К 90-летию Аркадия Стругацкого. Часть-1

Александр Зинковский
Продолжение:

Есть у меня один знакомый – Володя,  тоже океанолог, как и я сам. Так, вот, он  еще в 80-х годах имел в своей домашней библиотеке все произведения братьев Стругацких. В тот период я был очным аспирантом ВНИРО (тогда Всесоюзный НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Москва.) и занимался Каспийским морем, собирая материал для будущей кандидатской диссертации. А для этого мне приходилось каждый год участвовать в  3-4-х научных рейсах по Каспию. И Володя для меня был тогда одной из «ключевых фигур», поскольку он (вместе с братом, тоже  океанологом - Сергеем) работал в Баку в военной гидрографии и помогал мне (совместно с Сергеем) попадать в эти самые рейсы.

К чему я это говорю? К тому, что именно Володя-то  и «заразил» меня Стругацкими. До знакомства с Володей я  этих фантастов как-то особо не выделял среди других писателей, наших или «забугорных».

А теперь представьте себе  такой «поворот» в моей жизни.  В 1980 г. я лечу летом в Баку и собираюсь выходить оттуда в один из своих первых научных рейсов по Каспию. Прилетаю и оказывается, что выход в море откладывается на несколько дней. Но Володя меня утешает, что не стоит расстраиваться и пока можно пожить у него, а заодно отдохнуть и прогуляться по городу перед рейсом.

Причем у них с братом тогда была в Баку шикарная квартира – 5 комнат с высокими потолками, большой коридор и  комната типа «кают-компании». Но, главное, у него уже  была собрана личная библиотека фантастики лучших наших и зарубежных авторов – где-то около 10 тысяч книг. Фантастику он любил более всей остальной литературы и в этом я с ним был вполне солидарен. А из всех фантастов он больше всех ценил Стругацких.

Естественно, он, как радушный хозяин, пока мы ожидали выхода в море и мучились от вынужденного безделья, показал мне все свои «книжно-фантастические сокровища» и заразил меня при этом своим интересом к Стругацким.

Причем, надо сказать, что просто так купить в то время в Москве книги  Стругацких было очень даже не легко. Это был порядочный дефицит!

Ну, я тогда и дорвался: перечитал дней за пять у Володи и Стругацких и Бреэдбери и все, что подвернулось под руку в его библиотеке. Читал день и ночь, мечтая о том, чтобы выход в море затягивался как можно дольше.

А после рейса (месяца через полтора), когда мы снова оказались в портовом городе Баку, я еще на несколько дней задержался у Володи, чтобы дочитать то, что не успел «проглотить» перед рейсом.

И с тех пор мое уважение к фантастике и фантастам с каждым годом только крепло, хотя я и раньше  этот литературный жанр очень любил.

К чему вся эта присказка!  Да, пожалуй, к тому, что именно тогда я и прочел «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», Обитаемый остров»   и много что еще Стругацких (Ну, кое-что заодно прочел из Брэдбери и других фантастов). Расскажу об этом в следующих «кусочках» этого очерка.


Предыдущая часть http://www.proza.ru/2015/08/28/794

Продолжение http://www.proza.ru/2015/08/30/322

Рисунок - коллаж автора.


Другие мои произведения на этом сайте:

Бессмертие - фэнтези (7)  http://www.proza.ru/2014/01/29/1634

Полная неуязвимость - фантастика (6) http://www.proza.ru/2014/02/06/1357