4. Особенности тыловых грузоперевозок в афганской

Маркус Норман
4.Особенности тыловых грузоперевозок в  афганской войне «по-американски».

Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/05/13/1326

    О подробностях ведения боевых действий подразделениями армии США, их натовскими союзниками еще только предстоит написать участникам афганской войны, военным историкам, журналистам и прочим свидетелям, сумевшим на ней отметиться.  Каждый воюет, как может, в силу своей подготовки, профессионализма, патриотизма, технической оснащенности и финансовой мотивации. Думаю, перечисленные факторы касаются в полной мере служб тылового обеспечения, в том числе воздушных перевозок.
  Российские авиационные субподрядчики для выполнения контрактных обязательств, в принципе, должны были решать три основных вопроса:
-предоставление своей техники в исправном состоянии,
-обеспечение квалифицированного кадрового состава для ее эксплуатации,
-доставка груза из точки А в пункт Б.
   О первых двух пунктах мы немного поговорили выше. Давайте перейдем к третьему.
- Знаешь, Маркус, наблюдая изнутри за деятельностью американцев, натовцев в Афганистане, я поначалу много удивлялся их подходам к ведению боевых действий, организации тыловых грузоперевозок. Потом привык, постарался вписаться в чужую армейскую систему и далее не выделялся из нее.
    Наши диалоги с дедом носили регулярный характер в процессе ожидания разрешения на полет. Я задавал множество вопросов. Старый пилот, не торопясь отвечал на них.
- А что больше всего удивляло? К чему так и не смог привыкнуть?
- К трусости коллег – американских пилотов. Причем военных, а не гражданских.
- Можно с этого места подробнее?
- Ну, слушай.
   Далее дед рассказал об одной из операций американцев в 2012 году, когда они успешно высадили на своих «Чинуках»  роту спецназа на точку в местечке Тарин-Кот (примерно полтора часа лета от Кабула). Бойцы двое суток мужественно рубились с талибами, удерживая занятые позиции. Но рано или поздно заканчиваются боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Надо осуществлять логистическую поддержку, доставлять все жизненно необходимое воюющему подразделению.
- Америкосы послали два военных «Чинука» с грузом. Талибы ждали воздушную поддержку противника. Один борт сразу сбили-разложили неподалеку от места боя. Второй не стал испытывать судьбу, моментально убежал из опасного района. Потом вся американская эскадрилья, работавшая на военной базе в Кандагаре, отказалась делать повторный вылет на Тарин-Кот. Типа, там опасно, сбивают, мы так не подписывались, больше не воюем.
 Дед презрительно сплюнул, потом добавил:
- Мне бы подобное сказать отцам-командирам, когда попал в Афганистан лейтенантом, после училища. Минимум разжаловали б и выгнали из армии. А скорее всего, отдали б под суд за неисполнение приказа в боевой обстановке.
- Так понимаю, что задачу по доставке груза срочно перекинули на «Съюприм»?
- Абсолютно верно. Пара наших «мишек» пошла в тот район. Предварительно, узнали всю информацию о расположении огневых точек, изучили возможные пути подлета. Ничего, прорвались. У амеров, действительно, все хреново складывалось. Ни патронов, ни еды, ни воды, ни медикаментов. И трупов 38 штук, уже в мешках разложены, в аккуратный рядок. Быстро выгрузились, забрали груз-200, скорее на базу. Потом такие полеты стали нормой…
 - Если так подумать, то американцы поступали вполне логично: зачем им нужно рисковать своими пилотами, машинами, выплачивать потом многотысячные страховки в случае форс-мажора, если есть более дешевая рабочая сила, способная справиться с решением сложных задач? Вы не американцы, не военные, вас не жалко, если собьют.
- То же верно. Но вояки абсолютно не учитывают морально-психологический момент, пропагандистский. Ведь про амеров верно говорят: они готовы воевать только ПРИ ПОЛНОМ господстве в воздухе, когда  их воздушные силы неуязвимы для противника, так? Афганская война еще раз подтвердила данный тезис. У талибов не было и нет ничего, кроме стрелкового оружия, гранатометов и старых «Шилок», производства еще шестидесятых годов прошлого века. Но даже такая примитивная «противовоздушная оборона» полностью деморализовывала подразделение «элитных» воздушные силы США, отказавшихся выполнять поддержку наземных сил. 
     Дед задумчиво курит, отгоняя утреннюю мошкару, налетевшую после ночного дождя.   
- Америкосы, может быть, трусоваты, но не дураки. Они видят, что мы, гражданские люди, пусть даже офицеры запаса, летаем в условиях, где их пилоты принципиально отказываются работать. Естественно, они будут справедливо завышать в  оценках  уровень военных – российских коллег, которых готовят К ЛЮБЫМ, самым сложным условиям войны и поставленным задачам. Надо ли, в перспективе, с ними меряться силами, если здесь, в горах  американский класс летной подготовки армейских вертолетчиков уступает даже персоналу гражданской авиации тылового обеспечения?
- Так уж и ниже, серьезно уступает? – пытаюсь своим сомнением в голосе спровоцировать собеседника на новые воспоминания или откровения.
- Да, будь уверен. Я перестал считать свои командировки в Афганистан, когда после 2001 года у меня их набралось с десяток. Летный профессионализм всегда коррелируется с правильной оценкой возможных рисков. Например, те же американские спецы бились с талибами регулярно и в самых сложных горных условиях. «Сложных», это когда в ходе боестолкновения бойцы забираются на господствующую высоту. А там нет ни площадки для приземления, ни вообще, хоть какого-то пятачка, куда можно скинуть груз. Надо подвисать и организовывать аккуратную выгрузку, иначе все карго улетит к черту в пропасть, пехота снова останется с голым задом.
- И как выкручивались?
- «Элементарно». Опирались одним колесом на какой-нибудь скалистый выступ, продолжая удерживать машину в полу подвешенном состоянии. Борт-инженер в это время вместе с бойцами выгружал карго. Экипажи «Чинуков» никогда не делали ничего подобного для своих же наземных частей по самым разным причинам.
- Американцы на земле восторгались вашими действиями?
- Не то слово. Командиры их подразделений даже обещали ходатайствовать о нашем награждении медалями США, но с подрядчиками играют по иным правилам, считая, что для них денежного эквивалента признания заслуг достаточно. Мы не противились такому подходу.
   Таким образом, сошлись с дедом во мнении, что рядовые вылеты в относительно безопасные точки Афганистана натовцы совершали сами. Когда реально пахло жареным, а возможные риски зашкаливали, предпочитали обращаться за поддержкой к гражданским экипажам своих тыловых подрядчиков. В первую очередь русским, украинским, казахским.

Продолжение следует. http://www.proza.ru/2015/05/18/805
На фото: так тоже бывало в горах.