Назарет

Евгений Боуден
    Это мой подарок к Рождеству Марине Попеновой и всем моим друзьям-христианам!

    В 2011 году,  на Рождество, мы поехали в Нацерет (Нацрат, Назарет) - город в Галилее на севере Израиля. Третий по значимости город для христиан после Иерусалима и Вифлеема. Но если расположить эти города хронологически, то тогда это первый из этих трех городов:

Нацерет (Назарет) - город, где Деве Марие было возвещено о будущем рождении Христа. Здесь же прошли детство и юность Иисуса (Ешуа)

Вифлеем (Бейт Лэхем) - город, где родился Иисус.

Иерусалим - город, где Иисус окончил дни своего земного бытия.

    Предполагают, что название Нацерет произошло от ивритского нэцер, что значит "молодая ветвь", или "потомок, отпрыск".
Пророк Исайя возвестил: "И произойдет отрасль от корня Иесеева (Иесей - Иисус?), и ветвь произрастет от корня его".
По имени этого города Иисуса называли "назаретянин", или а-ноцри.

    Но вернемся к нашему путешествию. К сожалению, тогда я не сообразил купить какую-либо литературу по этому городу и его христианским местам. Экскурсовода у нас не было, поэтому аж до 2014 года множество интересных фотографий из той поездки остались не разобранные, без пояснений, и я все не решался включить их в свой пост в Живом Журнале (LiveJournal).

    Город встретил нас украшенными веночками, звездами и наряженными елками. Было довольно тепло, даже жарко, и сочетание цветущих деревьев, кустов и цветов с новогодним убранством выглядело экзотично и интригующе. Тем более, что все огромные ели были не срубленные, как мы привыкли в Союзе, а живыми, растущими. На фоне ёлочной вершины, украшенной огромной серебряной звездой, виднелась крыша базилики Благовещения, чем-то похожая на одеяние какого-то французского короля с гофрированным воротником. Её венчал ажурный католический крест.
Но до собора, как видимо, было ещё идти и идти, поднимаясь по довольно крутому для моих больных ног, подъёму.

    Но делать нечего и мы потихоньку начали подниматься. За ближайшим поворотом дороги перед нами открылась довольно высокая, кирпичного цвета, но с белыми углами, башня, с ветряными крыльями как у мельницы, увенчанная распростершим над городом крыльями орлом.

    Город из белого, слегка желтоватого камня, ступенями поднимался по горе к небу, а на его фоне там и сям виднелись колокольни, церковные купола и кресты.

    Ну вот и колокольня православной церкви Благовещенья арх. Гавриила.
По преданию, именно сюда, к источнику приходила юная Мария, и здесь архангел Гавриил возвестил ей благую весть о том, что она родит Иисуса Христа. Это событие описано в Новом Завете единственным евангелистом - апостолом Лукой:
    "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца."

    Зима, что называется, в разгаре - розы цветут, а сквозь них проглядывает колокольня. Мы входим во двор православной церкви архангела Гавриила. Светлый камень, из которого выложены не только стены, но и площадь двора, создает впечатление душевной и духовной возвышенности. Во дворе стоит колодец, выложенный из такого же камня. Над ним вздымаются две дуги увенчанные в месте их соединения золотым крестом, а под ним висит золотой же блок. Можно представить себе, как молоденькая девушка, почти девочка, по имени Мария, склоняется над колодцем и вытаскивает из него ведро с водой.


    Мы продолжаеи свой путь к храму Благовещения. Мое внимание привлекает одна из стен. На ней старинной лепки изображение таких же дуг, как над колодцем, но в виде витых столбиков. Под арками вверху круги, а в них шестиконечные звезды. Вся поверхность пестрит вырезанными надписями на иврите и на греческом языке (многие буквы напоминают кириллицу и читаются так же).


    Привлекают внимание старинные двери, оббитые крепкими полосами железа, с полукруглыми арками над ними, украшенными кованными решетками. Кое-где имеются интересные лестницы, ведущие к старинным входам. Некоторые лестницы ведут в никуда, видимо входы, к которым они вели когда-то давно замуровали.

    Ну вот и вход во двор базилики Благовещения. Не путать с православной церковью Благовещенья. Ведь тут всё рядом и католические церкви и соборы, и православные.

    Во дворе на фоне стены, очень похожей на врата, по которым стекает вода (слезы?), стоит статуя очень юной, нежной девы Марии, раскрывающей в типично иудейском приветствии руки навстречу паломникам и посетителям.

    В центре ворот интересный знак - в голубом круге три скрещенные сабли и три буквы. Это императорский лабарум с христограммой. Христограмма состоит из скрещённых двух его начальных греческих букв хи и ро. По краям монограммы помещают греческие буквы (Я есмь альфа и омега)

    Согласно Евсевию перед победой над Максенцием (312 год) Константин Великий, основатель христианства, видел знамение в виде креста на небе со словами: «Под этим знаком ты победишь» (In hoc signo vinces) и использовал его как талисман в битве. На самом деле выражение было более коротким – «С ним побеждай» (Hoc vince). При этом историки сообщают, что фактически знамение и девиз звучали на греческом языке как «Сим победиши!». Поскольку дело идет о военной победе, то тогда становится понятным изображение сабель.

    По широкому периметру двора расположены мозаичные панно - подарки разных стран, изображающие Богородицу. Интересно наблюдать как каждый народ видит облик Девы Марии по-своему.

    Вот подарок моей родной Украины. Вот Боливия, Ватикан, Уругвай, Мальта, Испания, Таиланд, Словакия, Гватемала...

    Во дворе можно встретить паломников и паломниц со всех стран мира. Звука шагов не слышно, потому что шагаем мы по полированным плитам с чудесной мозаикой.
    Вон идут две монахини, явно филиппинки. Круглые немного плоские лица со слегка припухшими, приоткрытыми наподобие щелочек веками. Обе в круглых очках в оправе цвета золота, в одинаковых, похожих на мужские, пиджаках поверх сутан с белыми воротничками. А навстречу им крупного телосложения священник-негр с европейскими чертами лица. Наверняка француз. А вон целая группа белых в таких же католических одеяниях. Но по свободе движений, полной раскованности и громкоголосости вкупе с английским языком это явно американцы. Кроме того, они как ёлки увешены очень дорогой видео-фото-аппаратурой.
    И везде группы и группки организованных экскурсантов, как цыплята тянущихся за своими экскурсоводами. А вот и русскоговорящая группа... Я навостряю уши, выуживая для себя ценную информацию, льющуюся из уст симпатичной русскоговорящей еврейки. Она говорит:

    - Базилика Благовещенья, построенная с 1954 по 1969 гг. по проекту итальянского архитектора Джованни Муцио и являющаяся относительно новой, на самом деле имеет глубокую и многослойную историю.
    Первым был алтарь в Гроте Благовещенья, который был построен по повелению Елены, матери основателя христианства Константина Великого. В середине IV столетия. А в VII веке после мусульманского завоевания Палестины он был разрушен.
    Вторая церковь над Гротом Благовещения была построена после взятия Назарета крестоносцами в 1102 г. В 1909 году археологические раскопки показали, что  она так и не была достроена, и 5 романских капителей, изготовленных во Франции, так и не были водружены.
    Затем в Назарет вновь вернулось мусульманское господство, но Саладин позволил монахам францисканцам остаться и проводить здесь службы. В 1260 г., после взятия Назарета Бейбарсом I, церковь была разрушена.
    В 1620 г. друзы окончательно позволили францисканцам вернуться, и на этом месте было отстроено небольшое святилище над Гротом. В 1730 г. было разрешено строительство новой, третьей по счету церкви.  В 1877 г. эта церковь была перестроена и расширена.
    В 1954 г. церковь была разобрана и началось новое строительство современной базилики (четвертой), которое было окончено в 1969  г.

    Именно здесь состоялось второе Благовещение от архангела Гавриила (каноническое евангелие от Луки), Богородица возвращается в дом Иосифа, где услышала от Архангела Гавриила «Радуйся Благодатная».

    Раздаётся колокольный звон и я поднимаю глаза на высокую квадратную башню. На башенных часах ровно 10 утра.

    Я отвлекаюсь от часов и понимаю, что потерял "свою" русскоговорящую группу. Куда они исчезли? Наверное вошли в одно из зданий. Мысленно обругав самого себя я понимаю, что потерял не только "свою" группу, но и свою жену и своих друзей. Но ухо вдруг ловит украинскую речь и я тут же пристраиваюсь к группе из Украины. Их экскурсовод явно приехала с ними. Чистокровная украиночка с пшеничными волосами, круглым личиком и румяными щечками певуче говорит:

    - Символ ордена святого Франциска, у якого з'явилися стигмати на тих місцях, де були рани у Ісуса, на руках, ногах і на тілі. Внизу дві руки. Права від нас - це рука самого Ісуса, а ліва рука в рукаві ряси чернечого  - рука св. Франциска.
   
    Я поднимаю глаза на стену базилики и вижу вырезанный в стене барельеф. В кругу, диаметром около метра или более, прямой, без дополнительных перекладин крест, в каждой четверти пространства которого расположены ещё четыре малых равносторонних креста. Сзади креста под углом приподнята рука с открытой ладонью и с рукавом. Вот это, значит, и есть рука св. Франциска, слева поднимается такая же рука, она без рукава, и выглядит какой-то беззащитной. Это рука Иисуса.

    Оп. "Моя" группа тоже исчезла. Кажется подходящих групп вокруг нет. Ладно. Попробую сам разобраться. Снова рассматриваю стены базилики.
На стенах упомянуты евангелисты св. Матфей, св. Марк, св. Лука, св. Иоанн. У каждого из них свой символ.
    У Матфея - человек. И его Евангелие начинается с перечисления 14 поколений рода человека.
    У Марка символ - лев. Это символ Иоанна Крестителя, который жил в Иудейской пустыне близ Мертового моря, где в то время водились львы.
    У Луки символ - бык. Как сказано, когда родился Иисус, то к хлеву пришли разные животные, и бык был в их числе.
    И, наконец,  у Иоанна символ - орел. Потому что сказано, что когда родится Мессия - по небу пронесется божественная колесница запряженная 4 существами - человеком, быком, львом, уже упомянутыми у предыдущих евангелистов,  и орлом.

   Слева от базилики длинное двухэтажное здание, к нему ведут лестницы, а само здание опоясывает баллюстрада. Это крыло школы для молодежи основанной в 1944 г. На входе вывешен флаг с Крестом Святой Земли или Иерусалимским крестом, принятым францисканцами. Крест Святой Земли представляет собой греческий крест красного цвета, расположенный на белом фоне, и окружённый четырьмя меньшими крестами. Он также известен как "Иерусалимский крест" и является символом Кустодии Святой Земли. Большой крест символизирует Христа, а четыре маленьких - четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луку и Иоанна, распространивших учение на четыре стороны света. Количество крестов (четыре малых плюс один большой) символизирует пять ран Христа. Тогда, как сам крест, который есть вечный космический символ числа "четыре", напоминающий о четырёх сторонах света и бесконечности, означает космическое присутствие Божественной Силы.

    Под школой ведутся раскопки. Видны полуразрушенные древние стены. Вот он, настоящий древний Назарет.

    Слава Богу! Откуда ни возьмись появились моя жена и наши друзья.
    Обходим школу для молодежи вдоль левого крыла и спускаемся по лестнице в церковь св. Иосифа над источником Богородицы. Она возведена в 1914 г. над домом святого Иосифа, где ранее была еще одна церковь XII века.
    Церковь построена в основном на русские деньги. В дальнейшем из России приходили немалые пожертвования на ремонт и украшения церкви. Но церковь, тем не менее, относится к греческой патриархии (греки так же вкладывали деньги, хоть и не такие значительные). И хотя историки и археологи спорят где конкретно стоял дом Иосифа и его жены Марии, но эти споры расходятся лишь на 250-300 метров. А значит, я точно хожу по той земле, которой касались босые ножки божественной Марии.

    Церковь св. Иосифа полна замечательных икон. Я останавливаюсь перед каждой. Более всего задерживаюсь перед иконой "Архангел Гавриил возвещает благую весть Деве Марии." На иконе в тёмных красноватых тонах крылатый архангел Гавриил с воздетой левой рукой. Перед ним, почтительно склонив голову и молитвенно сложив руки Дева Мария. Сквозь складки её одеяния, типа хитона темно-синего с золотом цвета, на уровне живота светится фигурка стоящего мальчика - Иисуса.

    А вот и главная святыня церкви, источник. К нему ведёт древняя каменная лестница, спустившись по которой попадаешь в небольшое помещение, облицованное турецким мрамором. В полу имеется небольшое круглое отверстие, обложенное серебром и закрываемое серебряной же крышкой, с рельефным изображением Благовещения. Это отверстие составляет устье того колодца, у которого по преданию и произошло первое приветствие Архангела Деве Марии.
    Над колодцем, на четырёх колонках, устроен каменный престол, а над ним, в нише, чудотворная икона русской работы. Она подсвечивается проникающим откуда-то сверху естественным светом. Всё погружено в полумрак и тишину, нарушаемую лишь журчанием вод источника, над которым подолгу замирают завороженные паломники и туристы.
Можно напиться святой воды, и набрать ее с собой.

    Что интересно, дети, которых с экскурсантами довольно много и которые, бегали, резвились и шумели во дворе, спускаясь сюда вдруг делаются необычайно послушными и тихими. И это без всякого понукания со стороны родителей.

    Но вот мы снова поднимается во двор и останавливаемся под нишей в стене церкви святого Иосифа. В нише очень красивая скульптура Святого Семейства. Она из белого мрамора, очень чистого оттенка.

    В скверике рядом с церковью св. Иосифа я неожиданно натыкаюсь на скульптуры  Девы Марии и Архангела Гавриила, выполненные в стиле модерн (см. фото в начале этого рассказа). В отличие от статической скульптуры выполненной в каноническом стиле эта полна жизни. И Дева Мария здесь не женщина, а шокированная неожиданным известием девочка. Её руки обхватили тело, одна прижалась к груди на уровне сердца. Руки подтверждают шок невинной девочки, которой сказали, что вскоре она родит. А ведь это был действительно шок!

    Архангел Гавриил, сойдя в дом Марии, приветствовал Её словами: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Мария смутилась от его слов, и Гавриил продолжал: " не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его". Испуганная Мария только спросила: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим… "
    И Мария, эта 14-летняя девочка, совершила великий подвиг самоотречения и веры, без раздумий принесла в жертву всё - свою честь, жизнь, самую себя, ничего не требуя взамен, не прося и не ожидая никакой награды, ибо служение Богу само по себе награда. Она просто произнесла: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему"...
    Любой из нас знает, что если страдает сын - мать страдает вдвойне. А мать, хоронящая своего сына, при жизни испытывает адские муки. Вот какие мысли крутятся у меня в голове.

    Теперь обхожу Базилику с правого крыла. В самом конце двора обнаруживаю скульптуру. Оказывается Папа Римский Павел VI бывал здесь.

    Возвращаюсь к центральному входу в базилику. Прежде чем войти останавливаюсь перед дверями. Есть чем полюбоваться. Двери в Базилику украшены изображениями из Старого и Нового Заветов:
   
    Первородный грех Адама и Евы. В руке Евы - яблоко с Древа Познания добра и зла.  Авраам приносит в жертву своего сына Ицхака. Ангел удерживает его руку, а слева в кустах запутался барашек, который будет принесен в жертву вместо Ицхака. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что вся фигура Ангела изображает руку Всевышнего, которая находится над всем.

    Дева Мария рожает Иисуса.

    Святое семейство бежит в Египет от царя Ирода.

    Иосиф обучает сына своего Иисуса плотницкому делу.

    Иоанн Креститель крестит Иисуса в водах Иордана.

    Иисус читает проповедь, после которой совершает чудо. Это единственное чудо о котором упоминается всеми евангелистами. Иисус проповедовал в пустынном месте и ученики попросили его отпустить людей чтобы те могли пойти и купить себе пищи. Христос ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть». В ответ сомнение учеников как можно накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос взял пищу в руки и, посмотрев на небо, благословил её, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. По утверждению евангелиста: «ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».

    Конец земного бытия Сына Божьего, его Воскресение и Вознесение.

    Ну, с Богом! Вхожу.
    Под базиликой находится пещера в которую есть два входа. Если войти с запада то мы увидим келью с двумя дверцами, в которой жила Богородица с Христом и мужем Иосифом. Здесь был вскормлен Иисус. Здесь же находится его низкая кроватка устроенная на земле.

    В этой же пещере находится гроб Иосифа, мужа Марии. Иисус сам своими руками похоронил его здесь. Около дверей кельи есть место, где сидела обычно Богородица и пряла кокнит, т.е. багряницу.

    На первом уровне (этаже) находится место, где читаются мессы. Сейчас там круглая впадина, похожая на оркестровую яму. Посредине негритянский проповедник читает проповедь, а по кругу расположены деревянные кресла в которых сидят священники, монахи и монахини в черных рясах, а трое, сидящие на центральных местах, в белых облачениях. Несколько человек в гражданской одежде.


    На втором уровне (этаже) который в виде галереи окружает место, где сейчас на первом уровне читают мессу, прихожане имеют возможность наблюдать за мессой и помолиться, опустившись коленями на специальные низенькие лавочки.

    Полные впечатлений, покидаем святое место и выходим в город. Идём по улице, вертя головами во все стороны. Перед нами возникает здание имеющее название "Синагога Иисуса". Здесь когда-то проповедовал Христос. Ведь в Израиле тогда ни церквей, ни, тем более, мечетей, вообще не было.

    Вокруг много интересного, но в голове вновь и вновь рисуются картины с участием будто живой девочки Марии, старца Иосифа, мальчика Иисуса. О тяжкиз испытаниях, впавших на их долю.

    Снаряд, выставленный на чьём-то заборе, напоминает о современных войнах Израиля, возвращает меня в сегодняшний день.

    Последний взгляд на древний город сквозь ворота у городского рынка. У ворот нас провожает самая обычная телега. Нет, не самая обычная. Потому что она заполнена землей и в ней растут розы, и анютины глазки, и что-то вьющееся... Летняя зима, или зимнее лето.

    Прощай, чудесный город! Мы к тебе еще обязательно вернемся.

    А у кого есть охота - посмотрите фотографии по адресу:
    http://evgenybe.livejournal.com/255839.html

    Продолжение путешествий по христианским местам:
    "Церковь Марии Магдалины" - http://www.proza.ru/2018/02/17/1270
    "Знамение" - http://www.proza.ru/2016/03/29/1841
    "Иорданит" - http://www.proza.ru/2016/03/26/1066