Две Принцессы

Алина Иохвидова
Совсем недавно по каналу ТВ «Turner classics» прошел  фильм Уильяма Уайлера «Римские каникулы» с выдающимися актерами Голливуда Одри Хепбёрн и Грегори Пеком в заглавных ролях. Этому блестящему, искрометному фильму ныне уже более 50 лет, но он нисколько не состарился. Он был, я думаю, одним из ярких впечатлений не только моего детства, а в наши дни, по справедливому замечанию одной зрительницы, служит живым звеном, соединяющим чувствами восхищения и признательности, по крайней мере, три поколения людей. 
Сюжет его часто называют «антисказкой» или еще «анти-Золушкой». Действительно, он построен как антитеза всем известной сказки, в нем «все наоборот». Из дому, верней, из дворца, удирает настоящая принцесса, которой за время длительного международного турне осточертели все эти пресс-конференции, приемы, балы и рауты. Ей противно повторять одни и те же дежурные формулы, ничего не значащие фразы (впрочем, им тут же пресса придает некий особый глубокий смысл), надоели даже роскошные платья и туфли, жмущие ноги. Но она не может даже позволить себе снять башмачок, это чревато скандалом (опять намек на Золушку). У бедной принцессы есть все, кроме свободы. Жесткий этикет и неумолимые правила, предписанные высокопоставленной особе,  доводят принцессу Анну до нервного срыва. Придворные медики делают ей успокоительный укол и на некоторое время оставляют одну. И вот в этот единственный момент, когда за ней никто не следит, принцесса и успевает улизнуть из дворца в простом продуктовом фургоне.
Тем временем, снотворное начинает действовать, и принцесса засыпает прямо на улице. Там ее и находит американский журналист Джо Брэдли (Грегори Пек), который как раз назавтра должен присутствовать на пресс-конференции у принцессы. Не имея понятия, кого он встретил на улице, но движимый состраданием, он приводит принцессу к себе домой и даже дает ей свою пижаму на ночь. Комедия положений вступает в свои права и порождает массу уморительных ситуаций. Когда журналист, наконец, понимает, какая птичка залетела в его скромный уголок, он решает, как подобает настоящему папарацци, сделать на этом бизнес. Редактор готов заплатить ему огромную сумму за «эксклюзив» с принцессой, а друг-фотограф через фотаппарат-зажигалку незаметно щелкает на пленку все приключения, которые выпали нашим героям в этот яркий день в Риме. И, надо сказать, принцессе удалось-таки «оттянуться» за этот день и повидать такое, о чем она не могла и мечтать. А, главное, прожить его весело и беззаботно. И, разумеется, влюбиться в своего журналиста. Конечно, взаимно.

Но, как настоящая Золушка, принцесса тоже вынуждена покинуть те места, где ей было так хорошо, и вернуться во дворец. А журналист, вероятно, должен поместить в газете скандальные материалы о королевской особе, которые накопились за этот день. Но любовь побеждает, и герой отказывается и от денег, и от славы, лишь бы его возлюбленная не была скомпрометирована. Под сводами дворца влюбленные видят друг друга в последний раз. Вот принцесса придумала предлог, чтобы подойти к журналистам и пожать каждому руку. Вот при рукопожатии журналист передает ей компрометирующие ее снимки. Вот они смотрят друг на друга, не в силах отвести взгляд, а потом принцесса уходит прочь... Неужели это все, неужели не случится чуда? Нет, жизнь сурова, и пути героев расходятся навсегда. Комедия заканчивается довольно грустно, но этот финал воспринимался зрителями как нечто закономерное.

А вот сама жизнь оказалась более гибкой и допустила отклонение от такого «жесткого» сценария. Каким же образом?

Конечно, когда я в свои десять лет впервые увидела этот фильм, мне и в голову не могло прийти, что у беглянки-принцессы мог быть реальный прототип. О королевском семействе, правящем  в Великобритании, представления у меня были весьма смутные. Слыхала краем уха от взрослых, что в Англии есть какая-то королева Елизавета, но ведь многих королев звали так... Конечно, с тех давних пор довелось узнать немало нового об  английской истории.

Но, признаюсь честно, только недавно, посмотрев «Римские каникулы», я внезапно поняла, что существует четкая связь между принцессой Анной из фильма и королевским домом Виндзоров.

Итак,  Елизавета Вторая, здравствующая королева Великобритании. Всем нам знакома, ее изображения мы видим на канадских монетах и банковских билетах... И была у этой королевы младшая сестра. Не знаю, была ли она любимицей в семье, но баловали ее, видимо, изрядно. И позволяли ей такие выходки, за которые другую бы наказали очень строго. Но принцесса Маргарет не унималась и бунтовала. Так ее и прозвали впоследствии — «бунтующая принцесса». Бунт этот выражался, в частности, в том, что принцесса полюбила... нет, не дровосека и не свинопаса, но капитана дворцовой охраны. О ужас, он не был дворянином! И к тому же  был женат и имел двух детей. А брак с разведенным совершенно в те дни не допускался по законам англиканской церкви и по уложениям, касающимся особ королевской крови. Принцесса Маргарет должна была бы отказаться от всех своих прав, решись она на такой брак.

Но это не остановило принцессу. Она готова была пожертвовать своим правом (хоть и формальным) на престол, титулами и даже немалым денежным содержанием, назначаемым королевскому семейству казной. Она готова была бороться за свое право на счастье. Однако мы не знаем, готов ли был к таким жертвам ее избранник. Во всяком случае, прошло несколько лет, и принцесса Маргарет публично заявила о своем отказе от морганатического брака. Главным мотивом ее отказа было то, что она осознает свой долг перед своей страной и своим народом и ставит его выше личного счастья. Почти такие же слова произносит принцесса Анна в фильме «Римские каникулы». Так что, и здесь не получилось «хэппи энда». И все же...

Через некоторое время папарацци получили новый материал для сплетен: «бунтующая принцесса» вновь полюбила «неровню». И на этот раз их коллегу – простого фотографа! Можно себе представить, какую прыть развили журналисты, добывая скандальные материалы, и как много пришлось вытерпеть от них принцессе! Но на этот раз она и ее новый избранник проявили гораздо больше твердости и стремления доказать всем свое право на личное счастье. Брак был заключен, но «пилюлю» слегка позолотили пожалованными фотографу титулами и поместьями.

Тут бы и сказочке конец, тут бы и сказать, что они «жили долго и счастливо и умерли в один день». Но, увы, не получается так в жизни. Брак этот был, в самом деле, сравнительно долгим, принцесса родила двоих детей, но через восемнадцать лет и этому счастью пришел конец. У принцессы к тому времени появились другие увлечения и, скажем так, пристрастия. Бунт продолжался, но проявлялся он уже по-иному.

В конечном счете, такая чрезмерно насыщенная и бурная личная жизнь подорвала здоровье «самого обаятельного члена королевского семейства», как ее называли в молодости. Перенеся тяжелые операции и несколько инсультов, принцесса Маргарет скончалась в 2002 году на 72-м году жизни. Причем в последние годы она выглядела скорей как  обрюзгшая старшая сестра бодрой и свежей Елизаветы.

Но мне не хочется заканчивать этот рассказ морализированием. Какие бы разочарования ни ждали принцессу Маргарет в наказание за ее бунтарство, в памяти народа она сохранилась как настоящая романтическая героиня. И дело не только в том, что принцесса стала основательницей многих благотворительных фондов. В Торонто, например, ее имя красуется на фронтоне одного из лучших госпиталей города, основанного на средства одного из таких фондов. Но ведь и другие члены королевского семейства занимаются благотворительностью и выполняют общественные обязанности. Однако не всем дарят люди свое доверие. Народ почувствовал в ней «свою», «близкую». Пожалуй, только принцессе Диане досталось больше народной любви, даже еще при жизни. Может быть, эта любовь основана на иллюзии, но в нашей жизни иллюзии тоже могут стать реальной силой, если они овладевают массами.

Это была первая большая роль юной актрисы, принесшая ей «Оскара» и всемирную славу ( к слову сказать, сама актриса имела в своем роду предков, относящихся к королевскому семейству Великобритании).