Кёнигсфельдское перерождение - 3

Ирене Крекер
                Посещение монахини Ренаты

      Здравствуй, дорогой друг!

      Спешу поделиться новостью. Сегодня я посетила монахиню Ренату. Всё произошло спонтанно, как в то воскресенье, когда я впервые в Кёнигсфельде была на церковной службе. Вечером, когда я находилась одна в комнате, какая-то внутренняя сила заставила меня быстро одеться, выйти из клиники и направиться в сторону дома монахинь. Мне знаком был только адрес, но дорога вывела прямо к ступенькам дома. Снаружи он выглядел как обычный, как и все, находящиеся на этой улице. Как я потом узнала, в нём проживают одной коммуной пятнадцать монахинь.
 
      На мой звонок в дверь вышла незнакомая пожилая женщина. Я представилась и сказала о том, что приглашена на разговор с фрау Ренатой. Монахиня пристально взглянула на меня и провела в комнату для гостей. Там попросила подождать. Через несколько минут открылась дверь, и вошла моя Рената. Как я поняла, они только что отужинали, и она занималась уборкой и мытьём посуды. В процессе нашей беседы фрау Рената также, как и я, смущалась, волновалась, подбирала слова, чтобы объяснить мне то, о чём я спрашивала. Между нами с первой минуты возникло понимание и доверие. Разговор прерывался только чтением слов из Библии.

       Хочу тебе ещё в одном признаться, мой милый друг, с таким экземпляром Библии я уже была знакома. Его я обнаружила в прикроватной тумбочке, находясь в первый день в клинике. По ночам, когда у меня не было сна, я включала свет, доставала книгу и читала. Содержание её казалось доступным, не то что в первый раз, когда я открыла Библию, ещё находясь в России. Тогда мне текст показался сложным и почти недоступным для понимания. Может, всё это было неслучайно, подумалось сейчас: Библия в прикроватной тумбочке, посещение кладбища Общины братьев, по которому мы, благоговея, прошли однажды, возвращаясь из туристического похода, столь неожиданное посещение церкви с музеем общины Братьев и знакомство там с монахиней? Как-то всё само собой получалось, как по цепочке, одно событие за другим. Что же ожидает меня ещё впереди?

       Перед моим уходом из дома монахинь Рената сложила, сплела руки перед грудью, как это делала моя мама, читая перед сном молитву, и помолилась за меня. Она просила Господа, чтобы он   указал мне верный путь к нему. Она читала молитву по-немецки, вслух, называя меня по имени. В этот момент я почувствовала себя маленькой девочкой. И мне было тепло и уютно в этой комнате рядом с женщиной, которая просила за меня перед Богом. Так молилась за меня только мама. Такие минуты незабываемы. Так что, по моему мнению, я приняла сегодня через монахиню Ренату крещение. Но я не забывала, что она из Общины братьев и что я должна понять для себя особенности этого религиозного течения. Поэтому я попросила женщину рассказать мне о теоретических основах общины и немного об истории её создания.

      Монахиня Рената предложила подождать, пока она найдёт в библиотеке, находящейся в доме, нужные книги, которые помогут получить ответы на задаваемые вопросы. Так у меня в руках оказались две книги на немецком языке. Когда я пришла домой, в клинику, я сразу начала читать одну из них. Узнала, что основатель Общины братьев в Германии - граф Николаус Людвиг фон Цинцендорф.  Теперь осталось только познакомиться с его биографией.
 
       Вот такое диво-дивное, мой друг, произошло со мной сегодня в местечке Кёнигсфельд в Чёрном лесу. Не суди меня строго. Сама не понимаю, что делаю, но знаю, что всё будет хорошо. Я это чувствую.
                Дневниковая запись
 
       На последнее письмо другу я неожиданно получила ответное. У него появилось время, и он поспешил мне на помощь, чтобы остеречь от непродуманных действий. Он испугался за меня, мой старый верный друг, и я ему очень за это благодарна. Чувство признательности, что он нашёл для меня время, переполняло душу.  В первый момент мне было неважно содержание письма, главное было то, что оно нашло меня в этом Чёрном лесу, и я теперь в его лице имею опору и внутреннюю поддержку. А содержание письма было такое:

       "Здравствуй, мой дорогой человек! Дочитав твоё письмо до слов "я приняла сегодня крещение Общины братьев", я вначале решил, что это – шутка юмора, но, читая дальше, понял, что это не так. Ну, и удивила же ты меня! Это надо же было присоединиться к какой-то религиозной общине, принять новое крещение, и всё это за три дня! И какой же яркой харизмой и силой убеждения должна обладать скромная монахиня, сумевшая так повлиять на тебя за эти три дня! Но если она такая, то почему она остаётся скромной монахиней, а не пребывает в авторитетах и в руководстве, не епископ? … Для меня это удивительно. Недаром говорят: "Глядя на мир, нельзя не удивляться".

       Дальше ты пишешь: "Она читала молитву по-немецки вслух, называя меня по имени. Так что, по моему мнению, я приняла сегодня крещение". Но синонимом слова "Так что "является слово "следовательно" или "поэтому". А тогда не логично как-то получается – закон достаточного основания гласит: основания для принятия решения или утверждения должны быть достаточными. Так неужели для принятия такого серьёзного, ответственного, судьбоносного решения как переход из одной конфессии в другую, как крещение заново тебе достаточно было общения с одной простой монахиней?

       Неужели для того, чтобы настолько серьёзно переосмыслить своё отношение к религиозным догматам, что ты решились даже на новое крещение, тебе хватило всего-то трёх дней (с воскресенья, когда ты познакомились с этой монахиней в церкви, и до среды, когда ты приняла крещение в новой общине)?

       А как же быть с прежними твоими убеждениями, представлениями, верой? Ты от них теперь открещиваешься? Они были неправильными, неверными? Почему так легко ты с ними рассталась? … Мне это непонятно и интересно.

       Не пойми меня так, что я будто бы осуждаю тебя за приобщение к Общине братьев. Ну, приобщилась и приобщилась – подумаешь какое дело! Ну, к этой общине или к другой – какая разница? Да по большому счёту – никакой. В том смысле, что по серьёзному все они одинаково неправильные, только одни более неправильные, а другие менее неправильные. Так что – пусть…

       Меня только удивляет сама технология принятия тобой решений. Вот ты пишешь: "Я приняла сегодня, по моему мнению, крещение Общины братьев. Пришла домой …  Две книги … Начала читать". А я не понимаю. Да как же так? Всё должно быть, как у нас говорят, "с точностью до наоборот", а именно: Начала читать …  Две книги … приняла крещение. То есть сначала – читать. И лучше не две книги, а много книг (в том числе обязательно Библию, замечательную тем, что чем больше её читаешь, тем в большей степени становишься убеждённым атеистом). Потом – разбираться, анализировать, думать. И только затем уже – принимать решение креститься или не креститься.

       Имя Николай Людвиг фон Цинцендорф до сих пор мне не было знакомо. В интернете нашёл ссылки на семь его книг, но они – на немецком языке, недоступном мне. Как ты думаешь: "Община братьев" – это официальное название церкви, конфессии?
 
В ожидании ответа,
твой друг

                Ответ на письмо друга

       Извини, мой друг, что заставила тебя поволноваться. Мне нужно было как-то по-другому рассказать о том, что произошло во время разговора с монахиней. Атеистам и серьёзным людям мои откровения покажутся непонятными, потому что это о движениях души, а они не всегда и не всем понятны.

       Ничего нового я сейчас написать не могу. Пока не готова. Могу только повторить то, что ты знаешь обо мне. К Богу я иду давно и верю, что он существует.  Он помогает мне по жизни. Думаю, что в каждом человеке - храм, частичка духа божьего: он всё слышит, видит, помогает тем, кто его любит, как отца своего, кто почитает, восхваляет, просит помощи и верит в его могущество.
 
       Мама рассказывала, что я крещена крёстным у него на дому ещё в Сибири. Он был лютеранин. Всю жизнь мама считала, что её родители этой конфессии. В Германии я пыталась найти людей, которые помогли бы мне разобраться в религиях и их догматах. Говорила со многими, слушала проповеди на русском и немецком языках, ходила и сейчас иногда хожу в евангелическую (лютеранскую) официальную церковь, бываю и в католической. В настоящее время ни к какой государственной конфессии не отношусь, не плачу церковный налог. Но дело не в деньгах.

      С течением времени я поняла, что государство и церковь - единое целое, и почувствовала разочарование. Но это не значит, что перестала верить в создателя Вселенной.
 
       Ты ведь знаешь, мой друг, что я живу чувствами, интуицией. В последние дни перед смертью, моя мама, держа в руках Библию, сказала, что это - главная книга жизни.  Я часто вспоминаю эти слова, и они для меня являются её завещанием. Я, как и моя мама, часто читаю про себя и молитву "Отче наш" со словами просьб и благодарностей.

      Прочитав много книг на эту тему, у меня сложилась определённая позиция по вопросу нашего происхождения и существования на земле. Об этом мы часто говорим с детьми и друзьями. Некоторые из них разделяют мою точку зрения.
 
      Я верю, что когда умирает тело, дух его покидает и возвращается к Отцу. И там будет суд, и там будут взвешены наши плюсы и минусы, и каждый получит по заслугам: по вере, по любви к Всевышнему и выполнению его заветов.
 
       У каждого своя судьба, свой путь к Богу, и каждый отвечает за себя сам. Каждый пришёл на землю в одиночестве, и каждый уйдёт в одиночестве. И это - истина. У каждого своё предназначение.  Мы не хозяева своей судьбы. Она не в наших руках.
 
      Не знаю, кто и когда сказал мне: «Когда почувствуешь, находясь среди верующих, что это твоё, что твоя душа именно этого просила, а душа - это частичка Бога в нас, то ты сама поймёшь и останешься среди этих людей».  Когда монахиня Рената коротко пояснила мне связь между Старым и Новым заветами Библии, она как бы по полочкам разложила то, о чём я знала раньше, но не понимала.
 
        Мне было с ней хорошо, просто и спокойно. Она отвечала на каждый мой вопрос, и я знала уже ответ, и он совпадал с моими прежними размышлениями. И когда она сказала, что Бог принимает каждого, кто стучится к нему, то есть пытается найти путь, я спросила по-детски: "Но как он примет меня?"  И вот в этот момент монахиня сложила руки, сплела пальцы, как мама когда-то молилась, и прочитала молитву, которую я для себя приняла как крещение. Перед Всевышним за меня было слово замолвлено. Кто ещё за меня попросит в этой жизни? Монахиня этим действием ответила на мой вопрос: Как прийти к Богу?  Я почувствовала, поверила, знаю, что её молитвой мне проложен прямой путь к тому, кто слышит мои молитвы...

        Это не старческий маразм, не фанатизм, не религиозный дурман. Это - вера. Её логикой не объяснить.

        Ну, а книги, которые дала мне для чтения фрау Рената, - они редкие. Я рада, что могу их прочесть. Это научные труды. Написаны они о графе Николаусе Людвиге фон Цинцендорфе, который без раздумий с подросткового возраста посвятил свою жизнь Богу и его сыну Иисусу Христу, которого тот послал к людям во спасение. Он был потрясён тем, что сын Божий отдал свою жизнь за нас.
 
        Через веру в Иисуса - путь к Богу... Этот прямой путь я искала, по этому пути иду, и вот сейчас божий человек, глубоко верующий, замолвил за меня словечко. И я этому порадовалась и поделилась этой радостью с тобой.
 
        Мы не договаривались с монахиней Ренатой о новой встрече, только, уезжая с курорта, я ей должна вернуть книги. Библию она мне подарила, как и книгу для школьников под названием "L;sungen". Это календарь-дневник с цитатами из Библии на каждый день.

        Община братьев имеет большую историю. Монахини входят в неё.  Это ответвление от лютеранской церкви, но, как все говорят, разницы большой в этих верах нет. В Кёнигсфельде есть католическая церковь и лютеранская. Божественная служба Общины братьев проходит в лютеранской церкви. В это воскресенье там будет конфирмация школьников. Это крещение подростков в четырнадцатилетним возрасте, когда они несколько лет в школе изучали Библию, потом вместе со священником читали её ещё раз, отвечая с его помощью на ряд вопросов, и, наконец, будут перед общиной на церковной службе ещё раз сдавать экзамен на понимание слова Божьего. Потом это событие будет праздноваться в семьях. Детям будут дарить подарки, соберутся родственники, как на свадьбу. Девочки будут в белых национальных платьях, мальчики - в строгих чёрных костюмах.
 
       Это не значит, что у всех детей будет потом прямой путь по жизни... Так, к примеру, мой племянник, через три года после конфирмации ушёл из жизни по своей воле... Может, он расплачивался жизнью за грехи родителей? Не знаю, но прочла в рассуждениях одного российского богослова, что такое может быть.

       На основании вышесказанного, я не вышла из религии, в которой младенцем меня крестили, а вошла в лютеранство вновь сознательно через молитву верующей всю жизнь женщины-монахини, которая знает, что её молитва будет услышана.

       Знаю, что многие начинают верить только находясь на грани между жизнью и смертью, но это не про меня.

       Ты знаешь, мой друг, что я - не фанатка. В моей жизни всё останется по-прежнему. Я не буду искать в городе Фрайбург Общину братьев. Я просто знаю, что за меня помолились, и эта молитва услышана. Теперь остаётся праведно жить по заветам Библии. А слово Божье одно для всех, как и Бог, только переводы Библии разные, отсюда и их толкование, многообразие религий и сект.  Недавно сестра мамы, которой недавно исполнилось девяносто лет, сказала мне в испуге, что услышала от кого-то из земляков, что их родители не совсем были лютеране, а относились к какой-то общине... К какой?  На этот вопрос, надеюсь, что кто-нибудь мне тоже сможет ответить.
 
       Не думай больше об этом. Считай, что я ничего не писала, просто немного пооткровенничала.  Но если веры нет, то на чём держится жизнь? Тогда, действительно, страшно умирать.

       На остальные вопросы отвечу позже, когда сама разберусь. Это я смогу сделать только в Кёнигсфельде, пока я здесь. Спасибо за интерес. Ты пробудил во мне дальнейшее стремление к познанию истории Общины братьев.
 
    До свидания, до следующего письма.


Продолжение http://www.proza.ru/2016/07/17/200