом два часа отведено для стирки белья, никуда от этого тоже не денешься даже на курорте. Вечером состоится просмотр фильма о создателе этой клиники - нобелевском лауреате в области медицины Альберте Швайтцере. Плакаты давно расклеены по всему городу. Демонстрация этой документальной картины состоится в большом зале клиники.
 
                Рассказ о миссионере Альберте Швайтцере

      И вот, мой друг, наступил этот вечер. Жаль, что ты не сможешь пойти со мной, поприсутствовать на его просмотре, высказать своё мнение об увиденном.
 
      Спешу в помещение, указанное в объявлении. Зрительный зал переполнен. Нашла свободное место. Оглядываюсь - вижу в конце зала несколько фигур в тёмном одеянии. Вглядываюсь в лица. Да это ж монахиня Рената! И сама пришла, и других монахинь с собой привела.
 
      По выражению лиц зрителей видно, что интерес к фильму и личности Альберта Швайтцера - неподдельный. Показу фильма предшествует разговор с директором музея Альберта Швайтцера, расположенного в местечке Кёнигсфельд. Слышу, что присутствующих в зале интересуют те же вопросы, что и меня: В какое время семья доктора Швайтцера проживала в местечке Кёнигсфельд? Почему он стал миссионером? За что ему была присуждена Нобелевская премия?

      Поняла, что жители города и окрестностей заботливо хранят память о нём. С первых дней проживания в клинике Альберта Швайтцера и я прониклась глубоким   уважением к учёному, дух которого как бы витает в стенах клиники. Он как бы наблюдает за происходящим в ней с портретов, установленных в различных помещениях этого здания. Из брошюр и фотографий, выставленных в фойе и длинных коридорах клиники, я уже частично знакома с его биографией, но мой пытливый ум так и не смог найти ответа на вопрос: Какое же открытие он совершил, чтобы стать лауреатом Нобелевской премии?
 
      Отдыхающие в клинике тоже понятия не имели об этом. Когда я обращалась к ним с этим вопросом, они задумывались на мгновение. Некоторые пожимали плечами, другие - воздевали глаза к небу, третьи пытались отыскать ответ в интернете, но прямого ответа я так и не получила. Только после просмотра киноленты я поняла, что это была Нобелевская премия мира и что Альберт Швайтцер стал её лауреатом за вклад в борьбу за мир как врач-миссионер, проживший и проработавший в Африке, в местечке Ламбарене, всю свою сознательную жизнь.

      Представь себе, мой друг, что он сам, ещё в 1953-ем году, создаёт этот фильм о себе, сам является его редактором, участвует в съёмках, читает в нём авторский текст. Он сам знакомит нас с условиями своего труда, с буднями врача на африканском континенте в совершенно диких и необжитых местах. Он посвятил жизнь служению людям, которые, родившись и проживая здесь, умирали от болезней, не имея возможности лечиться.

      В 1957-ом году фильм получил Оскара. С того момента о нём заговорили. Теперь и я знаю, что родился Альберт Швайтцер на юге Германии в местечке, граничащем с Францией. Сейчас это французская территория. Он – немец по происхождению.

      Мне не терпелось узнать, как же формировался его характер? Почему так необычно сложилась его судьба?

      Из фильма узнаю, что он был музыкально одарён и мог часами находиться на природе, вслушиваясь и всматриваясь в окружающий его мир. Но однажды произошло то, что перевернуло его жизнь. Находясь в компании мальчишек, он взял в руки рогатку, и в тот момент, когда, по их примеру, хотел   выстрелить в птицу, вдруг неожиданно для него громко зазвонили колокола. Он бросился прочь от этого места и в тот день поклялся, что никогда в жизни не будет убивать. Клятву сдержал. Но чувство стыда за то, что он мог убить живое, мучило его всю жизнь.

      Любимыми предметами в гимназии стали история и география. Он учился теологии, богослужению, потом появилось желание стать медиком. Родственники отговаривали. Но он решил, чтобы жить своим умом, иметь собственное мнение, нужно стать врачом. Появилась мечта – поехать миссионером в Африку.
 
      Во многом помогала ему будущая жена Хелене. Она, оставив профессию воспитателя, изучила работу по уходу за людьми и стала ему верным помощником в первое годы в Африке на территории бывшей французской колонии. Позже они поженились. Но случилось так, что любимая женщина заболела туберкулёзом и тогда, ещё в 1923-ем году, для неё с дочерью Реной он построил дом в Кёнигсберге в Германии. Что для меня знаменательно – дочь Альберта Швайтцера училась в Кёнигсфельде, в Цинцендорф-школе Общины братьев, до 1935-го года, и когда мать уезжала к отцу в Африку, она проживала здесь в Цинцендорф-интернате.  В 1946-ом году они с матерью совершили поездку к отцу в Ламбарену и провели там несколько месяцев.

      Дорогой друг, я знаю, что Цинцендорф-школа Общины братьев существует в Кёнигсфельде и в настоящеее время. Сегодня в ней обучается около двух тысяч учеников. Здание школы мне довелось увидеть, когда мы с подругами на автомобиле проезжали мимо неё вечером. Сожалею, что не смогла уговорить их войти в него и пройтись по коридорам школы. Мои вновь обретённые друзья не были учителями и интереса к моей идее не проявили, так же, как и не заинтересовались историческими корнями Общины братьев и судьбой монахинь, проживающих в местечке Кёнигсфельд.
 
       Может, занесёт меня в эти края ещё раз попутным ветром? Может, поеду в гости к полюбившейся мне монахине Ренате? Тогда непременно зайду в это здание, узнаю об особенностях преподавания в ней. Я верю, что у меня ещё много времени впереди.  Я ставлю перед собой новые задачи и ищу способы их выполнения.
 
       Только не останавливаться на достигнутом, а то текучка времени, повседневные заботы затянут и не дадут простора мыслям и духовному развитию. Знаю, мой друг, что ты меня прекрасно понимаешь.

                Немного о повседневных проблемах

      Ты не поверишь, какой сегодня прекрасный день выдался в Шварцвальде. Солнце с утра зазывало на прогулку, которую я не замедлила совершить после завтрака. Она была заранее запланирована и принесла внутреннее удовлетворение. Меня окружали прекрасные люди. Гармония света и тепла делала своё дело. Нашлась и собеседница, с которой мы вели во время прогулки тихую беседу.

       Ей - пятьдесят пять, но уже велико желание уйти на заслуженный отдых. Возможность пойти на пенсию в шестьдесят три года существует, но из суммы пенсии будут высчитаны деньги за недоработанные месяцы до пенсии по старости. В этом у многих   проблема. Когда ты отработал уже лет сорок, то думаешь, что заслужил получить от государства положенное, заработанное честным трудом, но не тут-то было. Не хочется вдаваться в подробности этой темы, но она волнует не только меня, но и многих окружающих меня сегодня людей.
 
       После прогулки приняла участие в форуме на тему: Как защитить себя от стресcа, внутренней нагрузки организма?

       Тема - интересная и актуальная. Думаю, хорошо, что она поднимается в этой клинике специалистами. Сейчас, находясь наедине с самой собой, пытаюсь проанализировать услышанное. Вроде, ничего нового не сказано, но ты, друг мой, прекрасно знаешь, что всё в жизни начинается с мелочей. Так, к примеру, многие люди, не могут отказать, когда их о чём-нибудь просят. У каждого из нас своих проблем хватает, а тут родственники, да и знакомые   приходят ещё со своими: просят совета, рассказывая об отношениях с мужем, детьми, просят оказания практической помощи.

      Сегодня, мой верный друг, я поняла, что существует синдром помощника. Когда ты постоянно растворяешься в проблемах других, а о себе не думаешь. Одна участница форума рассказала о том, что после смерти любимого брата, помогала золовке выбраться из депрессии, а в результате сама в неё попала. И ей понадобились годы, чтобы привести психику в порядок. Преподаватель по психологии, ведущий этот разговор, пытался с помощью присутствующих на нём определить, найти путь к решению этой проблемы. Оказывается, нужно уметь вовремя сказать "нет", научиться не всё брать на себя, думать о себе, пытаться говорить с нуждающимися в помощи на их языке. Нужно уметь дать понять окружающим, что ты тоже, как и они, нуждаешься в поддержке. К примеру, ты можешь сигнализировать окружающим эту мысль словами:

       "Я хочу, чтобы и ты принимал меня всерьёз, чтобы ты знал, что и я иногда имею проблемы и жду от тебя помощи.  Прими и ты в моей жизни участие, если просишь помощи у меня. Пойми меня, прости, но сегодня у меня нет для тебя времени, но вот если ты мне поможешь... то я, к примеру, сварю тебе сегодня прекрасный обед или помогу тебе написать письмо, или схожу в магазин..."

        Нужно избегать ситуаций, когда пытаются твою доброту использовать в свою пользу. Нужно учиться жить и для себя, чтобы силы сохранились на последующие годы. У каждого своя жизнь, свои проблемы. Их можно решать сообща, но надо быть по отношению друг к другу на одном уровне.
 
        Во время сеанса массажа, я продолжила эту тему в разговоре с массажисткой. Она повернула разговор на тему детей, их воспитания и умения оторвать их от себя в возрасте, когда они уже имеют вторую половинку. Мне было интересно мнение человека, прожившего всю жизнь в другой стране, в других условиях. На мой прямой вопрос прозвучал такой же прямой ответ: нужно уметь ограничивать детей. Учиться этому никогда не поздно. Иначе можно вырастить иждивенца и, таким образом, навредить и ему, и его жене, мужу, и себе в конечном итоге.

         Вот так и учишься всю жизнь. И этот процесс развития идёт постоянно независимо от возраста, жизненного опыта и повседневного окружения.

                Размышления на досуге
               
      Мой милый друг!

      Вчера я несколько раз начинала тебе писать, но не могла сосредоточиться. Мысли витали вокруг насущных вопросов дня, а я в своих письмах к тебе пытаюсь писать о том, что меня удивляет, радует и приносит удовлетворение. В этом плане вчерашний день был не очень-то насыщен позитивом. С утра разболелась голова. Пришлось принять таблетку, но она сразу не подействовала, вернее, расслабила ещё больше. Мне захотелось лечь в постель, закрыться одеялом и спокойно полежать часик-полтора. Что я и сделала, так как в плане мероприятий и процедур это время было свободным.

     Лёжа в постели, не могла отключиться от мыслей. Не дай бог ещё заболеть, тогда будет отдых в горах. На улице - дождь. Небо затянуло тучами. Сыростью и холодом потянуло из приоткрытого окна. Понимаю, что раскисать нельзя. К сожалению, интернет отключили на полдня. Приходится достать из ящика письменного стола ноутбук, который прихватила с собой на всякий случай. Туда было введено около двухсот книг, различного содержания. Как ни странно, внимание остановилось на "Записках миссионера".

     Их содержание - подстать моим сегодняшним мыслям: о старости, о краткосрочности земной жизни, о хороших делах, которые нужно совершать не один раз в году, а постоянно. Сделала несколько выписок в записную книжку. Читая, немножко отошла душой и заставила себя встать с кровати, тем более, что минут через пятнадцать нужно быть в фойе, оттуда начинается прогулка в оазис чистого воздуха.
 
      Наши физиотерапевты постоянно меняют маршруты, таким образом мы изучаем каждый день новые достопримечательности Кёнигсфельда.  Сегодня дорога ведёт то в гору, то под гору, организм чувствует это и по-своему реагирует. Замечаю, что дыхание стало ровнее, сердце бьётся спокойнее, и рядом – люди, которым можно довериться, найти общий язык. Общение доставляет удовольствие. Я смеюсь, как давно уже не   смеялась, шучу, откуда только слова берутся. Душа поёт, а что ещё нужно для счастья.
 
      Нас готовят здесь к дальнейшей трудовой деятельности. Впереди ещё трудовые будни, которые нужно достойно встретить и преодолеть. Сегодня мой врач поставил передо мной эту задачу так: "Представьте себе, что Вы участвуете в марафоне. Ещё несколько десятков метров впереди. Надо преодолеть себя, свои боли и мысли о пожилом возрасте и сделать ещё один рывок - длиною в оставшиеся до пенсии дни и месяцы". Цель поставлена, осталось только её достичь.

       Сразу же после прогулки состоялся разговор с главным врачом клиники. Он совершал обход по комнатам пациентов, которые прожили здесь три недели.
 
       Я тебе уже писала, мой друг, в предыдущем письме, что этот визит не давал мне покоя, так как терялась в догадках: О чём он меня спросит? Что я должна ответить?  Но время сделало своё дело. Находясь на отдыхе среди положительно настроенных людей, я и мыслить стала по-другому. Мои проблемы как бы отодвинулись на второй план, обстановка на рабочем месте не кажется столь тяжёлой. Появилось желание встретиться с коллегами, поработать с ними ещё немного плечом к плечу, порадовать моих пациентов, обитателей дома престарелых при психиатрии, своим присутствием, обогреть теплом положительного восприятия мира и хоть ненадолго, но внести лучик света в их тусклую жизнь.

       Так что, мой друг, во время визита главврача я была спокойна и уверена в себе. Я уже точно знала, что после курорта пройду оставшуюся мне "дистанцию" достойно: без нытья и стремления уйти на больничный. Я постараюсь достойно проститься с пациентами, которые доверяют мне, пусть с их стороны и неосознанно, свои судьбы. Ну, а потом я устрою бал, вечер прощания с трудовой деятельностью, посвящённый своему 65-летию.  Я созову родных, друзей и коллег на праздник прощания с трудовой деятельностью, и мы отметим эту дату громко. В этот день будет звучать музыка, я уже слышу счастливые голоса присутствующих.

       Это будет бал жизни, которая только начинается в пенсионном возрасте, когда ты, освободившись от трудовых обязанностей, начнёшь свободную от стресса жизнь. К ней я уже начала готовиться, заранее зная, что скучать мне в роли пенсионерки не придётся. Я выбрала для себя путь творческого труда и развития организма. Только сейчас я поняла слова: "Движение - есть жизнь" и мамины последние слова: "Жить надо, дочка, когда можешь: говорить, думать, ходить, дышать, видеть, слышать, работать". Сегодня эти слова звучат для меня по-особенному.  "Спасибо тебе, мамочка, за твои мудрые слова", - в который раз благодарю её за любовь и веру в нас, своих детей.

       Вечером, после ужина, подруги пригласили на прогулку, которая закончилась беседой в ресторане за бокалом вина. Ты бы видел нас, мой друг: раскрасневшиеся лица, улыбки, смех, громкие голоса. Нам хорошо вместе. И это - главное!  Жизнь продолжается. И это – прекрасно!


Продолжение http://www.proza.ru/2016/07/17/195