Венеды, анты и славяне

Константин Рыжов
                1. Древнеевропейцы Лужицкой культуры

Славянский этнос, как полагают, сформировался в северо-восточной части ареала древневропейской общности (http://proza.ru/2013/10/21/295) в области распространения Лужицкой археологической культуры. Эта территория включала бассейны Вислы, Одера и верхней Эльбы. Населявшие ее древнеевропейские племена говорили на разных диалектах, в том числе и на протославянском.   

Проживали древнеевропейцы преимущественно в неукрепленных поселениях, состоящих из сравнительно небольшого числа наземных жилищ столбовой конструкции. Устраивались они обычно по берегам рек, иногда на всхолмлениях в их поймах.

В конце бронзового века, в основном уже в эпоху железа, в ареале лужицкой культуры появляются и укрепленные поселения, которые строились на мысовых возвышениях, холмах или приозерных островах. Наиболее изученным из них является Бискупинское городище в 90 км от Познани. Поселение возникло на озерном острове, берега которого были укреплены бревнами, вбитыми в несколько рядов в дно. Овальная площадка поселения (около 2 га) была ограждена конструкцией из трех рядов бревенчатых клетей, засыпанных грунтом. С западной стороны имелся воротный проезд, за которым через торфяник был перекинут деревянный мост длиной 120 м.

К оборонительным сооружениям с внутренней стороны примыкала кольцевая улица, вымощенная плахами, а в середине было проложено 11 параллельных улиц. Вдоль последних, вплотную друг к другу, стояли однотипные дома размером около 10 х 8 м, с двускатным покрытием и дверями, выходящими на улицы. Каждая постройка делилась на три части: большая жилая комната с очагом, спальное помещение и хозяйственные сени. Строительным материалом были дуб и ель. На поселении проживало около 1000–1200 жителей.

Основой хозяйства лужицкого населения были земледелие и скотоводство. Возделывались просо, пшеница четырех разновидностей, многорядный ячмень, рожь, горох, чечевица, бобы. На Бискупинском городище найдено два деревянных рала, которыми обрабатывались пахотные земли. Среди домашних животных главное место занимал крупный рогатый скот, затем овцы, свиньи, лошади и собаки.

Важную роль в экономике  древнеевропейцев играло бронзолитейное ремесло, базировавшееся на привозном сырье. Из бронзы изготавливались различные инструменты (топоры, серпы, долота, шилья, ножи), предметы вооружения и украшения.

                2. Переселение балтов и начало славянского этноса

Около 550 г. до Р.Х. территория лужицкой культуры стала заселяться племенами из Польского Поморья, говорившими на окраиннобалтском или на промежуточном древнеевропейско-балтском диалекте. В течение полутора столетий пришельцы расселились на значительной части бассейна средней и верхней Вислы и в смежных районах бассейна Одера.  Прежнее лужицкое население не покинуло при этом мест своего исконного проживания. На первых порах поморские и лужицкие поселения и сопутствующие им могильники существовали на одной территории раздельно. Но скоро пришельцы смешиваются с местным населением, образуются совместные поселения и общие могильники. В погребальной обрядности значительное распространение получает после этого обычай накрывать остатки захоронений крупным колоколовидным сосудом — клёшем (от польского klosz). Вследствие этого новая археологическая общность, сложившаяся на основе Лужицкой и Поморской, получила название культуры Подклёшевых погребений. Она датируется 400–100 гг. до Р.Х. Первоначальная территория её — бассейны среднего и верхнего течения Вислы и притока Одера Варты. Но постепенно ареал культуры Подклёшевых погребений расширяется до среднего течения Одера на западе и до западных, окраинных регионов Волыни и Припятского Полесья на востоке.

Можно полагать, что носители восточного варианта культуры Подклёшевых погребении были самыми ранними славянами.  По-видимому, племена Поморской культуры внесли в славянский язык какую-то часть особенностей, которые сближают его с балтским. Наоборот, ремесленная и земледельческая лексика славян, находящая параллели в италийских, кельтских и германских языках, является наследием древнеевропейского диалекта.

Поселения культуры Подклёшевых погребений были неукрепленными. По топографическим особенностям и величине они близки к лужицким. Жилищами были наземные прямоугольные постройки столбовой конструкции, продолжавшие традиции домостроительства Лужицкой культуры. Очаги выкладывались из камней и располагались обычно около одной из длинных сторон жилища. Пол был земляным, перекрытие двускатное. Вся глиняная посуда делалась ручным способом, без применения гончарного круга. Металлические предметы в рассматриваемое время изготавливались в основном уже из железа.  Основой экономики населения были земледелие и скотоводство.

                3. Вторжение кельтов и Пшеворская культура

Около 400 г. до Р.Х. начинается широкое расселение кельтов (http://www.proza.ru/2015/04/22/2008). Из рейнских и верхнедунайских земель они несколькими потоками устремились на восток. В первой половине III в. до Р.Х. кельты осели в Нижнем Подунавье, а отдельные группы их достигли верхнего Днестра. В процессе расселения пришельцы легко смешивались с местным населением, всюду распространяя свою культуру.

 Во II в. до Р.Х. часть кельтов преодолела Карпаты и  расселилась в верхнем течении Вислы, среди проживавшего здесь славянского населения. Так начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян.

К концу II в. до Р.Х.  культура Подклёшевых погребений транформируется в новую, получившую наименование Пшеворской (по большому могильнику близ г. Пшеворска на юго-востоке Польши, раскопанному еще в начале XX в.).  Постепенно Пшеворская культура распространилась по всему ареалу культуры Подклёшевых погребений. При этом пришлое население уже в конце I в. до Р.Х. было полностью ассимилировано аборигенами, воспринявшими более высокую латенскую культуру. 

Этнический состав носителей Пшеворской культуры был сложным. Ряд особенностей ее западного региона обнаруживает параллели в достоверно германских древностях, что наряду со свидетельствами письменных источников позволяет говорить о принадлежности значительной части пшеворского населения бассейна Одера восточным германцам. Со славянской культурой раннего средневековья эволюционно связываются пшеворские древности Висленского региона. Преемственность устанавливается как по формам лепной керамики, так и по погребальной обрядности.

                4. Венеды

Из античных и средневековых источников известно, что в эпоху расцвета Пшеворской культуры Висленский регион населяли племена венедов.

Впервые этноним венеды  встречается в Естественной истории Плиния, погибшего при извержении Везувия в 79 г.  Автор называет венедов в числе племен, соседящих на востоке с группой германских племен — ингевонами: «...земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами».

Несколько конкретнее этногеографические сведения автора второй половины II в. Клавдия Птолемея, использовавшего не дошедшее до нас сочинение географа I в. Марина Тирского. Согласно Птолемею венеды — одно из крупнейших племен Европейской Сарматии, пределом которой на западе была р. Висла (Вистула).  «Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу…».  В Повисленье, судя по Птолемею, жили и менее значительные племена — гифоны, аварины и др. По-видимому, они не дожили до раннего Средневековья, растворившись среди венедского и германского населения. Как далеко простирались земли венедов на восток, определить по данным Птолемея не представляется возможным.

На основе данных Плиния, Птолемея, а также Тацита можно полагать, что в первых столетиях нашей эры славяне обитали где-то между Балтийским морем и Карпатами, в бассейне Вислы, а может быть, и в более восточных районах. В III—IV вв.  их территория расширяется, охватывая области Поднестровья.

Информацию античных авторов о том, что древнейшей областью венедов был регион, связанный с бассейном Вислы, подтверждает Иордан. Он сообщает: «между Тисой, Олтом и Дунаем лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы [Карпаты]. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Вислы], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов».


                5. Материальная культура венедов

Наследие кельтов проявляется и в керамических материалах, и в металлических изделиях, и в погребальной обрядности Пшеворской культуры. Замечательные успехи были сделаны прежде всего в металлургии. Среди памятников Пшеворской культуры есть крупные производственные центры по добычи и обработке железа, которые снабжали своей продукцией большие районы и экспортировали ее в римские провинции. Известно четыре таких центра – район Свентокжицких гор, Новая Гута около г. Краков, окрестности с. Тархалице в Нижней Силезии и Фаленты недалеко от Варшавы. Наибольшего расцвета пшеворская черная металлургия достигает в III – IV вв., когда в указанных центрах производились сотни тонн кричного железа, функционировали весьма совершенные шахты  по добыче железной руды, имевшие сложную систему деревянных креплений и подъемные приспособления. Самым крупным центром по железодобычи был Свентокжицкий, занимавший площадь ок. 1000 кв. м. Здесь открыто несколько тысяч остатков сыродувных металлургических горнов (http://www.proza.ru/2011/04/20/354). Кроме больших специализированных центров по добыче железа существовали на большинстве поселений и мелкие кустарные мастерские, насчитывавшие несколько одиночных сыродувных горнов.

На территории Пшеворской культуры, преимущественно в ее южной части, активно работали и центры по производству керамики, из которых гончарные сосуды в большом количестве поступали во все регионы. В округе Кракова  археологически исследовано более сотни гончарных горнов. Группа поселений гончаров выявлена и в окрестностях Вроцлава. Наибольшее распространение в Пшеворской культуре получили двухкамерные горны, восходящие к кельтскому гончарству.

Во II в. на территории пшеворской культуры появляется глиняная посуда, изготовленная на гончарном круге. В следующем столетии она получает весьма широкое распространение. Это горшки разных форм, миски и кувшины, которые были продукцией гончаров-ремесленников, работавших в описанных выше производственных центрах. В результате торговых операций и обмена гончарная керамика распространялась по всему пшеворскому ареалу. Однако земледельческое население продолжало делать глиняную посуду и домашним способом.

Развитие черной металлургии пшеворских племен создало материально-техническую базу для дальнейшего развития других видов ремесел и привело к совершенствованию земледелия как основной отрасли хозяйства населения. Появляются пашенные орудия с железными сошниками, что значительно повысило эффективность и производительность земледелия. Доминировала двухпольная система земледелия. Поля вспахивались крестообразно, что определено археологически по следам борозд, сохранившимся под позднее насыпанными курганами. Урожай убирался железными серпами и серповидными ножами. Запасы зерна хранились в грушевидных ямах, обмазанных глиной, и деревянных кадушках. Зерно первоначально мололи ручными мельницами, а в позднеримский период распространились и ротационные жернова.

Наряду с земледелием развивалось и животноводство. Успехи в земледелии и ремесле привели к возникновению торговых отношений, прежде всего с Римской империей, свидетельством чего являются многочисленные импортные дорогие бронзовые и стеклянные сосуды, амфоры, стеклянные бусы  и другие украшения.  С торговыми отношениями связаны многочисленные клады римских монет (насчитывающие иногда до нескольких тысяч монет).

Жилищами служили наземные и углубленные в землю постройки. Преобладали полуземлянки. Стены жилища прямые, пол ровный, хорошо утоптанный. В одном углу, как правило, с северной стороны располагался очаг, выложенный камнями, обмазанными глиной. По углам и посередине противоположных стенок размещались столбы, поддерживающие крышу. Между столбами укладывались друг на друга округлые или затесанные с двух сторон бревна, концы которых впускались в продольные пазы вертикальных опор. Деревянные стены жилищ обмазывались потом глиной. Устройство кровли было следующее: на большие столбы, вкопанные посередине коротких стен помещения, укладывалась перекладина, к которой прикреплялась верхняя часть стропил. Нижние концы стропил опирались на плахи боковых стенок. При такой конструкции крыша была двускатной. Сверху деревянный каркас крыши накрывался хворостом, сеном, соломой. Жилой дом окружали хозяйственные помещения  (амбары, загоны для скота). Для хранения зерна и  продуктов  широко использовались хозяйственные ямы. Эту особенность отмечал Тацит: «У них принято также устраивать подземные ямы, поверх которых они наваливают много навоза и которые служат им… для хранения съестных припасов, ибо погреба этого рода смягчают суровость стужи».

Умерших сжигали, а их прах помещали в урны и хоронили в плоских ямах. Никаких курганов не насыпали.  Однако в могилу клали различный инвентарь. Археологами найдено много оружия: копья с различными наконечниками, относящиеся к позднеримскому времени, и мечи нескольких видов (в том числе обоюдоострые с заостренным клинком). Во многих захоронениях находят  шпоры. Особенно много их в захоронениях Поднестровья II – III в. Эти данные свидетельствуют о значительном числе конных отрядов воинов. Очевидно, это связано с продвижением племен Пшеворской культуры на юг.

                6. Расселение венедов. Анты и склавены

К исходу II в. до Р.Х. в среде населения пшеворской культуры заметна первая активная волна переселенческого движения. Испытывая давление со стороны германцев и кельтов, пшеворские племена начинают расселяться в юго-восточном направлении, в область восточно-европейской лесостепи и Полесья. Во второй половине I в. до Р.Х. в Верхнем Поднестровье и в Западной Волыни появляются наиболее ранние памятники пшеворской культуры.  На этой же территории прослеживается вторая волна расселения пшеворских племен, которая может быть отнесена к концу II в. В это время осваиваются верховья Западного Буга, а также правые притоки Припяти – Стырь и Горынь.  На протяжении III в. территория Пшеворской культуры увеличивается почти вдвое за счет освоения южных, юго-западных и юго-восточных земель.  В сфере культуры оказалась территория верховьев Вислы и Одера, вплоть до Моравских ворот и восточная Словакия. На юго-востоке пшеворские памятники достигают Подолии.

Иордан свидетельствует, что «многолюдное племя венетов» в его время (т.е. в VI в.)   известно «под тремя именами: венетов, антов, склавенов». «Склавены, — пишет он, — живут от города Новиетуна [по-видимому, Невиодун на правом берегу Савы, ниже нынешней Любляны]  и озера, именуемого Мурсианским [по Е. Ч. Скржинской озеро Балатон], до Данастра [Днестра], а на север — до Вислы [Вислы]... Анты же... распространяются от Данастра до Данапра [Днепра], там, где Понтийское [Черное] море образует излучину». Таким образом, славяне во времена Иордана заселяли широкую полосу, простирающуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.

                7. Племена антов и Черняховская культура

Во  II в. этническая карта Юго-Восточной Европы выглядела следующим образом. От нижнего Дуная па западе до донских и волжских степей на востоке, расселялись сарматы (http://www.proza.ru/2015/05/20/1827),  принадлежащие, как и скифы, к иранской языковой группе. В бассейне Днепра и в Поднестровье они занимали не только степные районы, но и лесостепь, ранее заселенную скифским населением. В низовьях Днепра и в Крыму обитали поздние скифы. Лесные области Поднепровья с прилегающей к нему частью Волго-Окского междуречья, а также бассейны Немана и Западной Двины заселяли балты (http://www.proza.ru/2015/07/11/918). Западными соседями сарматов были дако-карпские племена, относящиеся к фракийской языковой группе. В западных районах Припятского Полесья и на Волыни во II в. появляются племена готов, переселившиеся сюда  из  Южной Балтики (http://www.proza.ru/2015/06/23/281).

Начиная с первых веков нашей эры, в Верхнее Поднестровье проникают носители Пшеворской культуры. (К сожалению, фрагментарность материалов не позволяет определить, к какой группе — висленской или одерской — принадлежат пшеворские древности этой территории. Скорее всего, пшеворское расселение в Поднестровье и на Волынь происходило из бассейна Вислы). Вскоре Верхнее Поднестровье стало ядром формирования новой археологической культуры, получившей название Черняховской.

В первой половине III в. Черняховская культура стала распространяться в юго-восточном и южном направлениях, по всей вероятности, в результате миграции её носителей. Ареал её постепенно охватил всю скифо-сарматскую территорию  — от нижнего Дуная на западе до Днепровского лесостепного левобережья на востоке. В Киевском Поднепровье носители Черняховской культуры  поселяются лишь в самом начале IV в. Не ранее рубежа III и IV вв. черняховским населением было освоено Днепровское лесостепное левобережье.

Основой хозяйства черняховского населения являлись земледелие и скотоводство. Использовались легкие и тяжелые плуги, способные не только разрыхлять, но и переворачивать верхние пласты почвы. Вспашка производилась при помощи волов. Уборка урожая производилась железными серпами разной формы. Обнаружены также косы и мотыжки. Сеяли преимущественно пшеницу, ячмень, просо. Для хранения урожая использовали ямы-погреба и сосуды-хранилища. Были также распространены огородные культуры, посевы льна и конопли. Наряду с ручными мельницами использовались более крупные – общественные. Черняховцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. К числу домашних животных относились также собаки, кошки, ослы, куры, утки. Были широко развиты домашние ремесла. Для изготовления некоторых бытовых предметов использовался токарный станок. Железо выплавлялось из болотных руд в сравнительно небольших количествах, и потому было достаточно дорогим. Цветных металлов также было мало. Украшения из золота единичны. Высокого совершенства и специализации достигло гончарное ремесло. О широких связях с Римской империей свидетельствуют римские монеты, краснолаковая и красноглиняная столовая посуда, стекло, металлическая посуда. Найдено много обломков амфор, в которых привозили вино и масло. Из лесостепной зоны вывозили зерно, мед и т.д. Очень вероятно, что римская монета использовалась для внутреннего денежного обращения. Черняховское общество находилось на этапе военной демократии. Отмечены захоронения вождей и жрецов, вооруженных дружинников, гончаров-ремесленников. На некоторых черняховских поселениях открыты каменные изваяния-идолы.


Нужно полагать, что черняховское население, сформировавшееся в условиях территориального смешения нескольких племенных групп, оставалось пестрым в этническом отношении. Видимо, в разных частях обширного черняховского ареала имели место различные языковые и ассимиляционные процессы, может быть, оставшиеся незавершенными из-за относительной кратковременности Черняховской культуры.

Пшеворские элементы встречаются широко, почти по всей территории распространения Черняховской культуры. Вместе с тем в черняховском ареале отчетливо выявляется регион их большой концентрации. Он охватывает в основном поднепровские земли — Среднее Поднепровье и поречье порожистой части Днепра. На западе он простирается по лесостепи через среднее и верхнее течение Южного Буга до областей Верхнего Поднестровья.  Подольско-Днепровский регион выделяет еще одна весьма специфическая этнографическая особенность — жилища-полуземлянки  с печью или каменным очагом в одном из углов, сопоставимые по всем деталям со славянскими полуземлянками второй половины I тысячелетия.  Таким образом, можно думать, что основную массу населения Подольско-Днепровского региона Черняховской культуры составили потомки местных ираноязычных племен и славяне — носители Пшеворской культуры. Поскольку скифо-сарматское культурное наследие здесь отходит на второй план, нужно полагать, что местное иранское население постепенно было ассимилировано славянами. Об этом свидетельствуют и значительное число могильников с преобладанием захоронений по обряду трупосожжения, и устойчивое сохранение пшеворских особенностей в черняховской обрядности. Если это предположение верно, то племенную (и, по-видимому, диалектную) группировку славян Подольско-Днепровского региона черняховской культуры следует отождествлять с антами, известными по историческим сочинениям VI–VII вв. Согласно Иордану, их племена как раз  заселяли области между Днестром и Днепром.

 Этноним „анты“ имеет, скорее всего, иранскую основу и восходит к древнеиндийскому antas («конец», «край»)  или осетинскому att’iya («задний», «позади»). Первоначально этот этноним, видимо, относился к какой-то племенной группе скифо-сарматского населения, а затем в условиях территориального смешения со славянами и славянизации местных иранцев был перенесен на славян, переживших славяноиранский симбиоз, то есть жителей Подольско-Днепровского региона Черняховской культуры.

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239