Немтые

Ольга Шельпякова
*Примечание: фамилии, имена и события являются художественным вымыслом автора, с малой долей правды.

начало: http://www.proza.ru/2014/02/10/20

Немтые...так звали их во дворе.
Семейная пара глухонемых - Саша и Лида.
Улыбчивые, дружелюбные, они читали по губам и очень живо реагировали на всё вокруг.
Лида немного говорила, странно растягивая слова, было похоже на робота "Ы-ыы, Я-аа, Астууйте!"  безжизненные, искусственные звуки. Их даже трудно было разобрать, всего несколько слов произносил с трудом этот нечеловеческий голос, откуда-то из глубин сознания, но мы понимали и радовались обоюдно! Радовались их радостью, что понимаем друг друга. Мне казалось это естественным.
Этот странный расношёрстный мир нашей дворни...На земле моего прадеда жили и  творили что хотели пришлые люди. Но, милость к отверженным была. И добро и зло! Просто сцена жизни!
Сейчас, за прошлым, могу сказать что вернулась бы в это счастливое время.
Не жалея ни о чём. И так...

70-е...Сарапул.

Длинная коса, сводящая меня с ума.
Приходилось расчёсывать этот водопад волос каждое утро не менее получаса.
Ужасно болит шея от напряжения...А мне говорят вслед: "Ишь, королева! Гордячка!"
Заплетаю косу, тяжёлую как канат. Хрупкое тело. Огромные глаза...
Мама смотрит с портрета на стене. Те же глаза.
За что? Мама? Отсригу!
"В косу ушла..." - качают головами кумушки, приходя на вечёрки.
Да, мой колдовской край, я избавилась от ноши. Но, изломанным, немтым языком пытаюсь говорить с тобой.
Поймёшь ли?

Всю жизнь стеснялась...
Сама как тростинка и волосы до колен.
В баню, помню, заходила полностью укрытая, как в плащ-палатке.
Тогда шампуня не было. Мыло земляничное и уксус-ополаскиватель.
Даже не верится, такие древние времена!
Тазики жестяные стопочкой у входа, я всегда брала два (в один моя "плащ-палатка" не укладывалась).
Помню страшные краны на гранитном постаменте с обжигающим кипятком, скользский пол. Эти бабки и тётки, разбрызгивающие вокруг себя мыльную пену и просящие "потереть спинку".
Для меня, выросшей в городе, это всё было пыткой, диким голым адом, с плеканием, гулкими звуками "окатываний", клубами пара из жаркой парилки. Не раз я падала там в обморок, оказываясь на лавке в раздевалке как русалка на берегу, в длинных прядях мокрых волос-водорослей.

                Резкий запах нашатыря.

- Одна, что ль пришла? В чём душа держится? Кто с ней? - кричала банщица в немыслимо синем одеянии, похожим на халат, завязанный под грудями.
Они вываливались из прорези, огромные и розовые, как чистое вымя.
- Чья малахольная, говорю?!- угрожающе потрясала она молочными телесами.
- Ы-ыыы, Я-аа...- в этот раз меня спасла Лида!
Она стояла надо мной прекрасная, с прозрачной кожей, её ещё называют мраморной. Сияла белоснежной улыбкой! Красивая...
- Ещё одна недоделанная! Твоя что ль? - смягчала тон хозяйка отделения, - Давай, одевай её и ко мне вон за шторочку. Слышишь? Нет? Немтая что ль?
- Я-аа,- радостно кивала Лида.
- Чай ей нужно горячий попить, - спокойно уже, устало поднималась с лавки банщица.

Чай был липовый, с кусковым сахаром.
Обжигающий изнутри, вытеснял внешний жар. Радужные круги перед глазами рисовали нимбы и ореолы над Лидой...Она казалась мне ещё прекраснее! Со стороны посмотреть, две сказочные девы - русалка с распущенными волосами и прекрасная весёлая фея. Сидели, тихонечко смеялись, без слов понимая друг друга.

На улице лёгкий мороз слегка покалывал разгорячённое лицо.
Поскрипывал под валеночками искристый снег, если чуть прищуриться, расплывались радугами фонари.
Мы шли втроём - я, Лида, Саша и молча разговаривали, не нарушая гармонию мира.
И чистота разливалась невероятная от лёгкого тела, чуть парящего над первозданной белизной зимы.
Такими они остались в моей памяти, эти милые, добрые...немтые соседи.

продолжение:  http://www.proza.ru/2015/01/07/2087

*на фото автор