Абка Глауберман

Алина Иохвидова
Вместо эпиграфа

    На днях одесситы отпраздновали двойной юбилей знаменитой на весь мир Потемкинской лестницы.

 170 лет прошло с момента закладки Потемкинской лестницы и 165 лет — со дня ее принятия в собственность города.


    Потемкинская лестница в разное время носила такие названия, как Николаевская, Бульварная, Городская. Известный писатель Марк Твен, посетивший в свое время наш город, назвал лестницу «гигантской». Но после выхода кинофильма Сергея Эйзенштейна получила название Потемкинской, так как отдельные сцены фильма снимались на ней. Одесский писатель Юрий Олеша писал: «...Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потемкин» вошла в память человечества, как Миланский собор и Эйфелева башня». Поэт Николай Асеев в очерке «Как снимался фильм «Броненосец «Потемкин» утверждал, что «одесская лестница... не забудется зрителями». Кстати, у многих по сей день остался в памяти страшный эпизод фильма, в котором коляска с малышом катится навстречу смерти. Но мало кто знает, что этот самый маленький актер был одесситом и в будущем стал профессором и специалистом в области физики твердого тела. Звали его Аба Ефимович Глауберман.
— С Абой я дружил с детства. Очень интересный, интеллигентный человек и большая умница. Во время Великой Отечественной войны он был партизаном. А после ее окончания жил какое-то время в Ленинграде, а потом заведовал кафедрой во Львовском университете. Затем вернулся в Одессу и с 1966 по 1974 год возглавлял институт физики при Одесском государственном университете. Он был очень красивым человеком — элегантный, с пышными большущими усами и яркими, черными сверкающими глазами. Именно эти глаза и показаны в фильме «Броненосец Потемкин». Очень жаль, что он рано ушел из жизни — в 57 лет, — делится воспоминаниями профессор Вадим Недоступ, замдиректора по научной работе Физико-химического института им. А. В. Богатского НАН Украины.
    Потемкинская лестница стоила городу 800 тыс. рублей и была построена в 1837 году. Она состоит из 10 площадок и 10 маршей, насчитывающих 192 ступени. Первоначально к морю вело 200 ступенек, но позже, когда появилась Приморская дорога, 8 из них были скрыты под асфальтом.
    Автор проекта архитектор Боффо удачно разработал ее пропорции (ширина вверху 12,5 метра, внизу — 21,6). В разработке технических и конструктивных проблем, связанных с сооружением лестницы, участвовали инженеры Ю. Морозов, Уоптон и другие.
    Историки утверждают, что граф Воронцов подарил Потемкинскую лестницу своей жене Елизавете.

Татьяна ОРБАТОВА

2007 г.

 

Вот еще одна маленькая загадка, отгадки которой я уже не найду (или все-таки найду? если бы знать...)

Это сочетание имени и фамилии привычно моему уху с самых детских лет. Его часто произносили мои родители, именно в таком исполнении. То ли потому, что «Аба» (что на иврите означает «отец») звучит слишком коротко, то ли это студенческие традиции такие.
Не знаю точно, были они ровесниками или нет (родители учились на математическом в те же годы) или же он был немного младше или старше их. Но судя по тому, что он воевал, они были примерно одних лет.

Я совсем его не помню. Видимо, когда он бывал у нас дома, я еще была слишком мала и плохо запоминала новые лица. А потом Аба долгие годы жил в Ленинграде,  во Львове, в Одессе бывал время от времени. А вернулся как раз тогда, когда мои родители сами решили покинуть навсегда родной город. Но имя его упоминалось, повторяю, часто, родители с ним дружили.
Очень грустно было узнать из этой заметки, что он ушел из жизни так рано, еще раньше, чем мои родители, которым тоже не дано было долгого веку.

В чем же загадка? Во-первых, я теперь все пытаюсь представить себе лицо этого человека, как-то соединить его с именем и фамилией, которые часто слышала в далекие годы. Мне кажется, что это чувство знакомо многим: как разобранный «паззл», отдельные фрагменты воспоминаний не сходятся никак, оставляя чувство неполноты и грусти.

А вторая часть загадки в том, что я, скорей всего, никогда не узнаю, было ли моим родителям известно что-либо из необычного прошлого Абы, начиная с его «актерского» дебюта во всемирно знаменитом эпизоде эйзенштейновского фильма до его партизанского прошлого в годы войны.

Думаю, они об этом не знали, иначе, конечно, рассказали бы нам. В особенности тогда, когда мой старший брат, посмотрев фильм «Броненосец Потемкин», буквально ошалел, несколько раз ходил смотреть его снова, а потом написал на эту тему прекрасное сочинение. Вряд ли родители упустили бы такой случай  еще более оживить произведение искусства. Вероятно, сам «актер» был очень скромен и мало кому рассказывала об этом эпизоде своей жизни. Скорей всего, он сам ничего не помнил, рассказывали его родители, а он этому не придавал особого значения. Ну, прокатился в колясочке по ступеням...  А то, что все, кто когда-либо видел этот великий фильм, не могли уже никогда забыть ни лица матери, защищающей колясочку с ребенком от штыков карателей, ни глаз этого ребенка, ни самой колясочки, ставшей символом бесчеловечности царского режима, — ну, что ж, это не его заслуга, а гений режиссера.

Что же касается партизанской эпопеи в годы Великой Отечественной, то здесь, я почти уверена, дело было не только в скромности самого Абы Глаубермана, но также и в том, что многие сведения о партизанской борьбе на оккупированных территориях были засекречены. Это я знаю достоверно, ибо списки такой засекреченной литературы составлялись в библиотеках страны, сама такие переписывала.

Может быть, поэтому мама и папа ничего никогда не рассказывали и о другой участнице подполья, с которой их связывала дружба. Речь идет о Нине Шульгиной, докторе биологических наук, профессоре, которая училась с ними в Одесском университете, но была, как я понимаю, немного старше. Она происходила из очень интересной дворянской семьи, мать ее была грузинской княжной (увы, еще одна загадка, не помню ее фамилии). Как-то мой отец был у нее в гостях, и она ему показала матрикул (так в старину называли зачетную книжку студентов) своей мамы, учившейся в молодости в европейских университетах. Мой отец ахнул: в зачетке стояли автографы величайших математиков мира! Такому документу было бы место в историческом музее! Не знаю, где сейчас находятся эти бесценные архивы.
Но о том, что Нина Шульгина была связной в партизанском отряде и была заброшена в Одессу в период оккупации для разведки, они уж точно ничего не знали. Мне это стало известно благодаря маленькой газетной заметке, появившейся уже после того, как ушли из жизни мои мама и папа.

Загадки, загадки... Нет у нас времени, особенно в молодости, присмотреться к жизни старшего поколения, попытаться лучше их понять... А потом, когда возникает этот интерес и понимание, уже не у кого спросить, нет возможности из фрагментов «паззла» составить полную картину. И уже наши дети спешат по своим делам и развлечениям, уже они не хотят остановиться в погоне за будущим и оглянуться на прошлое.

Да, там много есть легенд и мифов, прошлое имеет свойство рисоваться человеческой памяти каким-то «золотым веком», это правда. Взять хотя бы и фильм «Броненосец «Потемкин»», — это во многом именно такой миф. Судя по многим данным, расстрела мирного населения на Потемкинской лестнице никогда не было, все это игра гениального воображения Сергея Эйзенштейна. Как не было и того штурма Зимнего дворца в его фильме «Октябрь», ставшего хрестоматийным. Все знают, что «это было именно так», как в фильме, кадры воспринимаются даже и сейчас как документальные.

А я не в состоянии дать моральной оценки этой гениальной лжи. С одной стороны, ложь— любая —  несомненно вредна. А гениальная, возможно, вредна вдвойне. А с другой стороны, на этой лжи было воспитано особое поколение людей – людей, вынесших на своих плечах неимоверную тяжесть Великой Отечественной войны и победивших фашизм. Могли бы они это сделать, не будь созданы эти легенды? Не знаю, но сомневаюсь.

Как говорила моя свекровь, время было тяжелое, зато какие пели песни!