Обман с веником

Борис Артамонов
Обман с веником.

         В младших классах советских школ был такой учебник "Родная речь". Фактически это было начало уроков литературы. Наверное всем тогда запомнилась притча о том, как братья ссорились, а отец принес им веник и попросил сломать. У них ничего не получалось, и тогда отец разобрал веник на отдельные прутья, после чего, ломая по одному прутику, сломать весь веник не составило большого труда. Мораль: держаться надо вместе, а поодиночке вы бессильны. Это одна из основных мыслей, которую внушала на каждом шагу преступная советская власть. И в этой мысли содержится грандиозный обман, воздвигнутый на малой доле правды.
          Насчет веника, конечно, нельзя не согласиться. Добиваясь чего-то в цивилизованных странах, где есть гражданское общество, может быть некоторые дела провернуть сообща легче, хотя бы психологически. Но при этом можно привести массу примеров, когда эффект от объединения будет совершенно противоположный и ведет к провалу. Многие из тех, кто этого не понял, в свое время поплатились жизнями.
           Нужны ли комментарии к примеру, если вдруг в эпоху Сталина кто-либо решил сплотиться, чтобы стать сильнее и выступить против власти, и при этом стал бы подыскивать себе соратников? Ну ладно, предположим стал бы он это делать крайне осторожно, изучив психологию, обладая прекрасными навыками общения, умея узнавать о человеке, о всех его желаниях и стремлениях раньше, чем тот что-либо заподозрит. Но какой бы умелый и талантливый он ни был, все эти потуги продолжались бы до первого стукача.
          Вы спросите: "А если бы он стал это делать при более "вегетарианском" режиме, при Хрущеве или Брежневе?" Было бы примерно то же самое, с той лишь разницей, что при Сталине его расстреляли бы или сгноили в лагерях, а при Брежневе отправили бы в сумасшедший дом. При сопротивлении "сообща" теряется такое важное преимущество, в отличие от одиночки, как конфиденциальность. Люди всегда могут предать, а сам себя не предашь никогда, разве только наделаешь глупостей.
          Теперь о слаженности и организованности. Один человек - это единый организм, но даже двое уже не могут действовать совсем, как единый организм. Одна и та же погода может одного из них стимулировать, другого - угнетать. Могут быть совершенно разные настроения в группе, благодаря не только погоде, но и бесчисленному множеству других факторов. А в случаях, когда нужно действовать молниеносно, на необходимость определенных действий все реагируют по-разному, и может произойти разброд, разнобой, но даже если никто не ошибется, драгоценного времени будет потрачено значительно больше, а это не всегда допустимо. Вот почему во всех армиях мира команды строгие, исполнение их обязательно и не обдумывается, и не обсуждается, а неисполнение может вести к суровой каре вплоть до длительных тюремных сроков или даже расстрела. Но в демократических странах армия подчиняется закону. В подпольной же группе такая необходимость с большой вероятностью может послужить, как повод для беспредела, где будут перечеркнуты все цели, ради которых затевалась эта борьба. Получится согласно поговорке: "За что боролись, на то и напоролись". В отличие от одиночки, при наличии множества исполнителей чего бы то ни было проигрывает процесс организации.
          И наконец, иногда можно услышать от людей, которым почему-либо нужно идти в ночное время по не очень спокойному району города, опасения нарваться на большую группу шпаны. Эти страхи в большинстве случаев не обоснованы, потому что подобную группу видно и слышно за километр, и достаточно незначительно удлинить свой путь, чтобы с гарантией избежать опасности. По крайней мере в России такая тактика срабатывает. Этим примером я хотел только показать, что большую группу, и, даже если она будет себя вести осторожно, одиночке всегда легче проскочить "серой мышкой", быстро и незаметно.
         На этом можно было бы и закончить, но было бы упущением умолчать еще об одном ярком примере. В 1961 году в СССР на экраны вышел детский фильм "Друг мой, Колька". Там ученики старших классов, видя не совсем справедливый мир вокруг себя, решают создать тайное общество, и их собрания выглядят невинной игрой. Часть педагогов пытается доставить им за это неприятности, но все хорошо кончается, и справедливость торжествует. Большинство советских фильмов создавались под контролем КГБ, полны обмана и искаженной реальности, и преследовали отнюдь не коммерческо-развлекательные цели. Для чего же им понадобился такой сюжет? Разумеется, чтобы романтизировать тайные общества. Чтобы носители "идеологически чуждого" менталитета не молчали, а заявляли о себе. Чтобы подобные дети увлекались созданием "тайного общества", и их можно было бы взять на заметку. А когда подрастут, если "не успокоятся", можно и репрессировать. Этот фильм тоже своего рода призыв "объединяться", чтобы власть могла видеть опасность для себя.
          На самом деле, как это на первый взгляд ни покажется странным, вопреки поговорке, один - самый сильный воин, и будет очень легко запомнить наизусть три фактора, которые делают его сильным: 1. Конфиденциальность. 2. Оперативность. 3. Невидимость.

          Назад: "Хитрые методы". http://www.proza.ru/2016/01/20/1246

               Продолжение темы: http://www.proza.ru/2016/11/02/314               
http://www.proza.ru/2016/08/15/203