2. Андрей Первозванный

Александр Волосков
 На иллюстрации: Картина Н.П.Ломтева «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских», 1848 год.

АПОСТОЛ

*(1)Прошло три года.  Христос, жертвенностью, искупив грехи человеческие, вознёсся на небо. Ученики его – апостолы, крещённые Духом Святым, благославлены были Иисусом:
-  Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет ...(Мк.16:16).

Бросив жребий, апостолы определили народы и страны для своего служения Слову Божьему. Андрею достались Фракия и Скифия*(2). Поэтому первым поприщем его апостольского служения стало побережье Евксинского Понта*(3). Много встретил Андрей скорбей и страданий на пути своего предназначения. В Синопе язычники его жестоко пытали, в других местах несения Слова Божьего его не единожды пытались убить. Но везде он находил сторонников и последователей, везде побеждала его правота и убеждение. В подтверждение истинности своей миссии он неоднократно воскрешал молитвой умерших.
В «Золотой легенде»*(4) описывается воскрешение сорока мужей, направляющихся к нему морем, дабы получить учение о вере. Дьявол вызвал шторм и их корабль утонул. Андрей молитвой воскресил всех. В другом случае  успокоил бушующее море. Поэтому он издревле считается покровителем мореходов. А также рыбаков, так как до следования за Христом, он со своим братом Симоном, в последствии апостолом Петром, были рыбаками на Галилейском море.

С посохом в виде животворящего креста и со своими последователями-учениками Андрей Первозванный прошёл Таврию и Причерноморье. Остановившись на ночлег на холмах, водрузил там крест. Впоследствии на этом месте выстроен город Киев: «... на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти ...». Далее следовали Новгород, Ладога ... Константинополь, Рим, Патры. И везде апостол с честью нёс Слово Божье, восхваляя и прославляя Иисуса Христа.

                *      *      *
Римский правитель греческой области Патры, анфипат*(5) Егеат, нахмурясь, стоял в центральном, парадном зале своего дворца и разглядывал напольную мозаику. Мозаика изображала богиню охоты Диану, стоящую меж двух скрещенных деревьев и держащую за задние ноги пойманного ею ягнёнка. С мозаичного потолочного панно,  сие действо благожелательно наблюдал царь богов Юпитер.  Но думы правителя Патр витали далеко от сюжетов картин. За время его поездки в Рим, к императору Нерону, в области произошли события, злостно нарушающие уклад жизни, порядок и Римский закон. Появившийся невесть откуда старикашка по имени Андрей, призывал народ отказаться от могущественных римских богов и поклоняться какому то Христу.

В подтверждение могущества своего Бога, старикан исцелял больных и изгонял бесов молитвой. Так была излечена жена Егеата Максимилла, которая сразу уверовала в Мессию, его жертвенность во искупление людских грехов и вечную жизнь на небе для покаявшихся и принявших Христа. Многие из жителей тоже пошли на поводу у старца, стали разорять целлы*(6) и жертвенники римских богов, устанавливая на этих местах кресты. Мало того, жена отказалась разделять  с анфипатом супружеское ложе, якобы исполняя Божью заповедь о чистоте. Такого не терпеть, не допускать боле нельзя. Егеат трижды хлопнул в ладоши, вызывая стражу и приказал привести к себе старца-пришельца.

Перед правителем Патры предстал высокий сухой старик облачённый в простой кесонет и опирающийся на посох увенчанный крестом. В глазах пленника просматривались одновременно смирение и твёрдость.
-  Ты, упрямый старик! Откажись от своих бредней, иначе тебя ждёт смерть мучительная. Так как всё равно, истина, правда и сила на стороне Рима и его богов! -  в который раз негодовал анфипат.
-  Познать истину можно, лишь уверовав, что Христос, Сын Божий, распятый иудеями, есть истинный Бог. Веруй с любовью, – призывал  Андрей своего строгого судью, – ибо только так можно познать тайны Христа.

В страшном негодовании Егеат поднял глаза к потолку, - о боги! – и увидел там Юпитера. Опустил взор к полу и разглядел Диану. В его голове пронеслась мысль, на лице появилась коварная улыбка.
-  Неугомонный старикан, я тебе помогу воссоединиться с твоим Христом, причём его же путём. Ты будешь распят на кресте, но кресте косом. Длани и стопы твои не будут прибиты гвоздями, а только привязаны цепями, дабы ты не покинул нас столь скоро. А во избежание неверного видения римского мира и его богов, повешен будешь вниз головою.

Уже два дня как исполнил правитель своё обещание. Вокруг места казни собралось множество народа.  Андрей, вися на кресте, укреплял своей проповедью веровавших во Христа и призывал их терпеть временные мучения, уча, что никакое мучение ничего не стоит по сравнению с будущим воздаянием.
Народ негодовал, стража едва сдерживала желающих снять мученика с креста. На месте казни появился Егиат и решив утихомирить народ, приказал снять апостола с креста.

«Увидев Егеата, святой Андрей обратился к нему с креста со словами о том, что не желает быть снятым, ибо уже видит своего Царя, уже поклоняется Ему, уже стоит перед Ним. Апостол говорил, что печалится лишь об участи своего жестокого судьи, потому что того ожидает вечная погибель. Когда слуги приблизились, чтобы отвязать святого от креста, руки их не повиновались им, словно онемели. Множество людей из толпы подходили и пытались освободить апостола, но неведомая сила останавливала их. Святой Андрей громко молил Господа принять его дух с миром, ибо время настало, чтобы прийти к Господу и видеть Его.


Когда святой говорил это, воссиял вокруг него небесный свет, словно молния. Он был настолько ярким, что невозможно было человеку смотреть на него. Этот небесный огонь обнимал святого в продолжение получаса, и апостол испустил дух в сиянии света, чтобы предстать Господу».

*(1) – Материалы этой главы изложены в соответствии с рукописями 604 года от Р.Х.  Давидгареджийского монастыря - «Житие Св. Апостола Андрея Первозванного».
*(2) – В описываемые времена к Скифии относились северное Причерноморье и земли Прикаспия.
*(3) – В античные времена название Чёрного моря.
*(4) – Собрание христианских легенд Иакова Ворагинского, 1260 год.
*(5) – Наместник, проконсул, начальник области в римской провинции.
*(6) – Внутренняя часть культового римского храма.

Вильнюс, 4 ноября 2015 года.
Окончание   http://www.proza.ru/2015/11/04/1341