Иорданит

Евгений Боуден
         Нашему гостю из Украины, Николаю, мы решили показать святые христианские места. Начали мы с Иорданит. Жена объяснила, что это то самое место, где крестился сам (САМ!!!) Михаил Горбачев. Я от всей души расхохотался. Ну сказала бы, что в Иордане Иоанн Креститель крестил самого Иисуса Христа - другое дело, а то, подумаешь, цабэ великое - Михаил Горбачев!

         Путь лежал к древнему Галилейскому морю. Это море имеет еще несколько названий. Во-первых, в честь римского имрератора Тиберия оно было названо Тибериадским, а на его берегу в самой лучшей и красивой его части Иродом Антипой был построен город Тверия (Тиберия).
         В котловине, между Галилейских гор находился древний еврейский город Генисарет (в эллинизированной форме Кинерет). Так что еще одно название - Генисаретское озеро, фигурировавшее в Новом завете, а впоследствии озеро Кинерет. Кроме того, формой озеро напоминало арфу, которая на иврите звучит как "кинор".

         Николай удивился:
 - Так море это или озеро?
И мы сказали ему, что и так и так - правильно. Оно огромное - а потому израильтяне называют его море. Рядом с ним протекает река Иордан, впадая далее в Мертвое море. Так что это - озеро. Это один из самых низких участков суши на Земле — на 213 метров ниже уровня моря.

        Когда-то, согласно Евангелию от Матфея, Святой Петр поймал здесь на удочку, в которой вместо блесны была золотая монета, галилейскую рыбу тиляпию. Коля - страстный рыбак, потому заинтересовался рассказами о рыбе Кинерета и мы поведали ему, что с тех пор тиляпию называют "рыбой святого Петра" и предлагают в израильских ресторанах именно под таким названием.

        Немного отвлекусь от повествования и расскажу, как через пару недель наш зять взял с собой Николая на Кинерет, порыбачить. Его жена как раз в тот день разговаривала по Skype с дочерью из Донецка. На вопрос дочери о том, где папа, сказала:
 - Папка рыбачить поехал. На Канары.
Повисло долгое молчание, а потом был взрыв громового хохота.

        За разговорами мы проехали равнинную часть Израиля, а затем поднялись в древние Галилейские горы. Горы невысокие, но все же высота ощущалась по давлению в ушах. Затем по извилистому серпантину спустились в котловину к Кинерету и свернули вдоль туристских пляжей, кемпингов, ресторанчиков направо, в сторону Иорданита, который и был нашей конечной целью. Само собой, что я проскочил нужный поворот и проехал пару лишних десятков километров. Пришлось вернуться. С трудом нашел небольшой указатель "Иорданит". Мы свернули, еще километр, или даже меньше, и мы на месте.

        Просторная, благоустроенная стоянка. Везде цветы, но самое большое впечатление от цветущих желтым пламенем экзотических деревьев.
        Вдоль стоянки аллея высоченных пальм, стоящих как солдаты, встречающие с самолета кого-нибудь вроде президента или короля. Слева, в конце аллеи, вход в виде арки, на которой расположено что-то вроде циферблата с "розой ветров".
        Но нас поразила стена. В нишах этой стены были расположены на самых разных языках мира выдержки из Евангелия. Где же на русском языке? - Ага, вот оно:
         И было в те дни, пришел
         Иисус из Назарета
         Галилейского и крестился от
         Иоанна в Иордане. И когда
         выходил из воды, тотчас
         увидел Иоанн
         разверзающиеся небеса и
         Духа, как голубя, сходящего
         на него. И глас был с небес:
         Ты Сын Мой возлюбленный,
         В Котором Мое благоволение
                Марк 1, 9 - 11

         Мы вернулись ко входу. Я, верящий в Б-га, но не исповедующий ни одной из религий, вхожу сюда не в первый раз, и каждый раз удивляюсь, что вход в святое для христиан место лежит через магазин, торгующий предметами религии. Причем, что удивительно, и христианской и иудейской и даже мусульманской совместно. Нажива, так сказать, в чистом виде. А ведь Иисус, помнится, однажды пришел в гнев и повыгонял торговцев из храма.

         Быстренько пройдя через торговую точку, выходим к Иордану. Сегодня будний день, а может час еще ранний, и потому здесь нет посетителей. Красота и тишина. Над зелеными водами Иордана склонились зеленые ивы, мощные стволы бесстыдниц(2) разрежают густую зелень, феерические огромные разрезные листья пальм украшают все это великолепие. Оба берега довольно высоки. Один берег, на котором расположено благоустроенное место для паломников со всего мира, а на противоположном берегу расположены палатки туристов. Оба берега представляют собой крутые склоны, высотой несколько метров. На стороне паломнического комплекса по ним проложен лабиринт лестниц с перилами, а противоположный - природа в чистом виде. Все вместе - настоящий зеленый рай.

          Мой Фот Евгеньич(1) немедленно начинает работать, и его, хоть и достаточно тихие, щелчки гулко разносятся над водой.
   - Смотрите, смотрите! Кто это? - из-под берега выплывает нутрия, за ней вторая, и вот они уже
         "По широкой глади речки
          По равнине Иордана..."
    плывут и от них, как от двух крейсеров,  на глади реки расходится две дорожки волн.

         По лестницам мы спускаемся к самой воде. Ступеньки продолжают спускаться в воду. Мы разуваемся и становимся на верхние ступенек в ледяную, несмотря на жару, воду. Это даже приятно. Неожиданно возле ног, подсвеченных солнечными бликами, чувствую какое-то мощное шевеление и от неожиданности, чуть не падаю со ступенек. Это к нам пожаловали "местные пацаны" - огромные, не менее полметра, а некоторые и целый метр и больше - сомы. Они налазят друг на друга, широко раскрывают огромные красные рты, шевелят "усами". Это они приплыли побираться. Люди постоянно бросают им разнообразную пищу, вот и приучили их. Они подплывают вплотную к ногам и затевают бучу, разгоняя кучу мелких разноцветных рыбешек.

         Видимо прибыли несколько автобусов с паломниками. На берегу появляется огромное количество народа. Мелькают филиппинские, китайские, а может и японские христиане-паломники. Слышится английская, французская, и, кажется китайская речь. Еще одна толпа - явно русские. Все увешаны дорогими видеокамерами, фотоаппаратами... Фотографируются, смеются... Затем направляются в раздевалки - переодеться в длинные белые рубахи, которые и составляют основной бизнес-товар этого места. У каждой группы свой проповедник. И вот уже переодевшиеся молодые и старые, женщины и мужчины рассаживаются в амфитеатре под открытым небом слушать своих проповедников. после непродолжительного вступления и благословения они спускаются в Иордан, над ними читают молитвы и окунают с головой в воду. Слышатся веселые взвизгивания, так как горная вода в Иордане все же холодноватая.
         Изнутри, вдоль стены, которая отгораживает это место от внешнего мира, начинают бродить группки паломников. По тому у надписи на каком языке они останавливаются, легко догадаться из какой страны они прибыли. Мы с женой идем искать нашу - украинскую. Не находим и огорчаемся. Но вернувшись к самому входу вдруг обнаруживаем, что она самая первая.

         Однако, на солнце не выдержишь и пяти минут, и мы, купив мороженое, сбегаем в тень за столик. В принципе, мест хватает, потому что группы торопятся, переодеваются и бегут к своим автобусам. Но мы местные, у нас своя машина и торопиться нам некуда. Потому я с Фотом Евгеньичем иду бродить и снимать всякие экзотические цветы, и пытаюсь издали, чтобы не смущать паломников, телеобъективом снять сам обряд крещения.

         Коля решается искупаться. Мы снова спускаемся к воде, раздеваемся и "ух" - ныряем в холодную воду. Впрочем, уже через несколько минут холод перестает ощущаться и мы с удовольствием плещемся в Святой Реке.

         Наконец, подкрепившись чем Бог послал из наших "переметных сум", решаем возвращаться к машине. Однако возвращаться снова приходится через торговый зал и наши женщины не могут удержаться от шопинга. Тем более, что тут и довольно дорогие украшения можно купить и красивую религиозную атрибутику. Я обреченно брожу с ними по залу, и иногда жалобным голосом пытаюсь объяснить, что "вон к тем прилавкам идти не стоит, я там уже был - ничего интересного". Но женщины неумолимы, и мы с Николаем понимаем, что пока они не рассмотрят каждую вещь и не перетрогают хотя бы каждую десятую, их отсюда не выманишь. В зале во всю мощь работают кондиционеры, и, поскольку я в мокрой одежде, начинаю чувствовать что уже начинаю покашливать, и если не выберусь немедленно на солнышко - мне хана.
         Улучив момент, когда дамы увлеклись примериванием очередной безделушки, удираю из зала. Николай выскальзывает следом за мной.

         Мы идем по пальмовой аллее, разглядывая мозаичные надписи на стенах. Я начинаю чувствовать себя полиглотом. Поскольку прочитал уже на русском, украинском, словенском, чешском, английском... Читать легко, так как уже заранее знаешь содержание, ведь везде написан тот же текст из евангелия от Марка, что и приведенный выше.
         В самом конце стена оканчивается длинным выступом, в котором плещется вода, а из стены выступают каменные желоба из которых льется вода. В этом рукотворном бассейне плещутся воробьи и майны (3). Со стороны Иордана появляются белые цапли. Они бродят по клумбам на автостоянке.
         В бассейне цветут белоснежные и розовые водяные лилии и желтые кувшинки. Их круглые сочные зеленые листья закрывают почти всю поверхность воды. Фот Евгеньич с удовольствием делает еще несколько снимков цветов и птиц.
         Но вот и наши дамы.

         Мы попрощались с воробышком, прилетевшим напиться, бросили последний взгляд на красоту вокруг и запрыгнули в нашу раскаленную машину. Я врубил на полную мощность кондиционер и мы поехали дальше вокруг Кинерета, по местам где ходил Иисус Христос и его двенадцать апостолов.

         А вы, мои дороге читатели, можете посмотреть репортаж Фота Евгеньича вот по этому адресу http://evgenybe.livejournal.com/193843.html
А видео вот здесь https://youtu.be/ADCW9K9jGXY

-------------------------------------------------

1. Фот Евгеньич - фотоаппарат Никон 3100, мой неразлучный друг и соратник, сопровождающий меня во всех путешествиях, вылазках и прогулках, участвующий во всех праздниках нашей семьи.
2. Бесстыдница - сорт эвкалипта, у которого отслаивается кора оставляя под собой "голый ствол".
3. Майна - скворцы с коричневым оперением, черной головкой и яркими желтыми каплевидными пятнами вокруг глаз. Очень красиво поют. Снизу на их крыльях имеются белые полосы, которые видны издалека, когда майны в полете.

Продолжение путешествий по христианским местам:
"Церковь Марии Магдалины" - http://www.proza.ru/2018/02/17/1270
"Назарет" - http://www.proza.ru/2017/12/21/1639
"Знамение" - http://www.proza.ru/2016/03/29/1841

5 июля, 2012