3. Кадры, техника, финансы тыловых перевозчиков

Маркус Норман
3. Кадры, техника, финансы тыловых перевозчиков.

Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2015/05/11/346

    В круглогодичном потоке российских туристов из Эмиратов, Египта, Турции, Туниса и прочих стран с жарким климатом, вы вряд ли сможете выделить в столичном аэропорту Домодедово или Шереметьево наших земляков, прибывших домой из «командировки на войну». Впрочем, наметанный взгляд все же определит незаметные детали, отличающие рабочего человека от праздных любителей курортного отдыха: запыленные, помятые чемоданы, походные сумки, пролежавшие четыре-пять месяцев в углу балка. Одежда, неброска, но добротная, типа «5.11 Tactical Series». А главное, выражение усталых лиц, где смешивается радость возвращения и возможность расслабиться после каждодневной многочасовой круговерти и реальной опасности.
- Работа на «Съюприм» в отличии от «Скайлинк» была реально жестче, опасней, многограннее, - рассказывали наши вертолетчики, вспоминая приятные или наоборот, трагичные моменты полетов. – «Нажимать на кнопочку», т.е. воевать нам не приходилось. А вот процесс тылового обеспечения натовских  войск в труднодоступной, гористой местности гражданский вертолетный парк МИ-8 взял на себя в полном объеме.
3.1. Кадровый состав.
   Подрядчикам США и НАТО не откажешь в умении подбирать квалифицированные кадры, умеющие выполнять поставленные задачи в условиях, приближенных к боевым. Точное соотношение никто не высчитывал, но как минимум, половина вертолетчиков, принятых на работу в период военной компании 2001 – 2015 годов, имела опыт боевых действий в «советском» Афганистане или в Чечне. Возможно, таких набрали б даже сто процентов  от необходимой штатной численности. Но не все из российских ветеранов знали в свои 50-55 лет английский язык в степени, достаточной для ведения радиопереговоров с землей.
- Когда потребность в грузоперевозках становилась особенно острой, то на слабое знание английского нашими парнями закрывали глаза. Ведь многие диспетчера на базах или на точках понимали русский, будучи выходцами из бывших советских республик. Тем не менее, четвертый уровень по стандартам ИКАО подрядчики из «Скайлинка» или «Съюприма» требовали постоянно.
   Я общаюсь с дедами-вертолетчиками, пытаясь представить их молодыми, безусыми лейтенантами, 30-35 лет назад, только что после выпуска из летного училища, когда после небольшой стажировки в войсках они попадали в Афганистан. А потом, словно в фантастическом сюжете, кувырке судьбы сквозь пространство и время, вновь возвращались в знакомые горы, вспоминая места прежних боев, своих побед и поражений.
- Маркус, у ветеранов той давней, «советской» войны в Афгане, перед своими молодыми коллегами в 21 веке, в тех же проклятых горах было лишь одно преимущество: МЫ ТОЧНО ЗНАЛИ, как надо здесь работать не по учебникам и требованиям летного руководства, а в соответствии с местными реалиями, сложным рельефом, перед лицом жестокого и беспощадного противника.
3.2. Техника.
   После окончания «советской» войны в Афганистане прошло уже четверть века, но авиационная техника на службе тылового обеспечения войск НАТО осталась, фактически, прежней. Российские пилоты (впрочем, так же их коллеги из стран СНГ, ближнего зарубежья) продолжали летать на различных модификациях МИ-8, МИ-26 и «Камова». Сей факт заставляет задуматься о том, насколько далеко продвинулась военная и техническая мысль в создании-разработке новых поколений винтокрылых машин?
   Автор, будучи гуманитарием по образованию, не считает себя специалистом в области проектирования-производства вертолетной техники. Поэтому, на поставленный вопрос пусть отвечают те, кто лучше разбирается в теме.
  Впрочем, «лучшее – враг хорошего». Российские вертолеты прекрасно зарекомендовали себя в условиях высокогорья и высоких температур еще в прошлом веке. Вряд ли стоит удивляться, что войны нового столетия тоже не обходятся без их участия.
  Забегая вперед, напомню факт признания американскими специалистами совершенство российских винтокрылых машин для выполнения боевых и тыловых задач в Афганистане. Не смотря на мощное лобби ВПК в конгрессе США, еще лет пять назад был одобрен контракт с казанскими производителями на поставку двух или трех десятков вертолетов для нужд афганской армии. Не могу точно сказать, был он выполнен в полном объеме или нет?
3.3.Финансовая поддержка – обеспечение.
  Любая война, которую развязывает сегодня Запад, а в первую очередь Соединенные штаты, является очень большим бизнесом, где крутятся десятки миллиардов долларов. Афганская авантюра для Соединенных штатов не стала исключением из правил. Летный состав из числа субподрядчиков получал за свой труд и риск ОЧЕНЬ приличные деньги. Автор не станет здесь приводить никаких цифр (зачем?). Да и нехорошо считать копейку в чужом кармане.
  Все очень «просто». Есть люди, готовые рисковать. Есть силы, готовые за этот риск платить. Причем, в общую сумму входят многие показатели: тонно-километры, летные часы, количество перевезенных подвесок и т.д.
  У читателя должно сложиться четкое мнение о том, что такие понятия, как «патриотизм», «судьба мира», «борьба с терроризмом» и прочие газетные штампы совсем неуместны для американской войны в Афганистане. В фокусе общих интересов только заработок и приобретение, совершенствование боевого опыта на специфическом театре военных действий.
Продолжение следует.http://www.proza.ru/2015/05/15/1541
На фото: Площадки аэропорта Кабула