Размышления на выставке В. Серова12

Удивительно Удивительно
http://www.proza.ru/2015/12/26/1585

Портрет императора Николая II. 1900. Вариант-повторение одноименного портрета (1900, не сохранился). Холст, масло. 71,2 ; 59,2. ГТГ
я бы тоже отнесла к этюдной работе. Причиной моего решения служит небрежное исполнения художником одежды, рук. При внимательном рассмотрении картины все время на устах вертелось тяп-ляп и готово.
Такое же небрежное отношение к натуре наблюдаю и в портрете Императора Александра lll с рапортом в руках. 1900.
На этом портрете у императора правая кисть руки вообще  воспринимается обрубленной.
Относительно цветового решения могу сказать следующее: если верхняя часть портрета имеет в черном цвете еще хотя бы какие-то оттеночные цвета, то низ картины  превращен в плоскую поверхность. За счет халтурного отношения художника к работе, фигура императора прилипла к фону. Все, о чем пишу имеет прямое отношение к профессионализму художника, к его знаниям, умениям.
Зритель не посвященный воспринимает картины так, как ему вложили в сознание искусствоведы и художники.
В дополнение напишу несколько слов об эполетах и аксельбанте императора. Они лезут настолько в глаза зрителю в своем цветовом решении, что лицо императора на картине отодвигается за счет этого на второй план.
Хотя такого быть не должно. Ведь это портрет императора, а не его атрибутики. Атрибуты должны дополнять информацию о портретируемом, но не играть главную роль в портрете.
Это так - легкие замечания.
Но больше всего меня поразил портрет великого князя Михаила Николаевича. 1900, Портрет выполнен на холсте.
В этом произведении фигура не воспринимается цельно. Она раздергана на кусочки в лохмотья темными мазками по серому фону обмундирования князя. Особенно портрет разрывается красным пятном у лица князя. За счет яркого звучания красного пятна  лицо  живет отдельно от всего своей жизнью.
Небрежность изображения и в этом портрете лезет наперед.
Не стану в подробностях разбирать каждый из портретов царственных особ и людей высокого сословия.
Не стоит оно того. Общее впечатление сложилось именно таким - не хватило знаний, умений, терпения у автора, чтобы создать по истине шедевральные полотна.
Почему я так скрупулезно рассматриваю творчество Валентина Серова?
Потому что он внесен в историю искусств, как знаменитость.
Именно, у знаменитых хочется учиться и на их знаниях совершенствоваться.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/12/27/80
Фото Л.В.Саповской