К 55-летию нобелевской премии Пастернака

Александр Зинковский
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет.
(Б. Пастернак, 1959 г.
Из стихотворения «Нобелевская премия»)

Известный советский поэт и писатель Борис Пастернак, зарекомендовавший себя со времен Октябрьской революции как горячий сторонник революционных перемен, позднее — как их критик, в 1958 г. стал вторым, после Ивана Бунина, российским нобелевским лауреатом по литературе.

Но после присуждения «нобелевки» ему пришлось пожинать лишь горькие плоды такой «международной известности». Ведь, по мнению советских властей, награда была присуждена ему не за поэтическое и литературное творчество в целом, а за скандальный роман «Доктор Живаго», принятый цензурой «в штыки». «Доктор Живаго» вышел в 1957 г. лишь за границей, а в СССР сразу же попал в список запретной литературы. Потоки брани и жесткой критики полились на голову автора со всех сторон. Но, каким же, все-таки, образом Пастернак вступил на столь неугодный для властей путь?

Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в многодетной еврейской семье, пере¬ехавшей в Москву из Одессы за год до его рождения. Отец — Леонид Пастернак, был академиком живописи, мать — известной пианисткой. Семья дружила с талантливыми художниками, музыкантами, поэтами и писателями, а сам Борис Пастернак больше всего увлекался музыкой.
 
В 1901 г. он поступает в гимназию, в 1908 г. оканчивает ее с золотой медалью, но вместо музыкальной карьеры выбирает учебу на философском отделении Московского университета. Летом 1912 г. Борис Пастернак — уже студентфилософ Марбургского университета, бывает в Венеции, занимается музыкой. Однако эта поездка за границу привела к тому, что, вместо философии, Пастернак сосредотачивается на литературе, особенно на поэзии, становится завсегдатаем московских поэтических кружков.
 
В 1914 г. Пастернак восторженно знакомится с футуризмом и с поэтом Маяковским. К 20 м годам он уже имеет собственную по¬этическую позицию. После 1917 г. Пастернак публикует свои знаменитые поэмы «905 год» и «Лейтенант Шмидт», доброжелательно воспринятые общественностью. В 1922 г. в печать выходит его книга — «Сестра моя жизнь»,  в 1923 г. публикуется поэма «Высокая болезнь», посвященная образу Лени¬на, а в 1928 г. выходят сборники стихов. Пастернак становится известным советским литератором. Большое влияние на формирование его таланта оказывал литературный модернизм.
 
В 1936 г. выходят в печать два восторженных стихотворения Пастернака, посвященные Сталину. С 1933 по 1935 гг. ежегодно переиздается большой однотомник стихов Пастернака, но уже в 1936 г. отношение властей к нему меняется. Его начина¬ют попрекать в уклонении от «линии партии и правительства». В зрелый период своего творчества Борис Пастернак избавляется от многих навязываемых ему стандартов.
 
В 40 е годы он усиленно занимается прозой, мастерски переводит трагедии Шекспира, «Фауста» Гете, стихи грузинских поэтов. Во время Великой Отечественной войны пишет патриотические стихи, вошедшие в цикл —  «Стихи о войне». А в 50-е годы выходит цикл Пастернака под названием «Стихи из романа», затем, еще один — «Когда разгуляется».
 
«Доктор Живаго» — результат многолетних попыток Пастернака написать прозаическое произведение о судьбах своего поколения (события романа разворачиваются в период с начала XX века до кануна Второй мировой войны). Автор затрагивает непростые грани нашего бытия, вопросы жизни и смерти, до¬бра и зла, веры и безверия. Большинство соотечественников не смогли (или не захотели) понять глубокой философской сути произведения, трактуя его в сугубо политическом ключе. Поэт и писатель Эммануил Казакевич, например, заявил, что «судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать».
 
Власть не могла простить Пастернаку это якобы антисоветское произведение, и сразу же после признания писателя нобелевским лауреатом начинается травля. Но как можно было ругать то, что в Советском Союзе про-читать было невозможно? Ярким примером абсурдности происходящего стала фраза одного из членов Союза писателей СССР: «Не читал, но осуждаю!».
 
Совсем по-другому роман был воспринят мировой общественностью. Перед Хрущевым за Пастернака безуспешно пытались заступаться Джавархарлал Неру, Альбер Камю и другие выдающиеся деятели эпохи. Однако лишь публичный отказ самого Пастернака от Нобелевской премии хоть в какой-то мере смягчил отношение к нему в собственной стране.
 
Волнения сильно подорвали здоровье писателя. В 1959 году у него был обнаружен рак легких. Болезнь быстро прогрессировала, и 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался в своем доме в Подмосковье.
 
После смерти Пастернака травля по¬степенно сменилась его реабилитацией. В 1987 г. было отменено решение об исключении его из Союза писателей. В 1988 г. у нас в стране вышел роман «Доктор Жива¬го», а в 1989 г. сыну Бориса Пастернака были вручены диплом и медаль нобелевского лауреата, присужденные отцу в 1958 г.
В конце XX — начале XXI столетий в России были изданы сборники произведений Бориса Па¬стернака, а также мемуары и различные материалы, посвященные его биографии. Широкий круг читателей получил возможность познакомиться с литературным наследием гениального поэта и писателя и его непростой судьбой.

Примечание:
Статья опубликована под названием "Жизнь прожить - не поле перейти" в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК -
22 (190) 16–30 ноябрь 2013 г. стр. 13

Полосу подготовил Александр Зинковский
На снимках: портреты Бориса Пастернака (слева) и Владимира Обручева (справа) кисти Аиды Лисенковой-Ханемайер: бумага, сангина черная — 45х30 см.

По просьбе редакции, к 150-летнему юбилею со Дня рождения академика Владимира Обручева, а также к 55-летнему юбилею Нобелевской премии поэта и писателя Бориса Пастернака известный московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер написала их портреты, которые публикуются в этом номере газеты вместе с посвященными данным событиям статьями.
Аида разрешает публикацию этих портретов в моем разделе на сайте ПРОЗА.РУ