Сосед Урядник

Алпатов Валерий Лешничий
Есть такая пословица: без хорошего соседа как без штанов. Был у меня в жизни такой сосед. В нашей деревне его звали чаще всего по прозвищу — Урядник. Впрочем, он и по сию пору там живёт, просто это я уже там не живу, но моего соседа, а зовут его Виктор, часто теперь вспоминаю. Он меня всегда выручал, когда в лесничестве не на что было закупить запчасти и бензин, да и в других ситуациях тоже выручал, никогда не отказывая.

Внушительных размеров, не очень многословный, он работал в ту пору мельником в колхозе, а также резал по необходимости всю колхозную скотину. И вследствие таких талантов был одним из самых востребованных в колхозе людей. Мельницу, на которой он работал, ремонтировал сам, хотя на вид нельзя было заподозрить его в технической грамотности. Впрочем, непонятно мне было поначалу и происхождение его такого редкого для деревенских людей прозвища. И ещё он удивлял одним качеством.

Иногда утром, перед тем как направить свои стопы в сторону кормилицы-мельницы, Урядник заходил ко мне. К тому времени моя семья уже жила в «маленькой летней кухне». Раздавался стук в дверь.

–  Со-се-е-д! Есть?
– Найду, — ответил в первый раз, однозначно поняв вопрос. Налил в рюмку водки и вышел с ней на крыльцо, потому как в дом сосед зайти отказался категорически.

– У тебя что, другой тары нет? — в голосе Урядника послышалась обида. Я вернулся в дом и вышел уже со стаканом, налитым в накат и куском хлеба с солёным огурцом.

Взяв в одну руку стакан, он отстранил свободной рукой закуску, выпил не спеша, занюхал зачерпнутым тут же снегом.

– Должен буду! — Урядник, прощаясь, поднял руку вверх, обратив ко мне свою мощную ладонь.

Долгое время я считал, что уж точно выручил его, поправил, так сказать, его здоровье. И уже много позднее, когда изредка мы с ним сиживали за одним столом, узнал, что он по этому маршруту заходил ещё и в другие дома по нашей улице.

– Сколько же ты с утра принимал? — поинтересовался однажды.
– Ну, ещё дома четыре пройду, и на работу!

– А за день сколько же на круг принимал?
– Ну, трёхлитровую, точно, — подытожил после некоторого раздумья Урядник.

Оснований не верить ему у меня не было. Я знал, сколько народу подъезжало за день к нему на мельницу с просьбой смолоть своё личное зерно. И он никому не отказывал, а «хорошим» людям мог из пары привезённых мешков и пяток мешков муки намолоть. Были у него в этом деле свои хитрости. Долги он тоже часто отдавал мукой, а иногда и мясом, больше, конечно, ливером и головой забитой им лично очередной колхозной коровы.

– Виктор, а откуда у тебя такое прозвище? — спросил однажды за неторопливым разговором.
– Так я же в областной милиции служил? Любил меня начальник. Как надо кого в камере успокоить, меня вызывал. Мне по*й каратисты там всякие были, самбисты… Во!

Виктор продемонстрировал свой внушительных размеров кулак.

– В*бу, как сваркой срежу!

Потом махнул неопределённо, задумчиво покосился на меня.

– Наливай, что ли.

Выпили, закусили. В такие встречи Виктор понемногу закусывал, ценя хорошо приготовленные закуски.

– Я потом ещё на автобусе работал, на междугородних перевозках. Тоже хорошо жил!

Вспомнил он несколько случаев и из водительской своей жизни.

– Представляешь, обошёл меня как ромашку на поляне! – описал он одну из ситуаций. Мне выражение понравилось и, чтобы его запомнить, я немного позднее повторил вслух:

– Как цветок на лугу…
– Не, как ромашку на поляне, — с оттенком ревнивости к ранее сказанным словам, поправил меня Виктор.

– А как с таких работ уходил?
– Как, как, через вино! — нехотя буркнул Урядник.

Вольная мука от соседа в деле выращивания мяса и сала не очень помогала. Без коровы, на одной муке, картошке и крапиве поросята плохо росли.

Однажды представился случай взять несколько поросят почти даром, уже кастрированных и привитых.

– Виктор! Возьмёшься выращивать поросят? Одного потом мне!
– Тащи! — сразу согласился сосед.

Осенью, когда уже подморозило и выпал снег, сосед позвал меня забирать «урожай».

– Выбирай! Любого! — завёл он меня в закуту, где стояли огромных размеров хрячки. Они были один к одному.

Виктор предложил тут же, в его дворе зарезать, а потом на санках, на которых я подвозил домой воду от колонки, тушу забрать для разделки её уже на своём дворе.

– Я накину петлю на заднюю ногу, вытащу во двор. Потом ты будешь держать, а я резать. Только крепко держи! — сосед сомневаясь посмотрел в мою сторону. Очевидно его смущали очки на моём носу.

Зарезал он порося одним ударом.

– Отпускай!

Поросёнок чуть взвизгнул, а отпущенный тут же успокоился и стал к корыту, в которое сосед насыпал немного зерна. Так и стоял пару минут, пока вся кровь не вышла. И в другие разы картина повторялась один в один, разве что без недоверчивого взгляда в мою сторону.

Палили газом. Моя паяльная лампа была тут же, на всякий случай, да и для обработки копыт на второй раз она лучше подходила.

Сало всегда у этих поросят было толстое, глаз радовало! Умел сосед скотину выращивать.

Он там и сейчас живёт. как живёт? а сами у него и спросите. Будете в нашей деревне, спросите Урядника, он с таким прозвищем один.

02.03.2018.
Жил, теперь только в прошлом времени о тебе, хороший мой сосед Виктор Хрыкин.

Читать далее: «За волчатами»
http://www.proza.ru/2015/12/11/2165

Читать о Троицком лесничестве сначала:
http://www.proza.ru/2015/11/01/774