П. С. Попов. Высшая мера предателю

Голиков Альберт Александрович
Статья обновлена в июне 2023 г.

Подполковник Пётр Попов.

Тайники, которые использовал Попов для хранения шпионских атрибутов.
Фото из книги «Лубянка 2. Из истории отечественной контрразведки». М. 1999

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пётр Семёнович Попов (1923—1960) — подполковник Советской Армии, сотрудник ГРУ, первый крупный агент Центрального разведывательного управления Соединённых Штатов Америки в СССР.


Биография

Пётр Попов родился в 1923 году вблизи Костромы в крестьянской семье. В августе 1942 года ушёл на фронт, имел награды. Великую Отечественную войну закончил офицером снабжения. Знакомые характеризовали его как скрытного, малообщительного и нервозного человека. Вместе с тем они отмечали его дисциплинированность и исполнительность. После войны Попов стал порученцем при генерале Иване Серове, заместителе Главноначальствующего советской военной администрации в Германии по делам гражданской администрации и по совместительству заместителе наркома НКВД СССР[1], [2].

В 1947 году Попов окончил Военную академию тыла и снабжения. После этого по протекции Серова он поступил в Военно-дипломатическую академию, которую окончил в 1951 году. В том же году он получил назначение в Вену, в контингент советских войск в Австрии. Основной задачей Попова стала вербовка агентуры из числа граждан Австрии с целью работы против Югославии, с которой у СССР в те годы произошёл конфликт[1].


Сотрудничество с американской разведкой

Существует две версии о том, как Попов был завербован агентами ЦРУ. Первая из них, американского происхождения, гласит, что он сам подбросил записку с предложением сотрудничества в автомобиль вице-консула США в Вене. Вторая, основанная на показаниях самого Попова, гласит, что его похитили в Вене двое агентов ЦРУ, которые под угрозой тайного вывоза в США и суда над ним за шпионаж заставили его подписать акт вербовки. Как бы то ни было, но с 1954 года Попов начал активно сотрудничать с ЦРУ как агент под псевдонимом «Грейспейс».[3]

Специально для работы с Поповым было создано спецподразделение ЦРУ SR-9 (Soviet Russia), впоследствии именно SR-9 будет руководить действиями всех агентов в СССР. Координатором его действий стал Джордж Кайзвальтер. ЦРУ щедро оплачивало услуги подполковника. В свою очередь тот выдал всех известных ему агентов в Австрии, а также систему подготовки кадров для КГБ СССР и ГРУ и организационно-штатную структуру этих ведомств. Неоднократно Попов информировал ЦРУ по всем аспектам текущей деятельности советской военной разведки в Австрии, добывая сведения с использованием служебного положения. Подполковник передал Кайзвальтеру ряд ценных сведений о советском вооружении и военной доктрине, например, копию военных уставов тех лет, схемы организации бронетанковых и мотострелковых дивизий в Советской Армии. Также ЦРУ сумело получить через Попова отчёт о проведении в 1954 году в районе города Тоцк первых в СССР военных учений с использованием ядерного оружия.[1]

Попов, согласно его же показаниям, имел с Кайзвальтером в Австрии девять встреч, пять из которых прошли в 1954 году, и четыре — в 1955 году, однако, возможно, их было больше, и подполковник просто преуменьшил свою роль в шпионаже против СССР, надеясь на смягчение приговора. Когда в 1955 году СССР вывел свои войска из Австрии, Попов вернулся в Москву. Через некоторое время он получил назначение в Германскую Демократическую Республику, в город Шверин. 10 января 1956 года он вновь вступил в контакт со спецслужбами США. С апреля 1957 года Попов был переведён в Карлсхорст, где он стал работать с нелегальными разведчиками СССР в других странах, при этом продолжая сотрудничать с американской разведкой. С его помощью ЦРУ США удалось выявить ряд подобных разведчиков[1].


Оперативная разработка Попова КГБ СССР. Арест, следствие и суд

В ноябре 1958 года КГБ СССР заинтересовала переписка Попова с гражданкой Австрии Эмилией Коханек, его любовницей ещё со времён службы в Австрии. Дело оперативной разработки Попова получило кодовое наименование «Бумеранг», а сам его главный фигурант — псевдоним «Иуда». По мере разработки дальнейшее пребывание подполковника в ГДР становилось всё более опасным для СССР. 24 ноября 1958 года Попов в последний раз встретился с Кайзвальтером, после чего был отозван в Москву[1].

23 декабря 1958 года ЦРУ совершило главную ошибку, стоившую их агенту жизни — секретарь неверно понял указание послать Попову письмо с инструкциями, и отправил по его домашнему адресу в Калинин (ныне Тверь). Попова отозвали в Москву, где установили за ним плотное наблюдение. В течение января-февраля 1959 года фиксировались его встречи с агентами ЦРУ в СССР. 18 февраля 1959 года Попова задержали на Ленинградском вокзале в Москве. При обыске по месту жительства Попова в Калинине были обнаружены 20 тысяч рублей, пистолет «Вальтер», шифры, инструкции по связи с резидентурой США. Попову было предъявлено обвинение в измене Родине. Пытаясь выторговать себе жизнь, он согласился на разведывательную игру с резидентом США в СССР Расселом Лэнжелли, работником посольства. После завершения оперативной комбинации Лэнжелли был объявлен персоной нон-грата и выслан из СССР. Попов же предстал перед судом Военной коллегии Верховного Суда СССР. 7 января 1960 года он был приговорён к высшей мере наказания — смертной казни через расстрел[4]. По воспоминаниям сотрудников КГБ СССР, после оглашения приговора к Попову подошла его жена и обозвала его мерзавцем и подонком[5]. В том же году приговор был приведён в исполнение.


 23.03.2012
Первый крот в Главном разведывательном управлении

Игорь Атаманенко

Об авторе: Игорь Григорьевич Атаманенко - журналист, писатель.


«МЕДОВАЯ ЛОВУШКА»

Досконально изучив карту города, Пётр ежедневно проделывал пешие походы по намеченным резидентом маршрутам.

«Отрабатывая» площадь Оперного театра, Пётр сделал вывод, что она являет собой бивуак проституток, и с тех пор каждый свой выход в город он непременно заканчивал визитом к месту сбора всепогодных нимф.

Кайзвальтер воспользовался регулярными набегами разведчика на площадь Оперного театра для подставы ему своей агентессы.

В конце января 1953 года, «зачистив» очередной квартал Вены – плановое мероприятие для возможного проведения встреч с агентами, закладок тайников, ухода от «хвоста» и тому подобного, – Пётр направился к площади Оперного театра. Вдруг сзади раздался рокот мотора, и мимо него промчалось такси. Пётр заметил, что сидевшая позади водителя женщина стучит в окно и приветственно машет ему рукой.

«Что за чёрт!» – только и подумал Попов, как из остановившейся в 10 метрах от него машины выпрыгнула эффектная темноволосая женщина. Призывно помахивая рукой и улыбаясь, она двинулась навстречу. Сделав пару шагов, женщина резко остановилась и разочарованно покачала головой: обозналась!

Едва Попов успел оценить красоту незнакомки, как она резко развернулась и зашагала прочь.

«Вот тебе, Петя, и сказки венского леса!» – Попов не мог прийти в себя от резкой смены поведения незнакомки.

Неожиданно женщина споткнулась и рухнула на колени. Повинуясь импульсу, Пётр бросился вперед и, подхватив её под руки, резко поставил на ноги. Гримаса боли исказила красивое лицо иностранки.

Её волосы касались лица Петра, глаза призывно горели, пунцовый рот влёк к себе, а высокая упругая грудь упиралась в его плечо. В следующий миг Пётр впился в эти манящие губы. Незнакомка всем телом прижалась к нему, закрыла глаза, вверив всю себя во власть звериного порыва...

Задыхаясь, Пётр прервал поцелуй.

– Данкешон, – как-то неопределённо прошептала женщина, имея в виду то ли руку помощи, то ли участие в поцелуе.

– Битешон, – автоматически ответил он и зарделся, проклиная своё произношение.

– Вы – иностранец? – не обращая внимание на смущение Петра, спросила фея.

– Яа-яа, – только и выдавил из себя подполковник.

– Русский? – настаивала незнакомка

– Да, я – русский!

– Как йето чудьесно! Моя мама есть русская! Какой тьесный мир! Как тьебя зовут? – перешла на русский фея.

– Пётр... А вас как зовут?

– Грета... Грета Ламсдорф…

– А что если нам зайти куда-нибудь в кафе? Если вы не торопитесь...

– Да-да, коньешно... я сьегодня свободна, – с готовностью ответила немка.

Так начался первый и последний в жизни любовный роман русского разведчика Петра Попова.

* * *

Рицлер, выполнив свою миссию по вербовочной разработке Попова, передала его в руки «играющего тренера» Джорджа Кайзвальтера.

В 1953–1954 годах Грэлспайс (псевдоним Попова) «сдал» ЦРУ имена и коды более 80 советских офицеров-разведчиков, 4 нелегалов и 17 агентов-иностранцев, действовавших в Австрии и Западной Германии. Кроме того, он передал секретную информацию особой важности о личном составе ГРУ и приоритетных направлениях его работы.


ЭПИЛОГ

7 января 1960 года в клубе чекистов имени Ф.Э.Дзержинского под председательством генерал-майора юстиции Виктора Борисоглебского состоялось заседание Военного трибунала, в ходе которого был оглашён приговор: «Попова Петра Семёновича признать виновным в измене Родине и на основании ст. I Закона об уголовной ответственности предать смертной казни с конфискацией имущества».

Изменник был расстрелян, однако, по версии ещё одного предателя из ГРУ, бежавшего на Запад (в России известен как Виктор Суворов, автор книги «Аквариум»), Попов был заживо сожжён в спецкрематории КГБ. В качестве доказательства Суворов ссылается на короткую публикацию в «Правде», в которой вместо привычных в таких случаях слов «приговор приведён в исполнение», было напечатано: «уничтожен, как бешеный пёс».


 Теме  предательства  была  посвящена  статья  "Американский бриллиант... Возмездие"  http://www.proza.ru/2014/04/19/1723


 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложено  возмездие-расстрел  предателя  из  ГРУ  ПЕТРА  ПОПОВА  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

   Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если  на  Вашем экране будет смещение цифр  и  букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


  16    31    47    62    65        81    88   107  124     142  148  161  168  182  197  200  210  234
   П     О     П     О     В         П      Ё     Т      Р         С     Е     М     Ё     Н      О     В     И     Ч   
 234  218  203  187  172      169  153  146  127      110   92    86    73    66    52    37    34    24


  16    23    42    59       77    83    96   103  117  132  135  145  169      185  200  216  231  234
   П     Ё     Т      Р         С      Е     М     Ё     Н     О     В     И     Ч          П     О     П     О     В
 234  218  211  192      175  157  151  138  131  117  102    99   89        65    49    34   18     3


                ПОПОВ  ПЁТР  СЕМЁНОВИЧ  =  234.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  234 = П(редательств)О + П(риг)ОВ(ор) + П(риговор)Ё(н) + (расс)ТР(ел) + (огне)С(трельное) (ранени)Е М(озга) + (казн)ЁН + (кр)ОВ(оизлияние) (внутр)ИЧ(ерепное).

  234 = П,,О + П,,ОВ,, + П,,Ё,, + ,,ТР,, + ,,С,,  ,,Е  М,, + ,,ЁН + ,,ОВ,,  ,,ИЧ,,.


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:  123-ТРИДЦАТЬ  +  66-СЕМЬ  =  189.


  19   36   46   51   74   75   94 123     141 147 160 189
   Т    Р     И    Д    Ц    А    Т     Ь        С     Е    М    Ь
 189 170 153 143 138 115 114  95       66   48   42   29


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  189 = (сби)Т РИ(тм) (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (огне)С(трельное) (ранени)Е М(озга) + (смерт)Ь.

  189 = ,,Т  РИ,,  ,,ДЦА + ,,ТЬ + ,,С,,  ,,Е  М,, + ,,Ь.


                234-код ПОЛНОГО ИМЕНИ  =  189-ТРИДЦАТЬ  СЕМЬ  =  45  =  ПРЕДА(тель).