Наши скрепы

Александр Чашев
 

  Привлекли внимание несколько дел Архангелогородской губернской канцелярии.

   Делу № 228 третьей описи можно присвоить название «Волки и овцы».

    По императорскому указу в Архангельск из-за границы доставлена партия из 24 породистых овец и баранов. 9 августа 1766 года животных выпустили на пригородное поле. Ответственность за их сохранение от имени губернатора устно возложена на жителей Лисестровской волости Двинского уезда сотского Матвея Тороканова и крестьян Дмитрия Починкова, Ивана Кривошапкина, Данилу Коржавина.
 
    В октябре 1766 года власти вспомнили о баранах, пересчитали и выяснили – девять животин не хватает. Волки слопали? Денег на содержание пастуха казна не выделяла, охранять за свои кровные казённую собственность лисестровцы отказались.
 
     Разумеется, виноватыми сделали крестьян. Из «Публикации» Архангелогородской губернской канцелярии от 17 октября 1766 года: «показанных соцкого Тороканова и крестьян в губернскую канцелярию сыскать, а по сыску за объявленное их оных овец от волков небрежение, учинить наказание батоги и накрепко подтвердить, чтобы они оставшихся имеющихся у них заморских овец и баранов всемерно от всякого повреждения берегли так, как от его господина Губернатора предписано – непопустительно». 

    Наказали сановные волки "баранов" и снова поручили овец стеречь.

   Из дела № 176 четвёртой описи Архангелогородской губернской канцелярии узнаём о проступке канцеляриста Телешева, который допустил ошибку в сопроводительном ордере на имя губернатора, «указав его не по-чести генерал-майорской вашим высокородием, а не превосходительством».  Ордер злополучный направлен из экспедиции секретаря Малого.

   И потому в журнале канцелярии 8 августа 1775 года появился приказ: «в силу того его превосходительства предложения за вышепоказанную ошибку секретарю Малому репремант (выговор, внушение – прим. автора) учинить, а канцеляриста Телешева сковать в железо, держать сутки под караулом в здешней канцелярии без выпуску».

     Суровое наказание для представителя офисного планктона восемнадцатого века. Или опыт достойный применения и ныне?  Ау, топ-менеджеры!

     Впрочем, младших чиновников наказывали и покрепче.

      В журнале экспедиции Архангелогородской губернской канцелярии от 2 октября 1780 года (дело № 859 опись 4) читаем: «Сего дня экспедиции секретарь Шиморин присутствию докладывал, что находящемуся в его экспедиции опредёлённому из семинаристов копеисту Алексею Лебедеву 30 сентября приказано было написать копию высочайшего указа, данного коммерц-коллегией о купеческой здешних подданных навигации, по случаю происходящей между англиею, франциею и гишпаниею морской войны, для включения в дело, отправляющееся в вологодскую казённую палату с советником Ярославцевым, но оной копеист Лебедев не только того дня, но и назавтра не написал и секретарю не представил, да и сыскать его к такой поданной к переписи копии вчерашнего дня не могли, и затем в отправлении дел в оной день последовала остановка».

    За остановку неизбежна расплата. Из приказа: «копеиста Лебедева за неприлежность к своей должности, а паче за пренебрежение приказания секретарского, в направлении его и чтоб смотря другие определённые из семинаристов приказные служители чинить того не отваживались, наказать палками соразмерно зделанному проступку и о сем записать в журнал». 

     В статье «Суд скорый, правый и равный для всех. Судебная реформа Александра II: уроки для правового развития России», опубликованной 26 сентября 2014 года, автор, он же  председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин расширил предложенную в 1833 году графом Уваровым формулу «православие – самодержавие – народность», добавив ещё один элемент: «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации».

     Можно дополнить г-на Зорькина, ибо и другие скрепы существовали долгие века, правда, о них воспевающие елейное российское прошлое восторженные ура-патриоты предпочитают не упоминать.  Название их – «батоги и палки».  Били ими не только крепостных, но и «вольных» людей. Увы, ограниченной не только монархия бывает, но и воля.

  О необходимости выработки национальной идеи говорится в последние времена. Недавно вроде, как и народилась даже она - в патриотизме предполагается  источник грядущих побед и лучезарного будущего. Патрио – отец. Ему и батоги с палками позволительны? Скрепы, однако.

***
Продолжение:  http://www.proza.ru/2016/02/12/1598