Любимое Ураково Ч 2

Владимир Островитянин
   
  Предыдущая страница:http://www.proza.ru/2015/09/27/1613

Часть 2      

 И вот в конце 80-х  стал я серьезно подумывать о своем доме в деревне. Как говорится – Созрел! Время пришло! «Химпром» в то время оформил на себя приличный кусок земли в лесном заволжье и мне  там предложили на выбор любой участок. Но уж очень мне не хотелось уходить с Волги. И когда мой брат осенью 90-го сказал, что есть информация  о продаже дома в деревне Ураково, то я немедленно туда собрался.

           0 мечтах моих сноска из другого рассказа:

-«Пока попутчики устраивались в доме, а потом колготились за столом, я познакомился поближе с хозяином и его усадьбой. Совсем молодой мужик. Даже правильнее парень. Живет один. Холостой. Непьющий. Все  хозяйство у него в идеальном порядке. Держит корову, овец. Управляется сам. Охотится и рыбачит по лесным озерам. Собирает грибы, ягоды. Солит и сушит впрок. Клюкву, в частности, хранит в погребе в бочках залитую водой. Зимой возит добытое и собранное  на рынки в Казань и Й.Олу.

   И очень внимательно осмотрел я его хозяйство. Был в полном восхищении. Двор, где стайки для скотины и птицы были под одной крышей и имели отдельный выход на волю за пределы двора. А потому луговинка внутри за воротами была идеально чистой и поросла  ковром плотной, кудрявой муравушки. По ней я ходил попросту в носках. Банька как игрушечка. С одной стороны широкий свес крыши, а под ним скамья для отдыха. И был там еще настоящий лабаз на двух  высоких столбах для хранения продуктов. Натурально, как в сибирских домах.

  Пока ходил и осматривал хозяйство меня сопровождала  собака. Марийская лайка черно-белого окраса. Достойная, добродушная, но за мной внимательно присматривавшая. Как сказал потом хозяин, что приучена собачка работать по серьезному зверю.
    Тем более мне все это было интересно, так как я тогда уже задумывался о своем доме в деревне.
    И, что интересно, дома лесных марийцев были очень похожи на заимки сибиряков. В сущности, обширные марийские леса и есть тот самый южный язык северной тайги. Он образовался после последнего скандинавского оледенения и доходит до широты Чебоксар и Казани»
   Полностью  об этом в материале «За клюквой»

http://www.proza.ru/2015/03/10/2077



    А мы  приехали в Ураково  на автомобиле-вездеходе ГАЗ-66, т.к. предполагалось спуститься в нижнюю часть деревни. Добрались. Брату ранее  разъяснили, что продается дом  около пристани. Спустились мы до дома на самом берегу ( там жил Николай Кондратьевич Бутенин), где и оставили  машину. Обошли   дворы у пристани, но ничего нам обнадеживающего не сказали. Вернулись, а на скамеечке под окнами дома сидит пожилой мужчина с палочкой. Спросил;
-  А не едем ли мы наверх.  И не можем ли взять его  с собой?
-  Можем. Но не знает ли он, где в деревне дома продаются?
 Предложил подняться наверх. Он живет в центре деревни рядом с часовней и может хозяйка его что-то и знает.
 Это был Князев Петр Иванович. Он тогда еще работал капитаном катера в сплавной конторе в Кокшайске и туда, где мы встретились, кто-то его подбросил после работы.
    Поднялись по взвозу. Хозяйка его (Мария  Николаевна) открыла створки окна, и Петр Иванович изложил ей нашу просьбу. 
  - Нет, говорит, не слышала ничего про продажу.
-  Очень жаль, сказал я. Но вот вам моя визитка. На ней есть и квартирный телефон. И если что, дайте знать.
  Мы пошли к автомобилю, а Петр Иванович передал мою визитку в окно жене. Она посмотрела на нее и тут же что-то ему стала втолковывать. Водитель мой включил уже заднюю скорость и попятился от дома. И вдруг Петр Иванович шустро подбежал под кабину и замахал руками – Стой! Стой! Остановились. Вышел к нему.
- Что такое?
– Вам дом нужен или земля?
-  Говорю, что возможны всякие варианты. 
- Тогда, говорит, пошли со мной.  Заходим в ближний  проулок, а тут обширная луговина по-над спуском к Волге. Слева огромные липы, вязы. Вид совершенно изумительный на заволжские лесные дали.
   -  Ну, что!  Спросил он. Хватит?
 Я поначалу и ответить ничего не смог. Потом – Хватит, конечно! А он мне – Забирай. Помогу оформить.
 
    Вот так у меня все и сложилось с Ураково.
  За осень я завез на место трубы для столбов, сетку на забор и весной огородил свой участок. Петр Иванович действительно помог мне с оформлением. Вдова известного  Петра из Скворцовского клана тетя Валя была тогда депутатом сельсовета и помогла быстро оформить все бумаги.
 
   Потом уже позднее я спросил Петра Ивановича, а мы с ним и его семьей сдружились очень близко, почему он мне это предложил. Сказал, что хозяйка прочитала на визитке, что я зам. директора, а он ей успел сказать, что мой брат врач. Вот это все поначалу сработало, и она напомнила ему о земле, что перешла к ним от Смольниковых,  их родни, но они сами к тому времени уже перестали ее обрабатывать и  тот участок разгородили.

      Пришла зима и весь я был в  мечтах  как буду обустраивать свое такое желанное «поместье».  Но все могло пойти и по другому пути. Той зимой на 92 году жизни скончалась Мария Андриановна Смольникова. Вдова легендарного дяди Фрола. Того самого революционного матроса, что в первую мировую служил на подводной лодке «Пантера» на Балтике, которая потопила эсминец английских интервентов. Его дом стоял в проулке, что на спуске в сторону  пристани.
 
   Дом  был хороший. Не старый и сделан из добротного леса. Как говорил мне Петр Иванович,  сыновья дяди Фрола  Николай и Петр, что работали в лесном хозяйстве, привезли для строительства очень качественный неподсоченный и не побывавший в воде  лес.
     И я вышел с ними на переговоры. Оба брата были в Ураково после похорон матери и сказали, что будут вести разговор о продаже дома, но  не раньше как пройдут сороковины.

      В означенное время я вышел с ними на связь. Один жил в Кокшайске, а другой на лесном Таире в марийской стороне. Но до самой весны никакого толку от этого не было. Как говорили потом в деревне, что они никак не могли решить, кому сколько достанется от продажи дома. Т.е. считали, что вклад в строительство у них был разный.  Так он и стоял непроданный больше 20-ти лет и только совсем недавно   обрел новых хозяев.

       И очень хорошо, что так все случилось. Покупать- то дом я должен был вместе с братом. Потом уже представил, какая бы была неразбериха с ним у нас по этой части. Хозяин всегда должен быть один. А на той земле, что мне предложили, хватило места и для меня и для него

 Продолжение: http://www.proza.ru/2015/09/27/1874