Светлана Лось. Какище

Андрей Девин
РЕЦЕНЗИЯ на публикацию (Светлана Лось. «Какище»)

Прежде всего, спасибо автору за столь интересную публикацию (http://www.proza.ru/2009/10/14/922)!
Удивительно, что написано так давно, а актуально до сих пор. Есть в этом, правда, и позитивный момент: всё-таки букву «ё» так пока и не похоронили. Дай бог, и не получится.
А теперь позволю себе несколько спорных высказываний.

Есть большие сомнения, что буквы появились для записи звуков, ведь существует множество языков, не имевших письменности. Мне представляется более правдоподобной версия, согласно которой буквы произошли от символов, отображающих окружающий человека материальный мир — предметы (в широком смысле) и действия. Не зря же в азбуке каждая буква соответствовала не звуку, как в букваре, а именно конкретным понятиям. Уже гораздо позже, в том числе в силу человеческой лени, они стали обозначать первый звук слова, которое символизировали.
Эти символы в чём-то сродни по смысловой нагрузке иероглифам, и не было бы удивительно, если через много-много лет в иероглифических языках (японском, китайском, корейском и т.п.) появилась бы своя «азбука». Но такое возможно, только если языки (точнее, их носители) существовали бы изолированно от остальной земной цивилизации (эндемично), а сейчас, в эпоху глобализации, это крайне маловероятно.

Что ещё давно удивляет, так это демонстрация некоторыми специалистами–языковедами попыток РАЗГОВОРА на древних языках. Допустим, с расшифровкой письменности ещё можно достичь кое-какого успеха (и то далеко не всегда), но фонетика? Это же чистейшая фантазия! Множество примеров, когда носители одного языка, достаточно далеко разделённые географически, спустя длительный отрезок времени перестают друг друга понимать, а тут даже не с чем сравнивать.

Теперь пара слов о «царице наук». Честно говоря, до сего момента приходилось встречать этот титул применительно только к математике, но не к философии, хотя и в её адрес есть немало почтительных определений. И, что показательно, даже в этой публикации для обоснования своей научности филология вынуждена прибегать к сравнению с математикой («...Не правда ли, что средний – смешанный и центр звучит математически чётко и определённо...»). Как тут не вспомнить страшный сон нашего бывшего министра образования и науки А.Фурсенко, провозгласившего: «Математика убивает креативность». Впрочем, думаю, самим наукам абсолютно «фиолетово», как полуграмотные «хомо», возомнившие себя «сапиенс», будут их ранжировать.

Накануне 29 ноября, объявленного днём рождения буквы «ё», обязательно необходимо сказать, что её защитников не так мало, в том числе на этом сайте. Даже мне, не филологу и вообще не гуманитарию, очевидно, что с дискриминацией этой буквы в письме пора заканчивать. Звуки же совершенно разные, отсюда и слова разные, зачем же лишняя путаница? Или кому-то хочется сократить количество букв до более удобного числа 32? Если не нравятся две точки сверху, то можно вспомнить, что и в других языках практикуется такое же, а кроме того, всякие чёрточки, галочки и прочие украшения. В самом крайнем случае, ничто не мешает придумать для обозначения этого звука новый символ. Придумали же для рубля, чем здесь сложнее? Правда, со стороны здравого смысла последует очевидный вопрос: зачем выдумывать что-то новое, если есть прекрасно зарекомендовавшее себя за два с половиной века старое?
Кстати, следуя логике «деёфикаторов», можно следующим этапом накинуться на «й», у которой тоже что-то сверху приделано, а в качестве полноценной гласной она и вовсе не тянет. Да и без «твёрдого знака» при желании можно обойтись, и, как говорят, появились сторонники избавления от «ы». Ага, «Операция "Ы" – XXI»...
Наконец, что все так взъелись на русский алфавит? Давайте заглянем к нашим жовто-блакитным украинским братьям. Как вам «i» с двумя точками или «э» задом наперёд? И ничего, никто пока по этому поводу не страдает, наоборот, любое отличие от «москальской мовы» — предмет гордости.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такие слова: «Наш язык — это и есть мы». В советские времена во всех школах, во всех кабинетах русского языка висели слова Владимира Маяковского: «Да будь я и негром преклонных годов, и то — без унынья и лени, я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин!» Понятно, что теперь о Ленине или просто о чём-либо советском вспоминать — дурной тон, не говоря о «неполиткорректном» негре, но главный посыл очевиден: нет нас без нашего языка. И именно поэтому русскому языку была объявлена столь жестокая война на вышеупомянутой жовто-блакитной территории. Ну да и не такое бывало, выдюжит!..


28.XI.2015