Почему я не стал Генералом! - 4 глава - 3

Долгирев Сергей Николаевич
 
     Глава – 3

     И так я в Омске.
   Нашел я,  где живет представитель Севморпути Берингов. Оказывается он житель Омска, имеет в нем, то есть в Ленинске свой дом.
  Раньше был капитаном на судах Иртыша,  но потом уехал в Главсевморпуть и работал там уже лет 6 - 8,  сейчас он в очередном отпуске, но и взял попутно на себя вопрос вербовки в Колымо - Индигирское пароходство.
    Когда я к нему пришел,  дома его не было,   где  - то был в  командировке, но своим домашним сказал, что  прибудет дней через 12 - 15.
   Мне ничего не оставалось,  как ждать его приезда. Не помню уже,  на какие шиши я существовал эти дни,  его ожидая.
 
  Наверное,  как всегда меня выручила моя мама,  при выезде из Москвы,  да еще наверняка дала на билет Москва – Омск.
   В ожидании Берингова,  я решил все же съездить в город Татарск,  где проживала Н.К  с родителями и предложить ей ехать со мной на Колыму.
   Приехал туда,  встретила она,  да и ее родители меня весьма прохладно. А, когда я сказал о том, что завербовался на Колыму,  то она наотрез отказалась ехать со мной, говоря:
   -  Ну и езжай!  Между нами все теперь кончено, я никуда с тобой не поеду!
    После этих слов, я уехал обратно в Омск. Но мне теперь не было грустно,  и я уже давно не страдал по ее любви,  а также и ее близости, просто по привычке, что – то казалось, можно было исправить, но не получилось.
 
  Я снова в Омске,  пришел на квартиру к Берингову и на этот раз он оказался дома. 
  Предъявил ему письмо из Москвы,  он прочитал,  сказал добро и начал оформлять мои документы на получение пропуска на Дальний Восток.
    Получение его тянулось целый месяц. Одновременно со мной оформлялись и еще человек 12 - 14 людей.
  Тут я познакомился с Марченко,  имя его я уже не помню,  но он был меня моложе года на два и оформлялся масленщиком,  на пароход и еще с одним, тот проходил  как третий помощник механика.
   В те далекие года,  без пропуска можно было доехать только до Иркутска, а там дальше без пропуска уже не попадешь.
  Сейчас этот путь продлен до Хабаровска,  а дальше тоже нужен пропуск, правда,   для его получения не нужно ждать месяц,  а только 7 - 10 дней.
   Наступил день,  когда пропуски наши были получены. За это время я хорошо познакомился с Беринговым и он меня назначил старшим, как бы нашей команды, из 13 человек.
  Выдал всем деньги на проезд с расчетом приобретения билетов и суточных.
   Одним словом каждому по 2 - 3 тысячи рублей, а мне дал как старшему еще 3 тысячи рублей,  чтобы я если,  кто пропьется,  по дороге,  то дал бы ему на билет, конечно под личную расписку.
  Передал со мной он и пакет с документами на всю команду,  чтобы его я сдал в отделе кадров Пароходства,  когда приедем туда.
  Пароходство, как он мне сказал находиться в поселке Новая Зырянка  на Колыме в районе города Верхне - Колымска.
  Все сборы окончены, билеты взяты и я с вышесказанными парнями,  выезжаю во Владивосток.

Но все же я еще раз решил заехать в Татарск, сказать, что я уезжаю, я не шучу в этом вопросе.
  Все трое мы сделали остановку в Татарске. Поезд пришел туда, что - то в 5-6 утра. Я, конечно, пошел со своими спутниками, туда, где жила Н. К.
  Несколько раз постучав в дверь, мне, наконец, открыл дверь ее папа, Иван Петрович впустил меня в дом, конечно, еще все спали.
  Я  подошел к кровати где спала Н.К. и стал ей говорить, что ну вот ты не верила,  что я уезжаю,  так вот я действительно туда еду.
  Ну, езжай, мне какое дело, между нами все кончено - был ее ответ.
  Ну, раз ты так решила, значит теперь все, прощай и я ушел на улицу, где меня поджидали мои двое попутчиков.
  Время было еще ранее.  Мы знали, что следующий поезд пойдет, где то в 7-8 часов вечера,  поэтому  пошли устраиваться в дом Колхозника, что - то наподобие гостиницы.
 
  Отвели нам три койки в одной комнате, и мы завалились там  спать.
   Выспались, пошли где – то в столовой поели и на вокзал компостировать билеты,  время было где – то часов 5 - 6 вечера.
  Стоим около кассы, ждем ее открытия, скоро должен подойти поезд Москва - Владивосток, то  - есть то, что нам и нужно и вдруг ко мне подходит И. П и говорит:
   -  Вы долго, над нами издеваться будете?
  -  Какое издевательство? В чем дело?- спросил я.
  - Ты вот побыл утром и ушел,  а она нам покою не дает.
  -  А я  тут причем? Ведь, она прямо сказала, что все кончено, уходи, вот я и ушел.
  - Ушел, ушел, да вот она сама идет.
Смотрю, да идет Н.К, подошла и говорит:
 - Ты долго надо мной будешь издеваться?
  - Какое издевательство,  что ты говоришь, ты ведь сама утром мне заявила, чтобы я убирался от тебя? Так, что еще надо было?
  Умолять тебя? Стоять перед тобой на коленях? Так что ли?
 -  Идем сейчас же к нам домой, понял?
  -  Я не могу, я не один со мной мои попутчики и мы сейчас должны ехать, скоро поезд. 
  -  Ладно, забирай их и пошли - сказал И.П. поедите завтра.
   Вот мы все идем, опять к их дому, по дороге зашли в магазин и купили две бутылки красного вина.
  Пришли к ним, а говорить то, собственно говоря, и не о чем….
  Она, конечно, пыталась все свалить на меня, якобы думала, что я ее разыгрываю с поездкой на Колыму.
  Было видно, что мои слова она не принимала в серьез. Да и поздно что –  либо было сделать,  так как все было уже оформлено и билеты на руках у нас.
   На следующий день,  днем мы закомпостировали свои билеты на поезд Москва – Хабаровск и вот едим, едим, в далекое, неизвестное…
 
 Никаких происшествий и интересных знакомств на этот раз в поезде не было, во всяком случае, мне ничего такого не запомнилось до самого Иркутска.
  А, вот после него, где - то через 20 - 25 километров,  на одной из станций в поезд вошли пограничники и стали проверять документы и пропуска на въезд в зону Дальнего Востока.
  Прошли эту проверку и мы,  да у нас и было все в порядке.
  Но, вот железная дорога подошла к самому Байкалу, буквально у ног насыпи железной дороги, плещется чистая, прозрачная на несколько метров вода Байкала.
  При свете солнечного дня она казалась голубой, голубой. Затем  начались тоннели,  пробитые в Прибайкальских скалах.
  Вдруг кто – то в вагоне сказал:
 - Смотрите, вот сейчас над въездом в тоннель будет выбит в скале бюст « отца родного».
  Все, мы, конечно, прилипли к окнам вагона и вот в  красноватом граните, метров 4 - 6 над отверстием в тоннель,  виден как бы выступающий из скалы, наш незабвенный «Корифей наук», «отец родной» - как его величали тогда окружающая его свора подхалимов и блюдолизов.
   Увы… простой народ, не видел в нем гения. А видел только самодержавного изверга, которому ничего не стоило уничтожить миллиончик, второй жителей России.
 
  Почти целый день мы ехали берегом Байкала и тоннели мелькали один за другим, что – то около 13 штук,  а мы все едим и едим, спокойно засыпаем под перестук вагонных колес.
  Наконец - то мы прибыли в Хабаровск, так как наш поезд дальше во Владивосток  будет только часов в  6 - 7 вечера
   И  мы решили, пройтись по городу, только прошли 3 - 4 квартала, как загудели гудки заводов,  завыла, где  - то установленная сирена, появилась милиция, какие - то санитары с носилками и стали людей загонять в подвалы зданий - бомбоубежища, а кто сопротивлялся, объявляли раненым и насильно укладывали на носилки.
   Оказывается в городе, в этот день,  проходила учеба по противоздушной обороне, и мы ели,  ели успели,  почти бегом ,  добраться до вокзала, а то бы и на поезд опоздали.
   Да, к тому же и город мне,  например не понравился,  весь в буграх, да ямах,  спусках да подъемах.
   Кое - как пробились мы сквозь заслон санитаров и добровольцев, показывая железнодорожные билеты,  что мы опаздываем к поезду.
  Но вот,   слава Богу мы в вагоне,  а вскоре и в вагоне едим, едим дальше на Восток.
 
 Наконец - то на 9 сутки мы прибыли во Владивосток,  уже и спины у нас болели от лежания и задницы тоже от сидения.
  Вышли мы все трое из вагона,  слышим по вокзальной трансляции объявляют:
 «Граждане, прибывшие по линии Дальстроя, просим пройти на привокзальную площадь,  вас ожидают уполномоченные Дальстроя».
   Это не нам, это Дальстрой,  а где же наш уполномоченный? Стоим, озираемся на перроне, ждем своего, но вот кто – то громко говорит:
- Главсевморпуть, есть кто?
 - Да!  Да, мы Главсевморпуть.
   Около нас остановился человек спрашивая:
  - А еще кто с вами есть?
 Мы сказали, что мы не знаем. Но, подошло еще несколько человек, и нас собралось 8 - 10 особей мужского пола.
  Вновь подошел наш уполномоченный и повел нас на трамвай,  потом пехом,  а потом на пригородном поезде на Вторую Речку, так назывался поселок,  где располагались транзитные бараки, для людей, вербованных Дальстроя и Главсевморпути.
  Бараки были двух типов:  семейные, куда поселялись семьями и женщины, и  холостяки мужчины.
   Были это самые настоящие бараки - сараи,  со сплошными нарами из досок, посредине барака длинный стол,  да деревянные лавки.
   В этих, скотских – бараках мы будем жить,  до посадки в очередной корабль, идущий из Владивостока в Магадан.
  В этих бараках нас будущих работников Севморпути  собралось человек 25 -30 с разных мест нашей страны, были здесь из Поволжья - Горьковские, были и Сибиряки.
 
   Все ехали не ради славы и романтики, все ехали прямо сказать за «длинным рублем»,  так как платили там больше, да и надбавки к зарплате были так,  что нечего зря, трепаться - первопроходцы, романтики, энтузиасты строек и так далее.
  Основная цель – деньги и еще раз деньги и малая доля,  посмотреть,  свет повидать, новые места.
  А вообще - то,  это люди смелые,  тащившиеся  с женами,  детьми,  на Север.
   Бог знает куда,  со словами в душе «авось, не пропаду, Бог не выдаст, свинья не съест».
   И уж никак не романтика влекла за собой тысячи людей с пеленками и горшками туда,  куда «Макар и телят не гонял».
  А, что влекло меня? Я бы сказал две стороны: первое - это конечно возможность, побольше заработать, одеться и поесть вдоволь, что хочется.
    Второе – это жажда перемен в своей жизни,  так как я не много авантюрист,  всегда мне нужно было, что - то увидать и испытать новое.
   Вот это и послужило моему выезду на Колыму.


  Вот однажды, что - то дней через пять к нам в барак - гостиницу прибыл наш уполномоченный Севморпути.
  Собрал нас всех вместе и объявил, что нужно для получения билетов на пароход.
  Всем нам сдать ему паспорта, пропуска и деньги на билет. Вот тут мне пришлось одному из нашей Омской бригады, добавить на билет и жилье,  что –  то рублей 500 - 600,   а это сейчас 50 - 60 рублей, как видно мужичок пропился, а может быть и другая была причина.
  Я, его не расспрашивал,  взял только от него расписку в получение денег,  да и все.
  Итак, нас собралось около 40 человек,  были здесь и те,  кто вторично едет на Колыму, они возвращались из полугодовалого отпуска,  как по условиям договора, а мы такой заключали с Главсевморпуть.
  Мы должны там,  куда прибудем отработать 28 месяцев это обязательно,  а потом можем уезжать совсем или перезаключать договор и ехать в отпуск на шесть месяцев,  плюс два месяца на дорогу в отпуск и обратно.
  Тут же я  познакомился с выпускником Одесского морского института, Борисом Корасенко. 
  Он тоже,  как и я  в этом 1940 году,  весной окончил институт и ехал по направлению вместе с семьей,  то есть женой Валей и сыном четырех лет тоже Борисом.
  Был он меня старше на один год,  так не заметно,  слово за словом, я с ними подружился.
  Одним словом мы нашли общий язык,  по поводу многих житейских проблем.
  В сам город,  Владивосток я не ездил,  не было к нему тогда у меня интересу.
  Ходили мы купаться в бухту на Второй  Речке,  где под каждым камнем, подымешь его, а там сидит маленький краб и сразу удирает.
  Посетил я и Японское кладбище,  оно было не далеко от наших транзитных бараков.
  Осмотрел там кладбищенские крематории, где они сжигали своих родственников и знакомых,  а потом останки костей,  пепла, хоронили.
  Этот крематорий - как большая русская печь т.е. напоминает ее,  только дрова кладут,  как бы в поддувало,  а где сама печь,  туда сжигаемого человека,  так он бедняга и вылетает виде дыма в печную трубу………

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/02/1328