По следам наших выступлений - IV

Нил Крас
В один из дней решили посетить места массовых расстрелов евреев в 1941-1942 г. г.  Точных адресов мемориалов я не знал, везде писали только улицы, на которых мемориалы расположены: Толбухина и Максимовича. Я был уверен, что таксист дорогу знает, указатели подскажут.

Таксист об этих мемориалах услышал впервые (я уже писал: молодой человек с высшим образованием, полученном в Киеве, и, как он утверждал, с женой-еврейкой, живёт на Вишенке). На улицу Толбухина навигатор нас привёл точно, табличек-указателей не было. Я предложил проехать всю улицу. Доехали, увидели. Всё чинно, чисто. Лучшего мемориала не надо. Замечу, что это место было отмечено ещё при советской власти.

С поиском мемориала на улице Максимовича оказалось сложнее. Мемориал расположен глубоко во дворе Зеленбуда (Зеленстроя), указателей также никаких не было. Мы проехали вдоль улицы разок-другой, останавливались и спрашивали, но винничане только пожимали плечами. Когда я уже набирал номер телефона «Сохнута» (туда мы звонили, чтобы договориться о посещении музея — и я надеялся на помощь тамошних сотрудников), к нашей машине подошёл водитель из другого авто. Мы его минут пять-десять спрашивали о мемориале, но он не смог нам ответить. И вот, поехав дальше, узнав от кого-то о месте нахождения мемориала, он возвратился к тому месту, где мы стояли, не зная в которую сторону (объехали уже всё) дальше двигаться. Его объяснения были достаточными, чтобы мы уже через пять минут въехали во двор Зеленбуда. Я с самого начала писал о  р а д у ш и и  винничан, повторяю это, подкрепляя таким вот примером.

Мемориал во дворе Зеленбуда задуман и выполнен отлично. Слава всем, кто к этому благородному делу был и остаётся причастен! Подбор цветов, растений, уход за ними — придраться не к чему. Но…

Прощу прощения, но я хотел бы кое-что пожелать. «Вынести» мемориал за территорию двора Зеленбуда — пожелание нереальное. Но отграничить зрительно островок мемориала и от красивого здания Зеленбуда (1), и от, скажем, менее красивых строений этого двора (2), на мой взгляд, желательно. Какие вечнозелёные деревья посадить по периметру мемориала, какой кустарник между ними — решать специалистам. Но памятники должны, на мой взгляд, смотреться на ином фоне — и лучше растений в данном случае ничего не придумать.

Ещё раз: не сочтите за чистый негативизм, это - предложение одного из посетителей мемориала, который от всего сердца благодарен винничанам за сооружение и содержание в достойном виде памятных знаков, что своевременно не сделала лицемерная партийно-советская власть.

Таков уж я, простите, но на следующий день попросил в Областной библиотеке принести мне все имеющиеся там туристические карты г. Винницы. На картах 1976, 1979 и 1980 годов упоминаний о мемориалах нет. На карте 1987 г. указано место «Братских могил мирных граждан, расстрелянных фашистами в 1941-1943 г. г.» (улица Максимовича). На карте 1990 г. значится «Братская могила жертв фашизма» (ул. Толбухина).
В книге «14 мандрівок Вінниччиною» (К., Грані - Т, 2009, 104 с.) в разделе “Еврейские места” всего 18 строк, о мемориалах — ни слова, а о синагоге Лившица — «сейчас она  р е к о н с т р у и р о в а н а». Словцо то какое умное подобрали к действию «была разрушена и на её месте сооружен клуб, который теперь приспособлен под синагогу».

Весьма примечательна самая свежая «Туристична схема ВІННИЦЯ центральна частина місця», которую — на украинском и английском языках можно получить в Центре информации, расположенном на Европейской площади. На картах представлены 42 туристических объекта, причём те из них, что расположены не в центре города, указаны отдельно и дано расстояние до них. Например: Музей-усадьба Н. Пирогова, 5 км.

Вы уже догадываетесь, что об обоих мемориалах — никакого упоминания. Зато отмечен Памятный знак в честь 90-летия винницкого трамвая. А стрелкой указано, что всего в 0,5 км находится «Ставка Ворошилова». И памятный знак на территории бывшего трамвайного депо нужен (винницкие трамвайщики, признаю', являются лучшим примером того, как надо относиться к истории своего предприятия), и т. н. Ставка Ворошилова (всегда закрытая дверь в подземный бункер, расположенный в прибужской скале — что' там смотреть?) кому-то может показаться интересной. Пусть и остаются на карте, но история Винницы без упоминания о  д в а д ц а т и  п я т и  т ы с я ч а х  расстрелянных немцами евреев — стариков, женщин, детей — далеко не полная история! Р а в н о д у ш и е  по отношению к такому прошлому — преступно!

Я уже касался (http://www.proza.ru/2014/09/01/2047) того, как была воспринята некоторыми участниками «Истории Винницы» информация (http://komariv.livejournal.com/2015/04/14/) о посвящённой Холокосту в Винницкой области экспозиции, расположенной в помещении общества «Сохнут Украина». Здание находится на территории кирпичного завода и, признаюсь, даже мне найти его было не легко. Что касается моих спутников, которые направлялись туда отдельно от меня, то им удалось это только с моей помощью. Нет никаких указателей ни у троллейбусной остановки, ни вблизи завода, ни у входа в него. А всё остальное, проделанное группой энтузиастов под руководством Леонида Михайловича Трахтенберга (3), может вызвать только уважение и благодарность.

Леонид Михайлович — учитель математики — добивается максимальной точности всей представленной в двух музейных комнатах информации. Он проверяет факты со всех сторон — и представленным в экспозиции данным нельзя не верить. Конечно, наша группа была не типичной для Леонида Михайловича (он, как выяснилось, хорошо знаком с моей публикацией о трагедии винницких евреев - http://www.proza.ru/2015/01/27/96), поэтому и в его рассказе для нас преобладали факты и цифры, которые, как принято выражаться, говорят сами за себя. Но обычного слушателя, школьников такое обилие фактов может быстро утомить. Уверен, что Леонид Михайлович — школьный учитель — понимает это не хуже меня и ему приходится при выступлениях перед некоторым группам слушателей «наступать на горло собственной песне». Но, повторяю, меня поразила и осведомлённость Л. М. Трахтенберга, и сама экспозиция, и просветительская работа, проводимая на общественной основе.

               
                ***

Перехожу к забавной теме, к Винницкой рекламе. Количество банков, по сравнению с 2005-м годом, уменьшилось, но зато реклама расцвела. Рекламируют безо всяких тормозов и везде, даже — на обратной стороне трамвайных и троллейбусных билетов. Купил билет — и тут же тебе, за то, что не «едешь зайцем», предлагают работу: «РОБОТА ОХОРОННИКИ Чоловіки та жінки. Висока оплата, офіційне працевлаштування. Доставка та проживання за рахунок фірми. Робота по Україні.» И - три номера телефона. Был порыв позвонить и спросить, почему о кормёжке — ни слова? Трёхразовая она или, как советуют врачи, четырёхразовая (в день)?

По моим статистическим раскладкам, самая назойливая (чаще всего встречающаяся) трамвайно-троллейбусная билетная реклама у империи «Імперія МАТРАЦІВ» (4). Не ясно только, где имперский центр (метрополия, так сказать) у этого сверхгосударства: на ул. Зодчих, на улице Первомайской или всё же — на улице Келецкой? Где сидит (или лежит на матраце) монарх, имеющий титул «император»? Тут наиболее важным, однако, был сам маленький билетик (4х6 см) из тонкой бумаги: не потерять бы его, так как предъявителю билета —  -3% стоимости матраца + разовый проезд в этом транспорте;).  «;)» означает, что ИМПЕРИЯ пошутила. Только вот в отношении 3%-ной скидки (например, 75 гривен при стоимости матраца — 2500 гривен) или стоимости разового проезда (2 гривны)? Уверен: в имперской державе ни один винничанин не будет спать на голом полу!

Чтобы не забыть: тут упоминались рекомендации врачей. Не воспользоваться ими было бы грешно, потому что уровень винницкой медицины — мировой (5). Дураки-миллионеры и миллиардеры стремятся в лучшие клиники США, Великобритании, Германии, Израиля, опорожняют там свои толстые кошельки вместо того, чтобы приехать в Винницу, жить в прекрасных и недорогих отелях, питаться вкусно и натуральными продуктами, вечерами любоваться светомузыкальным фонтаном, закусывая шоколадками от «ROSHEN»'а. «Поряд с домом», то есть, совсем по соседству, не какая-нибудь, а «мировая медицина»… Не верите — читайте: для вас-неучей  к и р и л л и ц е й  по-английски написано «ОксфордМЕДИКАЛ». (Оксфорд, замечу, переводится как «воловий брод» - значит что-то родственное нашему названию «Калича», на невидимой теперь крутизне которой когда-то волы ноги ломали-калічили).

А если у кого патологическая тяга к коньякам, арманьякам, бренди, джину, текиле, виски и даже к горилке, если кто не может оторваться от гаванской сигары, то тут ещё проще. На территории Областной больницы им. Н. И. Пирогова рекламирует себя «признанный мастер высокого врачебного искусства» (6). Все ваши патологические влечения исчезнут «за один раз полностью и сразу»! Опять же: сколько раз вы читали о том, что те или иные всемирно известные певцы и певицы после многомесячного лечения в специализированных, очень дорогих клиниках снова впадали в запои — и всё потому, что случайно не гастролировали в Виннице. Потратили бы несколько часов любого дня, кроме воскресенья и понедельника, и избавились бы от вредных привычек на всю оставшуюся жизнь…

Самое место ещё раз вспомнить об европеизации Винницы. В Европе, к слову будет сказано, с врачебной рекламой туговато. Таблички на врачебных праксисах в ФРГ, например, стандартизированы. Объявления в газете — только одноразовые, второй раз — лишь при перемене адреса праксиса. Правда, в русскоязычных бесплатных газетках (лежат в т. н. «русских» магазинах) некоторые врачи-выходцы из СССР рекламируют себя многократно: по всей вероятности, Врачебная камера (орган самоуправления врачей) не считает эти газетки средствами  м а с с о в о й  информации. Русскоязычное население ФРГ пока ещё не  м а с с а : в Кёльне, например, всего 40 000 таких (4% всего населения).

Есть свои ограничения, не сомневаюсь, и у специалистов других профилей. Я, к примеру, никогда не видел, чтобы на остановках транспорта висели огромные плакаты, подчёркивающие чуть ли не уникальные способности того или иного адвоката, причём с портретом последнего. Так сказать, для идентификации личности. Чтоб вам конкуренты не «подложили» другого вместо оригинального, необыкновенного, чрезвычайно результативного в прениях сторон с прокуратурой, в умении разжалобить судей.
Никогда не видел, чтобы нотариус «ловил» забредших случайно во двор таким вот щитом, приделанным сверх перил балкона офиса (7), причём «нормальная» вывеска у входа в подъезд присутствует.

Реклама, вывески — чрезмерно пёстрые, аляповатые, назойливые, надоедливые, а цветовая гамма рядом стоящих домов и вывесок на них — никак не под стать одна другой, не согласованы, не гармонируют, просто случайны. Никто эту дикую «игру красок» не контролирует. Вот отремонтировали Областную детскую библиотеку. Библиотеку, известно, посещают дети, умеющие читать. А вывеску БІБЛІОТЕКА (8) сделали по типу вывесок для «детских ясель», где не буквы, которые малышня ещё не знает, а краски, которые уже различает, делают вывеску узнаваемой. Первый этаж — скопище случайных красок. Здание, конечно, не ахти какое, но если бы вы видели где и как устроен вход в этот кладезь знаний!

Вообще, двор, образовавшийся в результате насильственной втычки в грудную клетку центра города кола со Sky park и всем, что втиснуто в этот комплекс, ужасает. Зайдите хоть раз в этот «двор на задворках» (иначе не скажешь) центральной улицы: вы поймёте, что главной задачей всех, кто тут строился, было урвать как можно больше территории. Каким жалким выглядит почему-то оставленное в этом дворе двухэтажное строение, впритык с коим в 1945-1948 годах жила наша семья! Что видят жильцы из окон этого мало приспособленного для нормального проживания дома! А вход в Областную детскую библиотеку — вверх по лестнице — рядом. Так дети знакомятся с изнанкой жизни. Возможно, хоть это приносит пользу.

                ***

Я завершаю изложение своих впечатлений о Виннице конца июля-начала августа 2015-го года. Резюме: движение вперёд заметно, прорыв (существенная европеизация) не (пред?)видится. Причина — р а в н о д у ш и е.

Тут, по всем правилам, надо было бы коснуться политических проблем. Но я этого не позволяю себе делать, потому что не осведомлён о «подводных течениях» в бурлящем политическом океане. То, что происходит на поверхности, могут наблюдать все, но выводить по этой картине заключения и, тем более, давать прогнозы опасно. Угроза горько просчитаться, увлечь других за собой и, в конце концов, обмануться самому и завести в тупик других — очень велика.

Как часто не сильный ветер, не обильные дожди, не густой снегопад, не молнии губят строения, а — невидимые и неслышные подземные течения, размывающие и сдвигающие слои того, на чём строение зиждется.

Р а в н о д у ш и е,  как и подземные течения, не бросается в глаза. Активные действия —  они у всех на виду, а неучастие, что часто является пассивным  с о у ч а с т и е м — мало заметно.

У меня из памяти не исчезают картины штурма здания нынешней Областной администрации. Когда-то там располагался обком партии — и даже близко к входу в него никто - без партбилета в кармане - не решался приблизиться. А примерно полтора года тому назад — эти кадры есть в интернете — толпа, преодолев сопротивление милиции (прежде стрелявшей бы на поражение), ворвалась в вестибюль. Милиционеры, сбившись в кучку и заслонившись щитами, отбивались от толпы, к счастью, не захватившей из дому «даже» ломики, и т. п.

Одного из милиционеров как-то удалось оторвать от общей массы и за него взялся нападавший, вооружившийся сорванным со стены брандспойтом. Держась за пожарный рукав где-то в метре, полутора от металлического наконечника (пожарного ствола), он, раскрутив своё оружие, бил им по милиционеру, пытавшемуся уберечься за щитом. Брандспойт весит около одного-двух килограммов — можете себе представить силу удара этого снаряда. Милиционер не выдержал и, устав, выронил щит. Нападавший пытался тут же добить (убить!) милиционера, но и его оставляли силы. Милиционеру удалось нырнуть под щиты своих товарищей и уцелеть.

Возможно, концовка была иная, трагическая и её просто не показали, но мне хватило и этого. Потому что меня поразил не ублюдок - потенциальный убийца безвинного человека, а десятки  р а в н о д у ш н ы х, наблюдавших в недалеке и с балкона это хладнокровное стремление к убийству и думавших только об одном: чтобы как можно лучше запечатлеть этот убой на камеру. Никто не пытался остановить бандита, некоторые даже порывались помочь ему, только подходящего средства соубийства у них не было.

Да, такое бывает и в Европе. Но толпам разрушителей, кроме милиции, противостоит и масса других людей. И полиция не церемонится. И о судебных процессах над ублюдками сообщается в печати, по радио и телевидению. О поведении в таких случаях полицейских в США вы читали и кадры соответствующие видели.

Демократия — это не свобода безнаказанно творить насилие. Это, в частности, участие демоса (народа) в поддержании порядка. Это — н е р а в н о д у ш и е  народа. Его-то, по моим впечатлениям, Виннице недостаёт.

                ***
Всё.
Написал много.
Читать мои нравоучения нудно.
Понимаю.
Согласен с вами.
Но поймите и вы меня: когда я ещё приеду в Винницу? И приеду ли, вообще, ещё.
А Европа Винницу ждёт. Мне бы хотелось ещё успеть присутствовать среди встречающих…

Помните, не найдётся Зевс, обратившийся в белого быка, который перенесёт на своей спине Европу - через Польшу, Словакию или Венгрию - в Винницу. Виннице придётся самой искать путь в Европу. И лёгким ему не быть.
Придёт Винница в Европу — возвратятся в неё многие бывшие винничане, разлетевшиеся по всему свету ещё с советских времён.
А так ожидать их обратно —  впустую. Это, видимо, понимали и понимают все четыре президента независимой Украины: никто из них о призыве возвратиться и помочь стране в трудное время преображения даже не заикнулся.
 
Певно, мали рацію…