К 130-летию Николая Гумилева. Часть-1

Александр Зинковский
ПРЕДИСЛОВИЕ:

Этот мой исторический очерк под названием «РОДОНАЧАЛЬНИК АКМЕИЗМА»,  посвященный 130-летию выдающегося российского поэта Николая Гумилева  был опубликован в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК: № 9 (249), 1–15 мая, 2016 г., С.15. На сайте ПРОЗА.ру я публикую его под другим названием, по частям, причем, делаю это в более полном виде и сопровождаю все авторскими коллажами. А в конце  очерка читателей ждет графический портрет юбиляра кисти известного московского художника  Аиды Лисенковой-Ханемайер, размещаемый здесь с ее разрешения.


15 апреля 2016 года исполнилось  130 лет со дня рождения Николая Гумилева - талантливейшего российского поэта «серебряного века» и «отца» модернистского поэтического течения «акмеизма», отличавшегося от своего предшественника  «символизма» более яркой образностью, материальностью и предметностью тематик с позиции «искусства для искусства».

Знаменит он и как литературный критик, искусствовед, переводчик и путешественник, а также как первый муж гениальной поэтессы Анны Ахматовой (в девичестве Горенко) и отец видного советского историка и этнографа Льва Гумилева.

В 1921 г. Николай Гумилев был арестован чекистами в Петербурге, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян. Однако, несмотря короткую творческую жизнь, он успел оставить яркий след в российской культуре.
Похоже, что поэт предчувствовал свою неизбежную  смерть в расцвете сил, поэтому и спешил оставить для потомков большое творческое наследство. Вот одно из таких его поэтических пророчеств:

УЖАС

Я долго шел по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш.

В угрюмом сне застыли вещи,
Был странен серый полумрак.
И точно маятник зловещий,
Звучал мой одинокий шаг.

И там, где глубже сумрак хмурый,
Мой взор горящий был смущен
Едва заметною фигурой
В тени столпившихся колонн.

Я подошел, и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.

На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой,
И мерзко крался шепот хриплый:
"Ты сам пришел сюда, ты мой!"

Мгновенья страшные бежали,
И наплывала полумгла,
И бледный ужас повторяли
Бесчисленные зеркала.

(1907 г.)




Продолжение http://www.proza.ru/2016/05/23/1021

Рисунок - коллаж автора.


Мои произведения на сайте:

К 55-летию нобелевской премии Пастернака - история и политика http://www.proza.ru/2014/01/04/1388